Наука в культуре современной цивилизации

ГЛАВА 9

Темы докладов и рефератов

Литература

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. М., 1997.

2. Левин Г. Д. Философские категории в современном дискурсе. М., 2007.

3. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

4. Новая философская энциклопедия. М., 2000-2001.

5. Поль Рикёр. Справедливое. М., 2005.

6. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

7. Онтология, гносеология и методология науки, логика. Материалы Второго российского философского конгресса. Т. 2. Екатеринбург, 1999.

8. Щуков В. А., Хан Г. Н. Оправдание случайности. М., 1990.

1. Эволюция картины мира и формирование философских категорий.

2. Истина и справедливость: юридический и философский аспекты.

3. Категориальный аппарат философии и науки в контексте правовых норм.

4. Причина и следствие, случайность и необходимость в оценке противоправ­ного поведения.

5. Система, структура, элемент. Проблема системообразующих факторов в пра­ве и правотворческой деятельности.

6. Совесть и закон.

Тема «Наука в культуре современной цивилизации» молчаливо ис­ходит из того, что сегодня уже существует единая общечеловеческая цивилизация и единая культура. Реальная картина современного ми­рового развития принципиально иная. Ни новое великое переселе­ние народов, ни проникновение достижений научно-технического прогресса в самые отдаленные уголки земного шара, ни приобщение огромной массы населения к достижениям европейской культуры не отменяют того факта, что сегодня на Земле сосуществуют различные цивилизации, воспроизводящие социокод своих уникальных культур. Процессы, происходящие в сфере культуры и политической жизни различных народов, показывают, что далеко не всегда достижения на­уки понимаются как высшая ценность, тем более что для многих лю­дей приобщение к науке оказывается весьма затруднительным делом. Чтобы ответить на поставленные вопросы, по идее следовало бы в дан­ном контексте показать, как влияют научные достижения на жизнь и быт, образование и культуру представителей различных цивилиза­ций. Необходимо проследить, какие метаморфозы претерпевает наука в условиях различных цивилизаций. Было бы весьма показательным сравнение духовной культуры, жизни и быта, сложившихся в услови­ях повседневной жизни и деятельности европейца и островитянина, китайца — жителя деревушки на берегу реки Хуанхэ, и китайца — сту­дента Кембриджского университета... Задача эта практически невы­полнимая.

Современная цивилизация неоднородна, распадается на ряд ло­кальных цивилизаций, по-разному адаптированных к восприятию науки, использованию ее достижений. Еще более сложную картину представляет собой культура, существующая в пределах разных ци­вилизаций и при этом сохраняющая свою этническую и религиозную специфику. Политическая карта мира демонстрирует наличие на зем­ном шаре огромного количества государств со своими особенными по­литическими режимами и традициями. В тоталитарных государствах научные достижения, как правило, используются для укрепления своей военной мощи с целью увековечения диктатуры правящей вер­хушки, которая игнорирует возможности использования науки в гума­нитарных целях. В калейдоскопе мировых событий трудно, а иногда и невозможно увидеть связь между трудом ученых, изолированных от общественных потрясений в тиши лабораторий, и работой крестьяни­на, добывающего свой нелегкий хлеб. Не случайно долгое время пре­обладало мнение об абсолютной автономии науки и чудаке ученом, не ведающем, в каком мире он живет и трудится. Не менее распро­страненным было мнение о зависимости науки от общества. Попытки философского осмысления отношений науки и общества получили реализацию в концепциях интернализма и экстернализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: