ГЛАВА 9
Темы докладов и рефератов
Литература
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. М., 1997.
2. Левин Г. Д. Философские категории в современном дискурсе. М., 2007.
3. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
4. Новая философская энциклопедия. М., 2000-2001.
5. Поль Рикёр. Справедливое. М., 2005.
6. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.
7. Онтология, гносеология и методология науки, логика. Материалы Второго российского философского конгресса. Т. 2. Екатеринбург, 1999.
8. Щуков В. А., Хан Г. Н. Оправдание случайности. М., 1990.
1. Эволюция картины мира и формирование философских категорий.
2. Истина и справедливость: юридический и философский аспекты.
3. Категориальный аппарат философии и науки в контексте правовых норм.
4. Причина и следствие, случайность и необходимость в оценке противоправного поведения.
5. Система, структура, элемент. Проблема системообразующих факторов в праве и правотворческой деятельности.
|
|
6. Совесть и закон.
Тема «Наука в культуре современной цивилизации» молчаливо исходит из того, что сегодня уже существует единая общечеловеческая цивилизация и единая культура. Реальная картина современного мирового развития принципиально иная. Ни новое великое переселение народов, ни проникновение достижений научно-технического прогресса в самые отдаленные уголки земного шара, ни приобщение огромной массы населения к достижениям европейской культуры не отменяют того факта, что сегодня на Земле сосуществуют различные цивилизации, воспроизводящие социокод своих уникальных культур. Процессы, происходящие в сфере культуры и политической жизни различных народов, показывают, что далеко не всегда достижения науки понимаются как высшая ценность, тем более что для многих людей приобщение к науке оказывается весьма затруднительным делом. Чтобы ответить на поставленные вопросы, по идее следовало бы в данном контексте показать, как влияют научные достижения на жизнь и быт, образование и культуру представителей различных цивилизаций. Необходимо проследить, какие метаморфозы претерпевает наука в условиях различных цивилизаций. Было бы весьма показательным сравнение духовной культуры, жизни и быта, сложившихся в условиях повседневной жизни и деятельности европейца и островитянина, китайца — жителя деревушки на берегу реки Хуанхэ, и китайца — студента Кембриджского университета... Задача эта практически невыполнимая.
Современная цивилизация неоднородна, распадается на ряд локальных цивилизаций, по-разному адаптированных к восприятию науки, использованию ее достижений. Еще более сложную картину представляет собой культура, существующая в пределах разных цивилизаций и при этом сохраняющая свою этническую и религиозную специфику. Политическая карта мира демонстрирует наличие на земном шаре огромного количества государств со своими особенными политическими режимами и традициями. В тоталитарных государствах научные достижения, как правило, используются для укрепления своей военной мощи с целью увековечения диктатуры правящей верхушки, которая игнорирует возможности использования науки в гуманитарных целях. В калейдоскопе мировых событий трудно, а иногда и невозможно увидеть связь между трудом ученых, изолированных от общественных потрясений в тиши лабораторий, и работой крестьянина, добывающего свой нелегкий хлеб. Не случайно долгое время преобладало мнение об абсолютной автономии науки и чудаке ученом, не ведающем, в каком мире он живет и трудится. Не менее распространенным было мнение о зависимости науки от общества. Попытки философского осмысления отношений науки и общества получили реализацию в концепциях интернализма и экстернализма.
|
|