Коммуникация - неотъемлемый элемент культуры; диалог - способ ее бытия. Общество существует постольку, поскольку сохраняется общение и взаимодействие участников социального процесса. В процессе коммуникации создаются культурные универсалии, которые являются всеобщими и которые специфически проявляются и используются в различных сферах духовной культуры. Наука использует важнейший
элемент культуры — язык, хотя и создает спой собственный. В ее арсенале в качестве всеобщих познавательных процедур используются такие культурные универсалии, как интерпретация, репрезентация, конвенция.
Репрезентация — универсальный способ представления, замещения реальности, полномочий, прав, знания, личности и т. п. Как культурная универсалия репрезентация имеет место в искусстве и науке, политике и праве. Средствами репрезентации являются символы и знаки, многочисленные языки культуры. Например, мир языка отличен от репрезентируемого мира и в то же время представляет иную, незнаковую реальность. В юриспруденции репрезентация есть представительство, репрезентировать — значит осуществлять присутствие (в суде, на переговорах и т. д.) Репрезентируемая личность в таком случае - это лицо, которое замещаетоя другим лицом, но репрезентант, осуществляющий права личности, от нее зависим. В государственноправовом понимании репрезентация подразумевает «наличие замещения», а носителями общественной функции являются чиновники, депутаты и другие избираемые (и назначаемые для этого личности), которые должны соответствовать предписанной им роли. Представительство — репрезентация — это безоговорочное отчуждение, оно отрывает «наличие» (т. е. репрезентируемого) от самого себя и вновь ставит его перед самим собой. Поэтому Руссо писал, что народ, выбирая представителей, теряет свою свободу и поэтому необходимо, чтобы народ выражал свою волю непосредственно, прямо, «своим голосом». В эпистемологии репрезентация — это представление познаваемого с помощью посредников — моделей, знаков, символов, языковых, логических и математических систем. В качестве репрезентанта может выступить любой знак, символ, рисунок и т. п. Только сам субъект познания и деятельности определяет, что будет в данной ситуации репрезентантом. Тем не менее репрезентация адресована другим, является необходимым условием научной коммуникации^ поэтому выбор репрезентанта не является полностью произвольным, поскольку выбор знаковых средств происходит из наличного материала, в значительной мере конвенционально закрепленного и вошедшего в оборот научной мысли.
Интерпретация. Культура — это творческая деятельность по созданию, воссозданию и трансляции символов, смыслов и ценностей. Любое явление культуры может рассматриваться как текст, оно относится к миру текстов и существует внутри этого мира. Текст приобретает свою собственную жизнь, становясь событием культуры и обретает свое собственное бытие, условием которого является его восприятие. Интерпретация — способ бытия культуры и условие бытия человека, ориентирующегося в мире социума. Находясь внутри культурного пространства, индивид интерпретирует его бессознательно, на уровне привычного автоматизма. Необходимость понимания возникает преимущественно тогда, когда явления культуры — произведения искусства, правовые нормы, научные, философские или религиозные тексты — становятся объектом познания. Всякое явление культуры имеет двойственную природу: его духовное содержание материализовано в языке, вещах, действиях. В силу названных особенностей явления культуры предстают перед познающим их человеком как некоторый «текст», несущий в себе духовное содержание, выраженное в системе знаков и символов. Поэтому процедура понимания направлена также на выявление культурно-исторических смыслов, воплощенных в артефактах, т. е. искусственно созданных человеком объектах (здания, сооружения, технические устройства, дороги, произведения искусства и т. д.). Они являются носителями смысла, существующего благодаря целесообразной человеческой деятельности.
Наука осуществляет трансляцию знаний в разнообразных формах коммуникации, но в любом случае исходным средством сообщения является текст. Поэтому интерпретация, осмысление, понимание выступает как важнейшее условие существования научного.знания.
Конвенция — договор, соглашение по проблемам политики, права, торговли, трудовых обязательств и т. д. Достижение соглашения осуществляется в форме консенсуса. Конвенции не являются вечными, неизменными, поскольку вводятся самими людьми и могут быть ими же отменены. Конвенции как соглашения социально ответственных субъектов сознательно конструируются, их можно оценивать и изменять, но что самое главное — нести за них моральную и юридическую ответственность. В эпистемологии конвенция или соглашение — это познавательная операция, предполагающая введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договоренности или соглашения субъектов познания. Конвенции — прямое следствие диалогического коммуникативного характера процесса познания.
Особенности формирования научного текста. Существование и развитие научного знания предполагает интенсивный обмен информацией между специалистами различных областей. Важнейшее средство обмена информацией - текст. Под текстом мы понимаем лингвистически (устно или письменно) оформленное сообщение, построенное согласно правилам данного языка. В науке таким сообщением может быть статья, лекция, доклад, монография, реферат, диссертация и т. д. Научно обоснованное формирование и восприятие текста является условием эффективности коммуникации. Любой текст должен отвечать критериям информативности и информационной насыщенности. Информационная насыщенность означает меру новизны сообщения, содержащегося в тексте; информативность — то количество информации, которое будет понято реципиентом. Сточки зрения содержащихся в тексте научных обобщений он может быть охарактеризован как фактологический (описательный), абстрактный или суперабстрактный. Например, текст, содержащий описание результатов наблюдения или процедуру эксперимента, является фактологическим. Суперабстракт- ным является текст, выраженный на формализованных языках науки
(химии, физики микромира и т. п.). К числу суперабстрактных текстов относится и философский текст.
Значимость научного текста определяется как функция значимости поставленной в нем мыслительной задачи или проблемы. Отсутствие проблемы означает отсутствие идей, присущих любому научному тексту. В тексте должна быть четко сформулированная цель сообщения, подчиняющая себе всю его структуру. Отсутствие такой цели означает и отсутствие научного текста. Структурное строение текста должно отвечать требованию соподчинения основных смысловых блоков его центральной идее. Наличие частей, не находящихся в прямом или опосредованном подчинении основной смысловой задаче, приводит к эклектическому соединению двух разнородных текстов, решающих не связанные друг с другом задачи.. Понимание текста предполагает нахождение смысловых опор текста и сведение его к компактной смысловой записи, аналогичной его реферативному изложению. Критерий понимания текста — ориентация в основной задаче, смысловом содержании текста. В качестве критерия понимания может быть способность адресата передать содержание текста своими словами.
Развитие научного знания сопряжено с интеграцией и дифференциацией ее различных областей. Дифференциация в науке сопровождается формированием ее относительно обособленного понятийного аппарата. Интеграция, напротив, порождаеттенденцию к применению понятийного аппарата популярных и продуктивных в теоретическом отношении категорий и терминов общенаучного знания для решения исследовательских задач конкретной области знания. Например, термины теории систем или теории информации могут применяться для описания уже известных научных данных, при этом приращения знания не происходит. Экспоненциальный рост науки создает известные трудности в коммуникации и в поиске новой информации. Поэтому в современных условиях возникает необходимость реализации требования лаконичности текста научного сообщения. Обширный текст должен структурироваться таким образом, чтобы было возможно передать его содержание в форме краткого реферата. Ученый свободно владеет языком науки и способен выражать свои результаты на этом языке. Обязательное условие оформления научного текста — точные ссылки на использованную литературу, которые четко расставляют границы авторства идей, степень новизны результатов исследования данного ученого, отчленение известного от неизвестного.