Коммуникативность науки

Коммуникация - неотъемлемый элемент культуры; диалог - способ ее бытия. Общество существует постольку, поскольку сохраняется об­щение и взаимодействие участников социального процесса. В процессе коммуникации создаются культурные универсалии, которые являют­ся всеобщими и которые специфически проявляются и используются в различных сферах духовной культуры. Наука использует важнейший

элемент культуры — язык, хотя и создает спой собственный. В ее ар­сенале в качестве всеобщих познавательных процедур используются такие культурные универсалии, как интерпретация, репрезентация, конвенция.

Репрезентация — универсальный способ представления, замещения реальности, полномочий, прав, знания, личности и т. п. Как культур­ная универсалия репрезентация имеет место в искусстве и науке, по­литике и праве. Средствами репрезентации являются символы и зна­ки, многочисленные языки культуры. Например, мир языка отличен от репрезентируемого мира и в то же время представляет иную, не­знаковую реальность. В юриспруденции репрезентация есть предста­вительство, репрезентировать — значит осуществлять присутствие (в суде, на переговорах и т. д.) Репрезентируемая личность в таком слу­чае - это лицо, которое замещаетоя другим лицом, но репрезентант, осуществляющий права личности, от нее зависим. В государственно­правовом понимании репрезентация подразумевает «наличие заме­щения», а носителями общественной функции являются чиновники, депутаты и другие избираемые (и назначаемые для этого личности), которые должны соответствовать предписанной им роли. Представи­тельство — репрезентация — это безоговорочное отчуждение, оно от­рывает «наличие» (т. е. репрезентируемого) от самого себя и вновь ста­вит его перед самим собой. Поэтому Руссо писал, что народ, выбирая представителей, теряет свою свободу и поэтому необходимо, чтобы народ выражал свою волю непосредственно, прямо, «своим голосом». В эпистемологии репрезентация — это представление познаваемого с помощью посредников — моделей, знаков, символов, языковых, ло­гических и математических систем. В качестве репрезентанта может выступить любой знак, символ, рисунок и т. п. Только сам субъект по­знания и деятельности определяет, что будет в данной ситуации репре­зентантом. Тем не менее репрезентация адресована другим, является необходимым условием научной коммуникации^ поэтому выбор ре­презентанта не является полностью произвольным, поскольку выбор знаковых средств происходит из наличного материала, в значительной мере конвенционально закрепленного и вошедшего в оборот научной мысли.

Интерпретация. Культура — это творческая деятельность по созда­нию, воссозданию и трансляции символов, смыслов и ценностей. Лю­бое явление культуры может рассматриваться как текст, оно относит­ся к миру текстов и существует внутри этого мира. Текст приобретает свою собственную жизнь, становясь событием культуры и обретает свое собственное бытие, условием которого является его восприятие. Интерпретация — способ бытия культуры и условие бытия человека, ориентирующегося в мире социума. Находясь внутри культурного пространства, индивид интерпретирует его бессознательно, на уров­не привычного автоматизма. Необходимость понимания возникает преимущественно тогда, когда явления культуры — произведения ис­кусства, правовые нормы, научные, философские или религиозные тексты — становятся объектом познания. Всякое явление культуры имеет двойственную природу: его духовное содержание материализова­но в языке, вещах, действиях. В силу названных особенностей явления культуры предстают перед познающим их человеком как некоторый «текст», несущий в себе духовное содержание, выраженное в системе знаков и символов. Поэтому процедура понимания направлена также на выявление культурно-исторических смыслов, воплощенных в арте­фактах, т. е. искусственно созданных человеком объектах (здания, со­оружения, технические устройства, дороги, произведения искусства и т. д.). Они являются носителями смысла, существующего благодаря целесообразной человеческой деятельности.

Наука осуществляет трансляцию знаний в разнообразных формах коммуникации, но в любом случае исходным средством сообщения является текст. Поэтому интерпретация, осмысление, понимание вы­ступает как важнейшее условие существования научного.знания.

Конвенция — договор, соглашение по проблемам политики, права, торговли, трудовых обязательств и т. д. Достижение соглашения осу­ществляется в форме консенсуса. Конвенции не являются вечными, неизменными, поскольку вводятся самими людьми и могут быть ими же отменены. Конвенции как соглашения социально ответственных субъектов сознательно конструируются, их можно оценивать и из­менять, но что самое главное — нести за них моральную и юридическую ответственность. В эпистемологии конвенция или соглашение — это познавательная операция, предполагающая введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договоренности или соглашения субъектов познания. Конвенции — прямое следствие диалогического коммуникативного характера процесса познания.

Особенности формирования научного текста. Существование и раз­витие научного знания предполагает интенсивный обмен информа­цией между специалистами различных областей. Важнейшее средство обмена информацией - текст. Под текстом мы понимаем лингвисти­чески (устно или письменно) оформленное сообщение, построенное согласно правилам данного языка. В науке таким сообщением может быть статья, лекция, доклад, монография, реферат, диссертация и т. д. Научно обоснованное формирование и восприятие текста является условием эффективности коммуникации. Любой текст должен отве­чать критериям информативности и информационной насыщенности. Информационная насыщенность означает меру новизны сообщения, содержащегося в тексте; информативность — то количество информа­ции, которое будет понято реципиентом. Сточки зрения содержащихся в тексте научных обобщений он может быть охарактеризован как фак­тологический (описательный), абстрактный или суперабстрактный. Например, текст, содержащий описание результатов наблюдения или процедуру эксперимента, является фактологическим. Суперабстракт- ным является текст, выраженный на формализованных языках науки

(химии, физики микромира и т. п.). К числу суперабстрактных текстов относится и философский текст.

Значимость научного текста определяется как функция значимости поставленной в нем мыслительной задачи или проблемы. Отсутствие проблемы означает отсутствие идей, присущих любому научному тек­сту. В тексте должна быть четко сформулированная цель сообщения, подчиняющая себе всю его структуру. Отсутствие такой цели означа­ет и отсутствие научного текста. Структурное строение текста долж­но отвечать требованию соподчинения основных смысловых блоков его центральной идее. Наличие частей, не находящихся в прямом или опосредованном подчинении основной смысловой задаче, приводит к эклектическому соединению двух разнородных текстов, решающих не связанные друг с другом задачи.. Понимание текста предполага­ет нахождение смысловых опор текста и сведение его к компактной смысловой записи, аналогичной его реферативному изложению. Кри­терий понимания текста — ориентация в основной задаче, смысловом содержании текста. В качестве критерия понимания может быть спо­собность адресата передать содержание текста своими словами.

Развитие научного знания сопряжено с интеграцией и дифферен­циацией ее различных областей. Дифференциация в науке сопрово­ждается формированием ее относительно обособленного понятийного аппарата. Интеграция, напротив, порождаеттенденцию к применению понятийного аппарата популярных и продуктивных в теоретическом отношении категорий и терминов общенаучного знания для решения исследовательских задач конкретной области знания. Например, тер­мины теории систем или теории информации могут применяться для описания уже известных научных данных, при этом приращения зна­ния не происходит. Экспоненциальный рост науки создает известные трудности в коммуникации и в поиске новой информации. Поэтому в современных условиях возникает необходимость реализации тре­бования лаконичности текста научного сообщения. Обширный текст должен структурироваться таким образом, чтобы было возможно пе­редать его содержание в форме краткого реферата. Ученый свободно владеет языком науки и способен выражать свои результаты на этом языке. Обязательное условие оформления научного текста — точные ссылки на использованную литературу, которые четко расставляют границы авторства идей, степень новизны результатов исследования данного ученого, отчленение известного от неизвестного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: