В середине 19в возникают неевклидовые геометрии (Лобачевского, Римана и др.), доказательные с математической точки зрения. Появляется СТО Эйнштейна. Герман Гемгольц разработал новую концепцию зрительного восприятия, доказав, что органы чувств не механически отражают действительность - то, что мы воспринимаем, есть система знаков, субъективное восприятие. Эти концепции разрушают примат ньютоновой модели мира. Это все приводит к падению авторитета позитивизма. Его замещают неокантианство и интуитивизм. Кант делал акцент на конструктивные функции познающего разума - разум изучающий упорядочивает окружающий мир - это стало и основной идеей неокантианцев. Две школы в неокантианстве:
• марбургская (занималась преимущественно проблематикой естественных наук, логическо-методологическими вопросами)
о Герман Коген (основатель) о Пауль Натор о Эрнст Кассерер о ГансФайхельн о Эдмунд Буссерель
• фрайбургская | баденская (концентрировалась на проблематике наук гуманитарных, на проблеме ценностей и культуры)
|
|
о ГенрихРиккерт о Вильгельм Виндельбанд
Идеи марбургской школы неокантианства:
• все последние открытия и сам характер научно-познавательной деятельности свидетельствуют о роли человеческого разума во всех сферах жизнедеятельности
• только мышление может породить то, что может быть обозначено как бытие
о принципиальный анти-субстанциализм (отрицание идеи наличия у мира некоего общего основания)
о анти-метафизическая установка (отрицание построения универсальных картин мира)
(у Канта) субъект познает объект через материальные проявления того
(у неокантианцев) объекта нет. Есть только предмет, который образуется в нашем сознании - это связи, которые образуются в нашем сознании между образами. "Мы познаем не предметы, но предметно".
Идеи баденской школы неокантианства:
• трансцендентный (потусторонний, независимый от нашего опыта) отрицается = адперперциональный (от чувства) подход
Кант идею единства восприятия и возможность вынесения общих суждений объяснил тем, что существуют общие схемы, по которым складываются рациональные суждения = надбиологический уровень разума.
Виндельбанд следующим образом формулировал культуру (его основная идея): под культурой мы в конечном итоге понимаем ни что иное, как совокупность всего того, что человеческое сознание, в силу присущей ему разумности, вырабатывает из данного ему материала. Виндельбанд: "сначала нужно вскрыть общезначимые предпосылки разумной деятельности... а затем с помощью. анализа определить, какие из них являются результатом индивидуального восприятия. [откажемся от них, и остаток будет сверхэмпирическим].
|
|
• классификация наук (различие - в методе познания, который зависел от типа мышления)
о гуманитарный цикл (идеографический (описывающий особое) тип мышления)
о естественный цикл (номотетический (устанавливающий законы) тип мышления) Некоторые объекты являются значимыми и только поэтому мы их замечаем. Некоторые - нет, и поэтому мы их не замечаем. Разделение наук:
• Науки, которые оценивают, но не обобщают - история
• Науки, которые оценивают и обобщают - социология
• Науки, которые обобщают и не оценивают - математика
• Науки, которые не оценивают и не обобщают (выделяющие индивидуальное) - геология Макс Вебер (1864-1920)
Его связывают с неокант., идеи которого он развил,но в целом для его творчества характерно использование всех современных ему достижений европейской методологической науки - герменевтическое понимание работы истории, неокант. положение об обусловленности познания структурой мышления субъекта.
Вебер предложил исследовать предметы определенным образом не потому, что они так устроены, а потому, что наш разум принимает гипотезу, что они так устроены. Он вывел следующие методол. рекоменд.:
• предложил ограничить объем исторического материала, который лежит перед нами, при создании гипотез
• ограничивать не только объем, но и содержание процесса мышления. Это значит, что нужно ограничить количество не только эмпирики, но и набор значимых характеристик изучаемых предметов
Это приводит к тому, что если мы логически усилиливаем одну характеристику изучаемого предмета, это позволяет нам дальше продвинуться в исследовании, пусть и за счет других характеристик предмета - создаем идеальный тип с его последующим разрушением путем опровержения концентрации на характеристике. Мы создаем упрощенные модели и разрушаем их столкновением с действительностью.
Суверенность субъекта - | несмотря на все различия между позитивистами и неокантианцами | ||
оно является для них общим; идея о том, что познающий субъект обладает определенной | |||
независимостью по отношению к объекту исследования. | |||
Позитивисты считали, что возможно создание общей классификации исторических источников. Неокантианцы считали, что классификация создается каждым исследователем отдельно, для его собственных нужд.