Позитивизм

Позитивизм - идеологическое течение, в рамках которого история выступает поддерживающей наукой для социологии. Огюст Конт (1798-1857) - основатель позитивизма. Позитивизм вызывается разочарованием в спекулятивных и метафизических конструкциях немецкой классической философии. Спекулятивность - недоказуемость или слабодоказуемость научных построений.

У Гегеля основная движущая сила сущего - Абсолютный дух, а метод познания - диалектика. Отрицание такой недоказуемой субстанции, апелляция исключительно к эмпирически

доказуемому - суть позитивизма.

Огюст Конт на заре своей научной деятельности был учеником Сен-Симона - утопического социалиста, который тоже ориентировался на изменения общества, разработки модели нового общества, преобразования старого общества в новое. Конт разошелся с Сен-Симоном из-за идеализма и метафизичности последнего.

Конт пытался смотреть на мир максимально материалистично. На это возможно повлияли и его проявившиеся в детстве высокие математические способности, хотя позже (в 40-е гг.) в его математических способностях выражались большие сомнения. Н-р Гизо отзывался о Конте как об очень старательном, последовательном, "но ограниченном и полоумным фанатиком". Причем полоумный здесь - ссылка на душевную болезнь Конта.

Конт в 30-е гг. начал читать курс позитивной философии в Париже. Первоначально для узкой аудитории, затем и для более широкой. "Позитивная философия" - это и его книга в трех томах и изложением идей.

Джон Милль - основатель позитивистской философии в Англии. Экономист и социолог. В развитии позитивизма выделяют три этапа:

• первая волна (Конт, Милль)

• вторая волна - империокритицизм (Мах, Авенариус)

• третья волна - логический позитивизм (Мориц Шлик), расцвет в 20-30-е гг. 20в Логический позитивизм проблемы познания объяснил не засильем метафизики, а неточностью и многозначностью научной терминологии, и пытались разработать непротиворечивую терминологическую систему. Базовые высказывания, проверяемые опытом, в рамках логического позитивизма назывались протокольными предложениями.

Конт считал, что все науки связаны между собой - соответственно связаны и их предметы. Гуманитарные науки он пытался перестроить по образцу естественных. Науки он пытался выстраивать по их сложности, т.е. сложности области постижения (от простейших):

• физические науки (один план бытия объекта изучения)

• биологические науки (два плана)

• социальные науки (три плана)

Конт предлагал строить логические конструкции не от общего к частному, но путем индукции (от частного к общему), отрицая выдвижение метафизических гипотез. Индукция и описание - методы позитивизма. Построение от простого - протокольных предложений - к сложному. Методологическое требование - анализ фактов самих по себе, без учета их взаимосвязей. Результаты должны быть зафиксированы и проверяемы. Определения наподобие "сущность", "воля" в позитивизме недопустимы. К кон19в идеи Конта развили крупный социологи, н-р Эмиль Дюркгейм. По мнению Дюркгейма - история вспомогательная наука для социологии, собирающая и проводящая первичный анализ фактов, тогда как установлением взаимосвязей между ними должна заниматься социологией.

Вклад позитивистов особенно важен для источниковедения в плане разработки структуры исследования. Все исследование в позитивизме можно разделить на три этапа:

1. сбор фактов (данные о предмете исследования, значение которых приблизительно уже дано)

2. преодоление приблизительности данных, очистка информации от искажений передачи; устранение недостатков исследователей

3. сведение всех наблюдений вместе, их синтез; нужно описать, желательно при помощи формул или хотя бы при помощи специальной недвусмысленной терминологии закономерности изучаемого явления

Такая структура появилась в 1898 г. в работе Дюркгейма. В этом же году два французских историка - Шарль Ланглуа и Шарль Сеньобоз написали работу "Введение в изучение истории", в которой предложили структуру исследования, популярно объясняя принципы работы историков. Они выделили:

1. поиск и сбор документов (ориентация на документы - черта позитивистской идеологии) = эвристика

2. аналитические процессы = внешняя критика источников (определение происхождения и авторства) + внутренняя критика источников (объяснение информации источника и

критика достоверности). По Л. и С. главный критерий достоверности - суждение о
   
       

точности и искренности автора документа. 3. синтез: систематизация отдельных фактов, создание исторического построения, общих формул и результате создается историческое изложение (описание) Критики называли такую историю "историей клея и ножниц", поскольку она была ориентирована на простом расположении вырезанных из источников фактов в определенном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: