Е. В. Семенова

ИСТОРИЯ РОССИИ. Пособие для абитуриентов – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2000.

Пособие предназначено для поступающих в Амурский государственный университет и составлено на основе программ по отечественной истории для общеобразовательной школы. Цель его - помочь школьникам и абитуриентам при подготовке к вступительным испытаниям по истории. Пособие можно использовать в учебном процессе.

Рецензент: А.В.Умрихин, зав. кафедрой теории и истории государства и права АмГУ, канд. истор. наук.

© Амурский государственный университет, 2000


 

Амурский Государственный Университет

Поступающий в вуз должен помнить, что история изучает развитие человеческого общества как закономерный процесс. История – это не только описание фактов и событий прошлого и настоящего, но и обобщение этих фактов и событий. Без знания истории, ее важнейших дат, государственных и общественных деятелей, сыгравших заметную роль в судьбе родной земли, невозможно понимать настоящее и предвидеть будущее.

На вступительных испытаниях по истории России абитуриент должен:

показать знание основных исторических фактов, событий, явлений, процессов, дат, имен и

т.д.;

раскрыть смысл, значение важнейших исторических понятий, идей;

показать владение элементами исторического анализа (раскрытие причинно-следственных

связей между историческими явлениями и событиями; сравнение, определение сущности

событий);

дать оценку историческим явлениям, обосновать свое отношение к историческим событиям

и их участникам;

высказать собственные суждения о дискуссионных проблемах российской истории.

При работе с историческими портретами следует обратить внимание на роль личности в истории. При работе над текстами с намеренными историческими ошибками нужно не только найти эти ошибки, но и попытаться составить целостный рассказ.

При подготовке к экзамену можно использовать учебные и учебно-методические рекомендации, дополняющие школьные учебники.

ТЕМА I. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Военная демократия – общественное устройство, при котором выделяется военная знать (князь и дружина), сосредоточивающая в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть. Однако вече еще продолжает играть определенную роль в жизни племени.

Государство – возникает на определенном этапе развития общества и представляет собой способ регулирования отношений между различными социальными слоями, классами и т.д. В функции государства входят поддержание общественного порядка, стабильности в обществе, обеспечение безопасности страны, ее экономическое развитие.

Имущественное неравенство – концентрация в руках определенной группы людей значительных материальных ценностей, а вследствие этого и политической власти, – одна из главных причин социальной дифференциации.

Племенное ополчение – боеспособная часть мужского населения племени, участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости.

Дружина – профессиональное войско, постоянное занятие которого – война.

Вече –собрание горожан в X – XV вв., в котором первоначально участвовали практически все мужчины, а затем только боеспособные; верховный орган племенного самоуправления и суда.

КРОССВОРД


               
           
^        
           
             
           
     

1. Крестьянин, находившийся в феодальной зависимости.

2. Феодальное поместье.

3. Раб у славян.

4. Верховное божество у славян.

5. Зимний языческий праздник.

6. Ссуда.

7. Боярский или княжеский управитель.

8. Легендарный славянский князь – основатель Киева.

9. Автор «Повести временных лет».


Амурский Государственный Университет 4

ТЕМА 2. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Княжеский домен – дворцовое хозяйство, земли, населенные людьми, принадлежащими непосредственно князю и ведущими его хозяйство.

Кормление – передача определенной территории в административное управление и для сбора великокняжеской дани боярам, средство содержания боярства.

Вотчина – наследственное земельное владение, однако верховная собственность на это владение принадлежала великому князю.

Волость (для XI в.) – «свободные» земли, над которыми был лишь один хозяин – сам великий князь как глава государства.

Летопись – погодные (от лета до лета) записи о крупнейших событиях.

Вира – штраф.

Полюдье – объезд князем с дружиной подвластных ему земель, плативших дань.

ЗАДАНИЕ № 1. Дата + место = событие

1. 1037 г. + Киев =

2. 1097 г. + Любеч =

3. Октябрь 1113 г. + Киево-Печерский монастырь =

4. 1238 г. + река Сить =

5. 1326 г. + (из Владимира в Москву) =

ЗАДАНИЕ № 2. Исторические портреты

Портрет 1.

он был правнуком Владимира Мономаха, его отец получил прозвище Храбрый;

он был одним из наиболее популярных князей в Новгороде;

помимо Новгорода он управлял Трипольем, Торопцом, Галичем, в 1215 г. завоевал Киев, но

вместо себя посадил править другого князя;

проводя свою жизнь практически в беспрерывных военных походах, подчинил Новгороду

всю Чудскую землю;

он был одним из главных действующих лиц в междоусобной борьбе сынов Всеволода

Большое Гнездо за Владимирский престол, помогал старшему брату;

состоял в родстве с половецким ханом Котяном;

был одним из тех первых русских князей, кому пришлось узнать ужас поражения от

монголо-татар;

выдав свою дочь за венгерского королевича, передал ему власть над Галицкой землей, а сам

ушел княжить в Торческ;

историк XIX века сказал, что его слава была не в том, что он создал новый порядок, а в том,

что он «был ярким выразителем приверженности старине».

Портрет 2.

вокруг его имени вращаются почти все важные события русской истории конца XI – начала

XII века;

у него было три имени;

он знал несколько иностранных языков, обладал незаурядным литературным талантом;

благодаря ему Русь перестали беспокоить набеги кочевников;

в своей жизни он проделал более 80 военных походов;

ко времени его правления относится составление «Повести временных лет»;


 

Амурский Государственный Университет

завещая своим сыновьям человеколюбие и христианскую терпимость, он, тем не менее, в

нарушение своего слова убил двух половецких князей, а при взятии Минска, в котором он

участвовал, не было оставлено в живых «ни челядина, ни скотины»;

существует легенда о том, что византийский император прислал ему венец, бармы и другие

знаки царского достоинства;

при нем были внесены важные дополнения в «Русскую правду»;

в обществе, только выходящем из варварского состояния, он выделялся блестящими

способностями государственного деятеля, умением противопоставить узким, корыстным

интересам нужды государства.

Портрет 3.

лишенный своим братом всех своих владений, он вынужден был уехать в Византию;

несмотря на нанесенную ему обиду, участвовал во многих военных походах своего брата

после возвращения из Византии;

пять недель он был киевским князем;

овладев после борьбы наследством своего брата, значительно расширил территорию своего

княжества, при нем оно стало одним из крупнейших европейских государств средневековья;

его прозвище объяснялось многочисленностью его семьи;

его могущество воспето в «Слове о полку Игореве», он был признан старейшиной рода

потомков Владимира Мономаха;

в его честь был заложен город Дмитров во Владимиро-Суздальской земле;

он строил новые города, способствовал развитию летописания, устраивал военные походы и

мог запрещать такие походы другим;

еще при своей жизни заставил своих подданных «целовать крест на верность его второму

сыну, отказав старшему в праве быть его наследником»;

на основе земель, которыми он правил, впоследствии возникло Русское централизованное

государство.

ТЕМА 3. РУСЬ В XII – XV вв.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дань – поборы (деньгами, продуктами, изделиями) с покоренных народов. Баскаки – золотоордынские чиновники, собиравшие дань с русских земель. Ярлык – ханская грамота, дающая право на княжение. Хан – вождь, правитель. Найон – племенной старшина. Нукер – дружинник. Поплужное – подать с плуга. Ям – сбор в пользу почтовой службы. Корм – налог на проезжающие подводы.

Боярская дума – совет при великом князе, ее члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, исполняли обязанности воевод в полках, наместников в городах. Волостели – из «вольных людей», осуществляли власть в сельских местностях – волостях. Приказы – органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки. Пожилое – деньги за двор (т.е. хозяйственные постройки).

ТЕСТ

1. Принятие «Судебника» Ивана III: а) 1470 г. б) 1380 г. в) 1497 г. г) 1550 г.

2. Стояние на Угре: а) 1480 г. б) 1494 г. в) 1260 г. г) 1223 г.


 

Амурский Государственный Университет

3. Присоединение Новгорода к Москве: а) 1495 г. б) 1376 г. в) 1552 г. г) 1478 г.

4. Смерть Ивана III: а) 1486 г. б) 1510 г. в) 1676 г. г) 1505 г.

5. Завоевание Смоленска: а) 1525 г. б) 1378 г. в) 1630 г. г) 1514 г.

6. Действительно ли события, указанные ниже (речь идет о возвышении Москвы),
происходили в той последовательности, как они перечислены? Если нет, расставьте их правильно:

а) завоевание Коломны;

б) княжение Ивана III;

в) постройка первого белокаменного кремля в Москве;

г) присоединение Переяславского княжества к Москве;

д) правление Ивана Калиты;

е) правление Дмитрия Донского;

ж) переезд митрополита Петра из Киева во Владимир.

7. В правой стороне даты перепутаны и не соответствуют стоящим перед ними событиям.
Проставьте их правильно:

а) присоединение Тверского княжества к Москве 1382 г.

б) нашествие Едигея 1472 г.

в) сожжение Москвы Тохтамышем 1485 г.

г) брак Ивана III с Софьей Палеолог 1380 г.

д) Куликовская битва 1408 г.

8. Подчеркните названия событий, современных второму походу Батыя:

а) получение Даниилом Галицким папской католической короны;

б) княжение Александра Невского в Новгороде;

в) битва на Калке;

г) поход Андрея Боголюбского на Киев.

9. Подчеркните названия событий, совпадающих по времени:

а) Ливонская война;

б) написание «Поучения» Владимиром Мономахом;

в) княжение Всеволода Большое Гнездо;

г) опричнина;

д) нашествие Девлет-Гирея на Москву.

10. Объединение Новгорода и Киева Олегом: а) 988 г. б) 1017 г. в) 882 г. г) 1132 г.

11. Первая религиозная реформа Владимира Крестителя: а) 988 г. б) 1098 г. в) 980 г. г) 1046 г.

ЗАДАНИЕ.

Ниже приводятся выдержки из различных документов, но каждая подборка (а,б) посвящена только одному событию. Назовите это событие.

а) «В лето 6745. Приидоша безбожники Измалтяне, преже бившися со князи Роускими… Быс
первое приход их на землю Рязаньскую, и взяша град копьем… Он же, яко свирепый зверь, не
пощади оуности его, веле пред собою зарезати и град весь избье...»

«А в эти дни болезнь христианам от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрья, князя владимирского».

«Царевичи сообща окружили город с разных сторон… Через несколько дней они оставили от этого города только имя его, и нашли там много добычи. Они отдали приказание отрезать людям ухо… сосчитано было 270000 ушей…»

б) «Князь же великий Дмитрей Иванович и православные князи поеде к живоначальной
Троице и ко отцу своему преподобному игумену Сергию... И рече ему игумен Сергий:
«Замедление сугубо поспешится, живот ти будет; не уже бо ти еще венец на победы сия наидти,
но во вспомявших летех, иным уже венцы плетутся» (Это промедление вдвойне все ускорит,


 

Амурский Государственный Университет

будешь жив, ибо не найдешь ты смертный венец в этой битве, но в предназначенные тебе года иным же венцы плетутся уже).

«И выйде печенег из полку татарского, богатырь, пред всеми мужеством своим являшеся. И видевши сего... чернец, любеченин, двигнувся ис полку вони рече: «Сей человек ищет подобного себе, и аз хощу с ним видетися!» И ударишася крепкии два богатыря межю собой оружием своим и мни ему, яко едва место не проломишася под ними; и сподаста оба на землю с коней своих мертвы и туто скончашася».

ТЕМА 4. РОССИЯ В XVI – XVII вв.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Судебник – единый свод законов Российского государства.

Урочные лета – срок сыска беглых крестьян.

Местничество – система получения должностей боярами по знатности.

Черносошные крестьяне – крестьяне, принадлежавшие государству.

Избранная рада – совет ближайших соратников Ивана Грозного.

Заповедные места – запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца к другому.

Опричнина – особый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией при осуществлении чрезвычайных мер против боярско – княжеской оппозиции.

ЗАДАНИЕ. Исторические портреты Портрет 1.

в течение ряда лет он держал в своих руках почти всю полноту власти над огромной страной;

он был окольничим, начальником одного из важнейших приказов, постельничим и хранителем печати «для скорых и тайных дел»;

он был одним из инициаторов и главных проводников политики, в результате которой к России были присоединены огромные территории на юго-востоке;

руководил инженерными работами при осаде города, с которой связано одно из самых

значительных сражений XVI века;

один из близких к нему людей сказал, что «посреди грубых людей он был подобен ангелу».

Его противники называли его чародеем, который мог «всех околдовать и погубить»;

он попал в опалу и последние месяцы жизни провел в заточении;

не оставил после своей смерти почти никакого имущества. Все, что приобретал, он раздавал

нуждающимся.

Портрет 2.

точная дата его рождения неизвестна, а его юность пришлась на ту пору, когда над Русью просияла Куликовская победа;

можно предположить, что в начале своей творческой деятельности он жил и учился либо в Византии, либо в Болгарии;

он общался с самыми образованными людьми своего времени — Епифанием Премудрым, митрополитом Киприаном, который был учеником Сергия Радонежского; став зрелым мастером, принял монашество. Он трудился, не думая о признательности совре­менников и славе в грядущем;

самые замечательные его работы были обнаружены в начале XX века в полусгнившем дровя­ном сарае на окраине небольшого городка;


 

Амурский Государственный Университет

исследователи его творчества называют его «русским фра Анжелико». Его сравнивали также

с Джорджоне, Ван Эйком и многими другими крупнейшими мастерами Европы;

в XVI веке Стоглавый собор возвел его главный шедевр во всеобщий образец, предписав

писать святой образ так, как это делал он;

его любимые краски — голубая, вишневая, розовая, — были необыкновенно насыщенными.

Увидев их, один монах сказал, что они «поют»;

в 1988 году он был причислен Русской Православной церковью к лику святых.

Портрет 3.

он родился на берегах Камы, в одной из тех казачьих семей, которым пришлось покинуть

Дон. Однако ему удалось вернуться на донские земли;

его имя упоминается в «Дневнике» польского короля Стефана Батория;

предание рассказывает, что один из уральских шаманов предсказал ему смерть от

двухголовой птицы;

Н.М. Карамзин назвал его «правителем мудрым, кротким, справедливым»;

завоеванные им земли он преподнес своему прежнему гонителю, против которого не раз

обнажал свою саблю;

его имя прославлено знаменитой песней на стихи К.Ф. Рылеева;

он утонул в реке, утянутый на дно надетым не него панцирем с изображением двуглавого

орла.

ТЕСТ 1

1. Кормление – это:

а) раздача царем поместий из фонда государственных земель боярам и дворянам;

б) выделение князем дружине части собранного полюдья;

в) доходы, которые получали бояре-наместники за разбирательства судебных и
административных дел на местах.

2. Присоединение Новгорода к Москве: а) 1495 г. б) 1376 г. в) 1552 г. г) 1478 г.

3. Местничество – это:

а) система получения должностей боярами по принципу знатности;

б) обычай кровной мести, зафиксированный в «Русской правде»;

в) мещанское сословие.

4. Казнь Емельяна Пугачева:
а) 1774 г. б) 1765 г. в) 1803 г. г) 1775 г.

5. Территориальный округ в Русском государстве в XVI – XVII вв., власти которого
осуществляли в основном судебно-полицейские функции, назывался:

а) дистрикт б) слобода в) губа.

6. Присоединение Крыма к России: а) 1783 г. б) 1773 г. в) 1801 г. г) 1812 г. д) 1774 г.

7. Отмена Юрьева дня: а) 1581 г. б) 1497 г. в) 1550 г.

8. Взятие Казани: а) 1552 г. б) 1551 г. в) 1580 г.

9. Чье имя принял первый из самозванцев начала XVII в., бывший посадский человек из
Мурома, потом холоп Илья Горчаков:

а) Лжедмитрий I б) Лжедмитрий II в) Царевич Петр.

10. Какое восстание стало кульминацией «голодных бунтов» 1601 – 1603 гг.:
а) Хлопка б) Болотникова в) Разина.


Амурский Государственный Университет



ТЕСТ 2

1. Черносошные крестьяне – это:

а) крестьяне, используемые на самых тяжелых работах;

б) крестьяне, принадлежащие государству;

в) крестьяне, отправляемые своим владельцем для работы на мануфактуре.

2. Объединение Новгорода и Киева Олегом: а) 988 г. б) 1047 г. в) 882 г. г) 1132 г.

3. Какие из названных пар исторических деятелей были современниками:

а) Иван Калита и Ярослав Мудрый;

б) Иван IV и Ермак Тимофеевич;

в) Андрей Рублев и Александр Невский.

4. Заключение мирного договора между Турцией и Россией в Яссах: а) 1747. б) 1791 г. в) 1775 г. г) 1813г.

5. В Киевской Руси должностное лицо в хозяйстве князя, его слуга и домоправитель: а) закуп б) рядович в) тиун.

6. Начало второй русско-турецкой войны за выход России в Черное море: а) 1769 г. б) 1750 г. в) 1787 г. г) 1800 г.

7. Какое государство сложилось в России в результате реформ Ивана IV:

а) сословно-представительная монархия;

б) абсолютная монархия;

в) феодальная республика.

8. Когда проходил Стоглавый собор: а) 1551 г. б) 1550 г. в) 1497 г.

9. В каком году было отменено местничество в России: а) 1682 г. б) 1670 г. в) 1674 г.

10. С кем в 1686 г. Россия заключила «вечный мир»:
а) Польшей б) Украиной в) Турцией.

ТЕСТ 3

1. Политика меркантилизма – это:

а) политика государства, направленная на запрещение частной деятельности и переход
всех предприятий в государственные;

б) политика, направленная на развитие сферы обращения и преобладание вывоза товаров
за границу над их ввозом в страну;

в) политика поощрения иностранных вложений в производственную сферу страны.

2. Первая «религиозная» реформа Владимира Крестителя: а) 988 г. б) 1098 г. в) 980 г. г) 1046 г.

3. Какой из названных памятников русской архитектуры был создан в XV – XVI вв.:

а) Софийский собор в Новгороде;

б) Покровский собор в Москве;

в) Дмитриевский собор во Владимире.

4. В Киевской Руси сборщик рыночных пошлин назывался:
а) гридин б) мытник в) рядович.

5. Глава исполнительной власти в Новгородской феодальной республике, следивший за
выполнением решений веча и охранявший интересы города перед князем, назывался:

а) тысяцкий б) владыка в) посадник.

6. Введение «Урочных лет»: а) 1561 г. б) 1649. в) 1597 г. г) 1676 г.

7. Казнь Емельяна Пугачева: а) 1774 г. б) 1765 г. в) 1803 г. г) 1775 г.

8. Когда были походы Ермака: а) 80-е годы XVI в. б) начало XVI в. в) XV в.


 

Амурский Государственный Университет

9. Кто был основателем первого русского театра:
а) Матвеев б) Расстрели в) Баженов.

10. Кто возглавил первое ополчение для освобождения Москвы:
а) Прокопий Ляпунов б) Дмитрий Пожарский в) Козьма Минин.

ТЕМА 5. РОССИЯ В XVIII – XIX вв.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Выкупные платежи – деньги, которые крестьянин выплачивал казне в рассрочку. Эти деньги заплатило за него государство помещику за землю, передаваемую крестьянину после отмены крепостного права.

Земства – владения церковных феодалов.

Просвещение – идейное течение, возникшее в XVIII в., направленное на духовную подготовку буржуазных преобразований.

Посессионные крестьяне – крепостные крестьяне, отпускаемые помещиком на заработки и платившие ему денежный оброк.

Негласный комитет – кружок особо близких к Александру I лиц, сильно влиявших на политику императора в первые годы его правления.

Секуляризация – процесс обращения государством церковной собственности (прежде всего – земель) в светскую.

Уставная грамота – документ, определявший размеры надела освобожденных от крепостной зависимости крестьян, а также повинностей за пользование этим наделом и другие взаимоотношения крестьян с помещиками.

ЗАДАНИЕ № 1. Исторические портреты

Портрет 1.

он окончил Петербургское артиллерийское училище и два года служил в царской армии; учился в Берлинском университете;

во время франко-прусской войны участвовал в восстании лионских рабочих; будучи членом I Интернационала, однажды вызвал на дуэль Карла Маркса; суды Саксонии и Австрии приговорили его к смертной казни; после побега из сибирской ссылки он уехал из России навсегда; главным в жизни он считал разрушение любых форм государства; однажды он сказал: «У нас нет отечества. Наше отечество — всемирная революция»; едва ли не главной чертой русского народа считал склонность к бунту; часто его несправедливо критиковали: называли «правительственным агентом», «старым интриганом»; он умер в Швейцарии.

Портрет 2.

он одновременно был другом опального декабриста М.Ф. Орлова и доверенным лицом импе­ратора Николая I;

его называли «келейным реформатором»;

Николай I называл его своим «начальником штаба по крестьянской части»; он был руководителем знаменитого Секретного комитета 1835 г., министром государственных имуществ, а в конце своей карьеры — русским послом в Париже; он был творцом реформы, превратившей государственных крестьян в юридически свободных землевладельцев;


 

Амурский Государственный Университет

освобождение государственных крестьян мыслилось им как первый шаг к двуединой

реформе, когда управление государственной деревней будет показательной школой для

частных землевладельцев и подтолкнет их к освобождению собственных крестьян;

он обладал незаурядными дипломатическими способностями и участвовал в заключении

Адрианопольского мира;

результатом его усилий стал царский указ 1842 г., который историки назвали «своеобразным

памятником неудавшейся попытки отмены крепостного права в России»;

потеряв надежду на скорое осуществление своих проектов в деле ликвидации крепостного

права, он уверился, что «лишь Бог и время решат этот вопрос».

Портрет 3.

его можно назвать величайшим реформатором XIX столетия;

его обучением руководил известный русский поэт В.А. Жуковский;

он знал пять языков;

сумел вернуть то, что было потеряно его отцом;

благодаря ему Россия получила судопроизводство европейского образца, новую армию,

прогрессивную печать и образование; страна сделала первый шаг к созданию

представительной системы правления;

на его жизнь было совершено несколько покушений;

при жизни он имел одновременно две семьи;

А.И. Герцен, приветствуя его деятельность, тем не менее, пророчески предупреждал его:

«Горе Вам, если Вы остановитесь на достигнутом»;

в день, когда он погиб, предполагалось объявить народу о новом проекте реформ, который

многими рассматривался как конституция страны;

по словам поэта, ему пришлось быть «могущественным двигателем славных дел и вместе с

тем вкусить и полную чашу тяжелых и горестных испытаний».

Портрет 4.

свою карьеру он начал в армии, был участником военных действий в Грузии и войн против Наполеона;

разговаривая на нескольких языках, он не умел правильно писать ни на одном из них и вообще в распространении знаний видел лишь опасность для существующего строя; искренний монархист-консерватор, мечтал о мировом союзе монархов, где главенствующая роль принадлежала бы России;

он сыграл весьма неблаговидную роль в следствии по делу декабристов; его фраза: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно; что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение», — стала краеугольным камнем «теории официальной народности»; «взлет» его карьеры состоялся 25 июня и 26 июля 1826 года, когда он возглавил сыскной и карательный органы николаевской полицейской системы;

в разговоре он сказал своему оппоненту, что законы «пишутся для подчиненных, а не для на­чальства, в объяснении со мной вы не имеете права на них ссылаться»; он стал графом Российской империи;

его можно назвать творцом особого течения в русской литературе —верноподданнического; у своих современников он вызывал различные чувства: от ненависти у образованных слоев до популярности у самых простых людей – за любезное отношение к просителям и помощь в судебных делах.

ЗАДАНИЕ № 2. В предлагаемых ниже текстах содержатся намеренные исторические ошибки. Исправьте их.


 

Амурский Государственный Университет

Текст 1. Движение народников

Народничество базируется на концепции «крестьянского социализма», родоначальниками которой были А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Основные положения этой концепции – возможность России через крестьянскую общину сразу, минуя капитализм, перейти к социалистическому обществу.

Первая организация народников – «Черный передел» – возникла в 1876 году. Постепенно в народничестве оформились два направления: революционное и реформаторское. Образуются новые организации народников: партия анархистов (руководитель М.А. Бакунин), пропагандистская партия (руководитель П.Л Лавров), заговорщическая партия (руководитель П.Н. Ткачев).

Отдельно оформляется террористическая организация народников — «Народная воля», во главе которой стояли Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, А.И. Желябов, С.Л. Перовская. Народовольцы все силы отдали подготовке и осуществлению покушения на царя. 1 марта 1880 года Александр III был убит. Но надежды народников на подъем массовой освободительной борьбы не оправдались. Сразу после покушения народниками была выпущена прокламация с призывом к революции, однако и она не имела успеха. Народничество вступило в полосу кризиса, и уже с начала 80-х годов на смену ему приходит марксизм. Народники же сосредоточили внимание на борьбе с самодержавием на земском поприще. Усиливается течение легально-реформистского толка, где выделялись такие яркие личности как Н.К. Михайловский, Г.А Лопатин, Н.Ф. Даниэльсон.

Народники, ставившие своей целью передачу власти народу (за что и получили свое название), не смогли поднять его на борьбу потому, что были далеки от народа, не знали условий жизни и быта русских крестьян.

Текст 2. Донские казаки и Пугачевский бунт

17 сентября 1763 года в Уральском казачьем городке поднял восстание донской атаман Е.И. Пугачев. Уже в декабре один из его отрядов появился на Волге и занял Уфу. Боясь продвижения Пугачева на Дон, правительство приказывает направить против него отряд полковника Арапова, а также размещает на границах и в пределах Области Войска Донского дивизию князя Багратиона и пехотный полк Бринка.

Для борьбы с Пугачевым донские казаки формируют полк в 1000 человек, который возглавил М.И. Платов. На подавление восстания были направлены также казачьи полки, сражавшиеся до этого на Кавказе против горцев Шамиля. Однако генерал Бринк доносил, что «горцы худыя мысли имеют и некоторый подлый народ схотно бунтовщика Пугачева ожидает». Черкасские казаки послали в лагерь восставших своего гонца Ястребова выяснить, действительно ли Пугачев жалует их землями, и если так, то и «мы готовы будем».

6 августа 1764 года Пугачев занял Черный Яр; главной причиной его успеха стала храбрость донских казаков, перешедших на его сторону и ворвавшихся первыми на крепостной раскат. 16 августа в сражении на реке Пролейке донские казаки разгромили отряд калмыков, подняли на восстание казаков трех нижних городков — Мытякинского, Кобылянского и Данилевского. Стар­шины Кутейников, Денисов и полковник Манков перешли на сторону Пугачева. В пугачевскую армию вступило также около 1500 казаков донских станиц, расположенных на Хопре, Медведице, Воронеже и Иловле.

После взятия Казани Пугачев лично появился на Дону, чтобы склонить «... все Донское казачье войско из Дону иттить на Москву». В верховых городках Пугачев пополнил свои запасы хлеба, пороха и свинца и двинулся к Етеревской станице, где разгромил отряды Бринка и Грекова.

21 августа 1764 года Пугачев занял Царицын. В городе было установлено народное самоуправление по типу казачьего круга. Атаманом царицынского круга стал ближайший сподвижник Пугачева Треня Ус. Донские казаки, узнав, что восстанием руководит их земляк Емельян Пугачев, охотно шли в его армию. С казачьим полком, насчитывавшим уже около 5 тысяч человек, Пугачев переправился на левый берег Волги и устремился к Паншину городку. Однако там восставшие потерпели неожиданное поражение, а 8 октября 1764 года донским атаманом Я.П. Баклановым Пугачев был взят плен.


 

Амурский Государственный Университет

После подавления Пугачевского бунта правительство ликвидирует последние остатки независимости Войска Донского. Казакам теперь запрещалось выбирать себе атаманов, был ликвидирован войсковой круг, а военная власть подчинена гражданскому губернатору.

Текст 3. Донские казаки в Крымской войне

В 1878 году началась Крымская война. Весной, после неудач под Севастополем, турецкое командование приняло решение о посылке экспедиционного корпуса в Азовское море.

12 мая 1879 года турецкие корабли вошли в Керченский пролив и уничтожили береговые батареи Камышевой бухты. Был объявлен сбор поголовного ополчения казаков. 21 мая турки атаковали морскую крепость Таганрога, но под огнем береговых батарей вынуждены были отступить. Однако на следующий день под прикрытием 17 кораблей морская крепость была взята, а от губернатора Таганрога потребовали сдачи всего города. Губернатор Таганрога Ф. А. Апраксин ответил, что «русские своих городов не сдают». Турки, высадив десант на мысе и Каменной лестнице, подвергли город обстрелу. На помощь таганрогскому гарнизону были высланы кавалерийская бригада генерала Бакланова и пластунский полк Е.Ф. Грузинова. Получив значительное подкрепление, казаки сбросили десант в море. Турки вынуждены были уйти с таганрогского рейда, но осадили Ейск и сожгли город.

7 июля 1879 года турецкая эскадра прорвалась мимо Таганрога к Ростову-на-Дону, войдя в устье Дона. Флагманский корабль турок «Джаспер» обстрелял Ростов из корабельных орудий, но сел на мель благодаря ростовским рыбакам, которые передвинули бакены. Казаки пересели на лодки и завладели кораблем.

8 августе 1879 года турки предприняли второе нападение на Таганрог. Однако они даже не смогли приблизиться к городу. Единственным успехом турецкого флота на Азовском море стал захват Мариуполя, но без овладения азовским побережьем этот успех не давал никаких военных выгод, 6 сентября турецкая эскадра оставила Мариуполь. В октябре 1879 года союзники турок французы и австрийцы попытались высадить десант в устье Дона, чтобы прорваться к Ростову и перервать коммуникации с Кавказом. Благодаря храбрым действиям 68-го и 62-го казачьих полков десант был отброшен. 27 октября войсковой атаман Власов рапортовал Александру III, что планы противника, направленные на широкий захват азовского побережья, сорваны.

Особенно ярко храбрость казаков в Крымской войне проявилась на Крымском фронте. 17 ноября 1879 года казачьи отряды разгромили передовой полк турок возле аула Ахульго. В июле следующего года 23-й казачий полк под командованием атамана Андронникова овладел Чингильским перевалом, а еще через несколько дней благодаря казакам турки были разгромлены возле реки Чолок, что позволило русским войскам взять Карс. На Крымском фронте казаками была одержана решительная победа, но потеря Севастополя привела к неблагоприятному для России исходу войны.

ТЕСТ 1

1. При ком была подписана Жалованная грамота дворянству и городам: а) при Екатерине II б) при Елизавете Петровне в) при Павле I.

2. Когда был издан указ о «вольных хлебопашцах»: а) 1801 г. б)1803 г. в) 1812 г.

3. Когда было совершено убийство Александра II: а) 1881 г. б) 1889 г. в) 1879 г.

4. Кто согласно проекту М.М. Сперанского получал политические права в Российской
империи:

а) дворянство и люди среднего состояния (купцы, мещане, государственные крестьяне);

б) дворянство и крестьяне;

в) только дворяне.

5. Какой царь приказал прикрепить на стенке Зимнего дворца специальный ящик для писем к
самодержцу:

а) Павел I б) Александр I в) Александр II.


 

Амурский Государственный Университет

6. Какая из перечисленных картин принадлежит кисти И. Репина: а) «Бурлаки на Волге» б) «Боярыня Морозова» в) «Три богатыря».

7. Какая идея была наиболее распространена в среде народников в 1880 гг.:

а) теория «малых дел»;

б) хождение в народ;

в) подготовка и проведение крестьянской революции.

8. Кто был министром внутренних дел в 1880-1881 гг. и автором проекта конституции: а) Лорис-Меликов б) Панин в) Д. Толстой.

9. Кто автор картины «Меншиков в Березове»: а) В. Серов б) М. Врубель в) В. Суриков.

10. Назовите автора нового Университетского устава 1884 г., фактически ликвидировавшего
автономию университетов:

а) Катков б) Делянов в) Победоносцев.

ТЕСТ 2

1. «Табель о рангах» – это:

а) документ, определявший систему чинов в России в XVIII- XIX вв.;

б) документ, определявший взаимоотношения Сената и коллегий в XVIII в.;

в) список наград, введенных при Петре I.

2. В результате дворцового переворота 1762 г. власть перешла в руки:

а) Анны Иоанновны;

б) Анны Леопольдовны;

в) Петра III;

г) Екатерины II.

3. «Указ о вольности дворянской» был обнародован:

а) при Петре I;

б) при Петре II;

в) при Петре III;

г) при Павле I.

4. На переговоры с мятежными полками, стоявшими на Сенатской площади в декабре 1825 г.,
Николай I послал:

а) А.Х. Бенкендорфа;

б) М.А. Милорадовича;

в) М.Ф. Орлова.

5. Подготовкой “Полного собрания законов Российской империи”, завершившейся в 1830–х гг.,
руководил:

а) П. Киселев;

б) М. Сперанский;

в) А. Бенкендорф.

6. Противниками России в Крымской войне 1853-1856 гг. являлись:

а) Турция, Англия, Франция, Сардиния;

б) Турция, Англия, Греция;

в) Турция, Испания, Италия;

г) Турция, Германия, Австрия.

7. Террористическая группа, поставившая своей целью убийство Александра II, называлась:

а) «Южное общество»;

б) «Земля и воля»;

в) «Черный передел»;

г) «Народная воля».

8. Раскол в РСДРП, положивший начало существованию группировок большевиков и
меньшевиков, был вызван разногласиями:

а) по уставным вопросам;

б) из-за отношения к либеральным партиям;

в) из-за отношения к русско-японской войне;


 

Амурский Государственный Университет

г) по программным вопросам.

9. Первый съезд РСДРП (1898) состоялся:
а) в Праге б) в московском Кремле в) в Лондоне г) в Минске.

10. Манифест 17 октября 1905 г.:

а) даровал политические свободы подданным;

б) даровал свободу крестьянам;

в) отменил крестьянские выкупные платежи;

г) извещал об окончании войны с Японией.

ТЕМА 6. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ в. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Большевизм – течение политической мысли и политическое движение во главе с В.И. Лениным. На II съезде РСДРП (1903) во время выборов руководящих органов сторонники В.И. Ленина получили большинство голосов и стали называться большевиками.

Буржуазия (капиталисты) – владельцы частной собственности на средства производства, использующие наемный труд.

Буржуазно–демократическая революция – общественный переворот, в результате которого укрепляется власть буржуазии и проводятся широкие демократические преобразования.

Двоевластие – своеобразное переплетение двух властей в России после Февральской революции (2 марта- 4июля 1917 г.): Временного правительства и Совета рабочих и солдатских депутатов.

Империя – монархическое государство во главе с императором, проводящим жесткую политику централизации и единовластия (в России установлена при Петре I, с 1721 по 1917 г.).

Маевка – в дореволюционной России нелегальное собрание рабочих, устраиваемое за городом в день 1 мая. Первомайская демонстрация рабочих.

Манифест (лат. - призыв) – обращение верховной власти к населению; воззвание, декларация о программе действий.

Третьеиюньский государственный переворот 1907 г. – роспуск II Государственной думы и издание нового избирательного закона в нарушение Манифеста 17 октября 1905 г. Явился завершением революции 1905-1907 гг. Установилась буржуазная третьеиюньская монархия – союз царя, дворян и крупной буржуазии, объединенный Государственной думой, проводившей политику лавирования.

ЗАДАНИЕ № 1. Исторические портреты

Портрет 1.

среди прочих любимых занятий были рубка дров и расчистка снега;

он женился на женщине, которую звали Алиса- Виктория - Елена -Луиза- Беатриса;

его родственник объявил ему войну;

все, что имел, он хотел передать не сыну, а брату;

он хотел жениться на следующий день после смерти отца, и только решительные протесты

родственников помешали ему осуществить намерение;

во время всеобщей переписи населения он, заполняя анкету, в графе «Профессия» написал:

«Хозяин земли русской».

Портрет 2.

он был в родстве с поэтом М.Ю. Лермонтовым, канцлером А.М. Горчаковым;

родился в Дрездене, учился в Вильно, в расцвете карьеры работал в Петербурге, умер в

Киеве;

его отец был комендантом московского Кремля, а вся семья – дружна с Л.Н. Толстым;


 

Амурский Государственный Университет

его правая рука почти не действовала, тем не менее он ухитрялся исписывать ею горы бумаг;

своим оппонентам он однажды твердо ответил: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна

великая Россия»;

В.И. Ленин сказал о нем, что он пытался «влить новое вино в старые мехи»;

на жизнь его дважды покушались, и второе покушение оказалось роковым;

он завещал похоронить себя в том городе, где застигнет его смерть.

ЗАДАНИЕ № 2. В предлагаемом ниже тексте содержатся намеренные исторические ошибки. Исправьте их.

Социально- экономическое развитие России в начале ХХ века

В начале ХХ столетия Россия вступает в новую фазу экономического развития, традиционно называемую империализмом.

Россия относилась к так называемому «второму эшелону» стран, вступивших на путь капиталистического развития (позднее государств Запада). За пореформенное сорокалетие Россия не могла ликвидировать свою экономическую отсталость, по-прежнему неразвитой была ее железнодорожная сеть, в 1890 году в стране разразился экономический кризис.

Однако этот кризис, разорив массу мелких предприятий, ускорил процесс концентрации производства. В 1900-х годах идет бурный рост многочисленных монополий. В России это были преимущественно тресты и концерны – такие как «Продвагон», «Продамет», «Продуголь» и другие.

Изменяется промышленная специализация России – возникают новые промышленные центры Урал и Верхнее Поволжье.

Для защиты отечественной промышленности правительство в 1908 году вводит новые таможенные тарифы и издает специальный указ, ликвидировавший иностранные инвестиции в горнодобывающей, машиностроительной и нефтяной промышленности, поставив эти отрасли под контроль государства.

Концентрация банковского капитала значительно отставала от концентрации производства. К 1913 году в стране существовало всего 5 коммерческих банков. Финансовая реформа 1897 года привела к увеличению выпуска бумажных денег и высокой инфляции. Лишь отмена косвенных налогов на товары широкого потребления на время стабилизировала положение.

Особенностью российской экономики было превышение вывоза над ввозом. Утечка отечественных капиталов за границу приводила к периодическим финансовым кризисам.

Другой особенностью российского империализма стал фатальный разрыв между промышленностью и сельским хозяйством. В сельском хозяйстве наблюдается процесс ликвидации мелкотоварного, общинного и других укладов и постепенное увеличение раннекапиталистических форм хозяйства, но эти уклады были еще очень слабы. Толчок к развитию сельского хозяйства дала столыпинская реформа, ликвидировавшая сельскую общину и положившая начало процессу создания индивидуальных фермерских хозяйств. Это привело к огромному социальному расслоению русской деревни -– 40 % всех хозяйств являлись кулацкими. Однако слабая обеспеченность таких хозяйств сельскохозяйственной техникой тормозила развитие деревни. Основным зерновым районом, поставлявшим хлеб на внутренний и внешний рынки, было Среднее Поволжье, что увеличивало себестоимость российского хлеба.

Проходившие в России изменения меняли социальную структуру общества. Шел процесс быстрого формирования национальной буржуазии, пролетариат стал многочисленным классом Российской империи.

Неравномерность экономического развития, вызванная перечисленными выше особенностями, привела в конечном итоге к глубочайшему экономическому кризису 1909 - 1913 годов, который, в свою очередь, стал главной причиной революционных потрясений в стране.

ТЕСТ


 

Амурский Государственный Университет

1. Начало русско-японской войны: а) 1900 г. б) 1905 г. в) 1916 г. г) 1904 г.

2. Открытие I Государственной думы: а) 1903 г. б) 1901 г. в) 1906 г. г) 1909 г.

3. Отречение Николая II: а) 1918 г. б) 1917 г. в) 1919 г. г) 1905 г.

4. Раскол «Земли и воли»: а) 1899 г. б)1876 г. в) 1879 г. г) 1881 г.

5. Возникновение группы «Освобождение труда»: а) 1901 г. б) 1876 г. в) 1883 г. г) 1905 г.

6. В правой стороне даты перепутаны и не соответствуют обозначаемым ими событиям.
Поставьте их правильно:

а) убийство Столыпина – 1905 г.;

б) вступление России в первую мировую войну – 1917 г.;

в) установление двоевластия – 1907 г.;

г) открытие II Государственной думы – 1911 г.;

д) возникновение первого Совета рабочих депутатов – 1914 г.

7. Подчеркните события, совпадающие по времени друг с другом:

а) заключение франко-русского союза;

б) Морозовская стачка;

в) строительство Сибирской железной дороги;

г) Берлинский конгресс.

8. Последовательность событий Крымской войны, изложенная ниже, нарушена, восстановите ее:

а) осада Севастополя;

б) осада русскими войсками крепости Силистрии;

в) сражение при Инкермане;

г) высадка англо-франко-турецких сил в Крыму;

д) Синопское сражение.

9. Портсмутский мирный договор:
а) 1906 г. б) 1905 г. в) 1908 г. г) 1914 г.

ТЕМА 7. РОССИЯ В 1917-1941 гг.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Антанта – (фр. - согласие) – военный блок Великобритании, Франции и России, оформившийся в 1907 г. и выступивший в первой мировой войне против Тройственного союза во главе с Германией. Антигитлеровская коалиция – военный союз государств, возникший в 1941 г. и выступивший против фашистского блока. В коалиции участвовали СССР, США, Великобритания, Франция, Китай, Польша и др. Белая гвардия – военные формирования антибольшевистских сил, выступивших после Октябрьской революции против Советской республики. «Военный коммунизм» – социально-экономическая политика Советского государства в условиях гражданской войны 1918 – нач. 1921 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) – орган по борьбе с противниками советской власти и саботажниками (1917-1922), руководил ею Ф.Э. Дзержинский. Коллективизация – преобразование сельского хозяйства в СССР в конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. путем массового создания коллективных хозяйств (колхозов). Комбеды – комитеты бедноты, созданные в июне 1918 г. в европейской части России как органы государственной власти.

10. Открытие Художественного театра в Москве:
а) 1855 г. б) 1903 г. в) 1898 г. г) 1915 г.


 

Амурский Государственный Университет

Новая экономическая политика (НЭП) – введена советским руководством в марте 1921 г. на Х съезде РКП(б), направлена на преодоление массового недовольства действовавшей политикой «военного коммунизма». Продразверстка заменена продналогом, разрешены свобода торговли, частное предпринимательство, использование иностранного капитала в форме концессий, труд батраков в деревне.

ЗАДАНИЕ. Исторические портреты

Портрет 1.

участник русско-японской войны;

во время первой мировой командовал дивизией;

в 1915 г. попал в плен к австрийцам, но в 1916 г. бежал;

весной 1917 г. командовал войсками Петроградского военного округа;

летом 1917 г. – командующий Юго-Западным фронтом;

добился введения смертной казни на фронте, пытался ограничить деятельность солдатских

комитетов;

в августе 1917 г. пытался установить военную диктатуру;

один из организаторов Добровольческой армии;

смертельно ранен в бою в 1918 г.

Портрет 2.

его первый псевдоним – Кубышкин;

революционер;

в 1905-1907 гг. развил идею гегемонии пролетариата в революции;

во время первой мировой войны выдвигал лозунг превращения империалистической войны в

гражданскую;

один из создателей РСДРП(б);

автор «Апрельских тезисов»(1917);

один из организаторов Октябрьской революции;

умер 21 января 1924 г.

председатель СНК;

ТЕСТ 1

1. Назовите имя человека, близкого к царской семье, который, по общему мнению,
дискредитировал династию в 1914 - 1916 гг.:

а) Распутин б) Штюрмер в) Гучков.

2. Кто возглавлял Петроградский Совет с 22 сентября 1917 г.: а) Троцкий б) Церетели в) Гучков.

3. Представители какой партии преобладали в составе Временного правительства: а) октябристы б) эсеры в) кадеты.

4. Как назывался один из первых концлагерей, созданный большевиками и располагавшийся
в Подмосковье:

а) Серпуховский б) Нагатинский в) Кожуховский.

5. Кто руководил приморскими партизанами в годы гражданской войны (1919 г.):
а) Лазо, Постышев б) Голощекин, Кравченко в) Щетинкин, Громов.

6. Какой видный советский военачальник, обладатель 5 орденов Красного Знамени, участник
суда над Тухачевским, устанавливал советскую власть в Самаре:

а) Ворошилов б) Блюхер в) Каменев.

7. Кто был президентом США во время американской интервенции в советскую Россию: а) Гувер б) Т. Рузвельт в) Вильсон.


 

Амурский Государственный Университет

8. Какой орган власти по конституции 1918 г. являлся высшим в советской России: а) Всероссийский съезд Советов б) Политбюро в) Совнарком.

9. Когда Каменев и Зиновьев были устранены с политической арены и исключены из партии:

а) 1929 г. б) 1928 г. в) 1927 г.

10. Почему 30 декабря 1922 г. считается днем образования СССР:
а) эта дата завершала год, в течение которого были подписаны между социалистическими

республиками союзные договоры;

б) в этот день начал работу I съезд Советов СССР;

в) в этот день всеми республиками был подписан союзный договор.

ТЕСТ 2

1. Когда в России было принято законодательство о социальном страховании рабочих: а) 1905 г. б)1917 г. в) 1912 г.

2. Когда была распущена I Государственная дума: а) 9 июля 1906 г. б) 3 июня 1907 г. в) 1 августа 1912 г.

3. Укажите одно из положений Порстмутского мирного договора:

а) южная ветка Китайско-Восточной железной дороги оставалась у России;

б) над Кореей устанавливался японский протекторат;

в) Порт-Артур становился нейтральной территорией.

4. Назовите категорию населения, которая не имела права избираться в Государственную
думу и участвовать в ее работе:

а) военные б) государственные чиновники в) крестьяне.

5. Кто был командующим Маньчжурской армией во время русско-японской войны: а) Куропаткин б) Кондратенко в) Макаров.

6. Назовите сражение, ставшее первым в русско-японской войне 1904-1905 гг.: а) Цусимское б) Мукденское в) Маньчжурское.

7. Кто был избран председателем Учредительного собрания в 1918 г.: а) Ленин б) Чхеидзе в) Чернов.

8. Назовите имя командующего Добровольческой армией в 1919 г.: а) Деникин б) Корнилов в) Май-Маевский.

9. Какое название носили Хорезмская и Бухарская республики до вступления в СССР: а) социалистическая б) народная в) демократическая.

10. Кто был формально главой Советского государства в 1919 г. по конституции:
а) Калинин б) Свердлов в) Сталин.

ТЕСТ 3

1. Первая конституция СССР провозглашала:

а) диктатуру пролетариата;

б) курс на индустриализацию;

в) многообразие форм собственности;

г) предоставление равных политических прав всем гражданам.

2. Новая экономическая политика (НЭП) предполагала:

а) свободу внешней торговли;

б) ликвидацию кулачества как класса;

в) разнообразие форм собственности;

г) ликвидацию многоукладности экономики.

3. По Мюнхенскому соглашению1938 г.:

а) столицей Германии объявлялся Бонн;

б) СССР передавал Германии Восточную Пруссию;

в) СССР и Германия заключили договор о ненападении;

г) Чехословакия передавала Германии Судетскую область.

4. Главнокомандующим советских войск в войне с Японией был:


 

Амурский Государственный Университет

а) Жуков б) Тимошенко в) Мерецков г) Василевский.

5. Летом 1942 г. Красная Армия потерпела тяжелое поражение под: а) Киевом б) Харьковом в) Одессой г) Ленинградом д) Ростовом.

6. СССР стал фактическим участником второй мировой войны: а) 1 сентября 1939 г. б)17 сентября 1939 г. в) 22 июня 1940 г. г) 22 июня 1941 г.

7. 17 сентября 1939 г. Красная Армия вступила на территорию: а) Польши б) Финляндии в) Венгрии г) Болгарии и Греции.

8. В одном европейском городе в сентябре произошло вооруженное восстание. Оно было
подавлено немцами, так как Советская Армия восставших не поддержала. Это было восстание:

а) в Праге б) в Варшаве в) в Кракове г) в Белграде.

9. Один из советских генералов при содействии германских властей создал Русскую
освободительную армию. Это был:

а) Рокоссовский б) Власов в) Тухачевский г) Черняховский.

10. Организация Варшавского Договора была создана:
а) 1941 г. б) 1945 г. в) 1949 г. г) 1955 г.

ТЕМА 8. РОССИЯ В 1941 – 1964 гг.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Блокада изоляция территории государства или его части для того, чтобы принудить к выполнению определенных требований.

Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) высший орган по управлению советскими предприятиями, созданный при Совете Народных Комиссаров (СНК) (1917-1932).На местах образованы совнархозы.

Идеологизация – процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть тоталитарного режима.

Номенклатура (лат.– роспись имен) – круг должностных лиц, назначаемых властями; правящий слой, господствующий в бюрократической системе управления.

«Оттепель» – название, данное писателем Ильей Эренбургом тем изменениям, которые произошли в жизни СССР после смерти Сталина(1953). Восстанавливались демократические нормы и законность, усилилась роль Советов, общественных организаций, началась политическая реабилитация жертв сталинского террора.

Партизанское движение – народная борьба за независимость, которая ведется на оккупированной врагом территории страны. Опирается на поддержку местного населения, связано с регулярными войсками.

Ударники – в СССР передовики производства, добивавшиеся высоких (ударных) темпов работы.

«Холодная война» – состояние конфронтации (противоборства) между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их партнерами, – с другой. Основана на гонке вооружений. Продолжалась с 1946 г. по конец 80-х гг.

Целина земли с естественной растительностью, которые не распахивали веками. Массовое освоение целины в СССР (Казахстан, Сибирь, Урал, Поволжье) велось в 1954-1960 гг.

ТЕСТ 1

1. Укажите, кто из руководителей страны после смерти Сталина занимал жесткую позицию в
вопросах внешней политики:

а) Маленков б) Молотов в) Хрущев.

2. Корейская война закончилась: а) 1952 г. б) 1953 г. в) 1954 г.

3. Организация стран Варшавского Договора была создана: а) 1954 г. б) 1954 г. в) 1955 г.


 

Амурский Государственный Университет

4. Нормализация советско-югославских отношений произошла: а) 1954 г. б) 1955 г. в) 1956 г.

5. Охлаждение советско-китайских отношений началось: а) 1956 г. б) 1957 г. в) 1959 г.

6. Берлинский кризис, связанный с возведением берлинской стены, имел место: а) 1958 г. б) 1961 г. в) 1964 г.

7. Карибский кризис имел место: а) 1961 г. б) 1962 г. в) 1963 г.

8. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия на земле, в атмосфере и под водой был
подписан:

а) 1961 г. б) 1962 г. в) 1963 г.

9. В организацию Варшавского Договора при ее создании вошли:
а) Албания б) Болгария в) Венгрия
г) Вьетнам д) Куба е) Китай

ж) Монголия з) ГДР и) Польша к) Румыния л) Чехословакия м) Югославия н) СССР.

10. Советские войска были введены в Венгрию:
а) 1955 г. б) 1956 г. в) 1957 г.

ТЕСТ 2

1. Второй фронт в Европе был открыт: а) декабрь 1943 г., в Бельгии б) август 1942 г., на Балканах в) июнь 1944 г., в Нормандии.

2. Народ, подвергшийся репрессиям после Великой Отечественной войны: а) поляки б) эстонцы в) крымские татары.

3. Руководитель группы ученых, создавших атомное оружие в СССР: а) П.Л. Капица б) С.П. Королев в) И.В. Курчатов.

4. За время пребывания Н.С. Хрущева в должности первого секретаря ЦК коммунистической
партии в нашей стране происходило:

а) введение советов народного хозяйства;

б) преобразование Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР;

в) последовательная поддержка личного приусадебного хозяйства колхозников.

5. За время руководства Н.С. Хрущева страной происходило:

а) создание компартии РСФСР;

б) создание фермерских хозяйств;

в) ввод советских войск в Чехословакию;

г) создание программы построения коммунизма в СССР.

6. Что произошло позже:

а) введение совнархозов;

б) запуск первого искусственного спутника Земли;

в) принятие программы построения коммунизма в СССР;

г) отставка Н.С. Хрущева с партийных и государственных постов.

7. Для государства диктатуры пролетариата характерно: а) гражданское общество б) парламентская республика в) обеспечение прав человека г) подавление эксплуататорских классов.

8. Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях» на: а) XIX съезде КПСС в 1952 г. б) ХХ съезде в 1956 г. в) XXI съезде КПСС в 1959 г.

9. В работе Совета экономической взаимопомощи участвовали:

а) государства - члены Совета Безопасности ООН;

б) все страны – участницы второй мировой войны;

в) страны, входившие в так называемое социалистическое содружество.

10. Карибский кризис 1962 г. затронул в первую очередь интересы:
а) Кубы и Мексики б) Кубы, Панамы и Гаити


Амурский Государственный Университет 22

в) США, СССР и Кубы г) США, СССР и Чили.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: