Введение
крытых повествовательными рельефами; в храмах и царских дворцах, блеск и величие которых хранили гигантские статуи крылатых быков, львов и грифонов. Причудливая фантазия вавилонян, шумеров и ассирийцев создавала нарядную орнаментику храмовых и дворцовых покоев, а союз трех мифов — небесного, земного и загробного — был отражен в многоцветных рукотворных горах — зик-куратах. Еще Геродот с восхищением отзывался об архитектурных сооружениях Ассирии и Вавилона. Но остались и свидетельства важного значения искусства в жизни этих народов, созданные их великими правителями и поэтами. Известно, что исторический Гильгамеш жил приблизительно в XXVII в. до н. а и был верховным жрецом Урука. В эпосе о Гильгамеше — произведении, редчайшем по красоте и одухотворенности, сплетающем вымысел и историческую достоверность, — есть прекрасные строки:
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принес нам весть о днях до потопа,
В дальний путь ходил, но устал и смирился,
Рассказ о трудах на камне высек,
|
|
Стеною обнес Урук огражденный (...)
Осмотри стену, чьи венцы как по нити,
Погляди на вал, что не знает подобья,
Прикоснись к порогам, лежащим издревле,
И вступи в Эану, жилище Иштар,
Даже будущий царь не построит такого, —
Поднимись и пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощупай:
Его кирпичи не обожжены ли
И заложены стены не семью ль мудрецами?
Мифология и художественная культура Древнего Египта связаны еще более неразрывно. Основными памятниками, сохранившими древнеегипетскую мифологию, являются различные религиозные тексты: гимны, молитвы, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Это знаменитые «Тексты пирамид» — описания царских погребальных ритуалов, высеченные в глубине усыпальниц Древнего царства, а также «Тексты саркофагов» и знаменитая «Книга мертвых», составлявшаяся до самого конца истории Древнего Египта. В исполнении обрядов и мистерий, описанных здесь, принимали участие не только жрецы, но и сами фараоны, выступавшие от имени богов. Египетская мифология не имеет себе равных в отношении подробнейшей, тщательной разработки погребальных ритуалов и верований Ее сложная система, отличавшаяся необыкновенно продуманной и утонченной символикой, существовала одновременно в нескольких версиях»: в устной традиции, в изобразительном искусстве и в иероглифике, являющейся сочетани-
ем образного языка искусства и рационального языка словесной речи. Комплекс египетских верований довольно отчетливо делится на три группы: это космогонические и природные мифы, в центре которых находится образ Нила — подателя жизни; древняя группа мифов, связанных с поклонением священным животным, и наиболее интересная и самобытная часть мифологии — культ загробной жизни.
|
|
Боги, создававшие Вселенную, с течением времени объединились в несколько основных триад. Вокруг каждой из них создавались циклы обрядов и сказаний. Примером может служить фиванская триада (бог солнца Амон, богиня неба Мут, их сын Хонсу, божество Луны) или мемфисская (Птах, создавший мир и все в нем существующее, богиня войны Сехмет и их сын Нефертум, божество растительности). Воплощением земли был во многих египетских номах бог Геб; Нил олицетворялся в образе бога Хапи. Существовали и многие другие боги-демиурги, а древнейшая система происхождения Вселенной отражена в представлениях о девятке верховных богов — Эннеаде, — сложившейся в Гелиополе. Именно здесь оформились и каноны изображения пантеона. Атум, возникший из водного хаоса и несущий свет и жизнь, изображался в виде человека в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта; его знаком была змея или иероглиф, ее обозначающий. Бог воздуха Шу имел облик человека, стоящего на одном колене, с поднятыми вверх руками, поддерживающими небо. В числе его олицетворений был павиан Богиней влаги, охранительницей от злых демонов, считалась Тефнут, изображавшаяся в виде львицы. Образ Геба напоминал Атума, однако животным этого божества была утка. Богиня Нут, «небесная корова», ежедневно рождала бога солнца Ра после его еженощной борьбы с тьмой. Она имела вид женщины с вытянутыми вверх руками или опирающейся ногами и руками о землю, подобно небесному своду.
Если Атум, Шу, Нут и Тефнут воплощали разделение мировых стихий и собственно устройство Вселенной, то Осирис, Исида и Сет ведали круговращением жизни на земле, свершением судеб и царской властью. Наиболее сложными и универсальными были функции Осириса, изображения которого чрезвычайно многообразны. Бог умирающей и воскресающей природы, он был одновременно и богом мертвых, царем загробного мира, вершившим суд над умершими. Его изображали в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, или человека, сидящего среди побегов винограда. Два основных его символа — священный столп джед (дерево или связка тростника) и ячменное зерно. Возрождающая мощь его столь велика, что