Введение. Искусство эллинизма наполняется новыми, неве­домыми прежде настроениями и темами. На смену сосредоточенному покою и созерцательности при­ходит острое чувство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Искусство эллинизма наполняется новыми, неве­домыми прежде настроениями и темами. На смену сосредоточенному покою и созерцательности при­ходит острое чувство эфемерности, текучей из­менчивости бытия, и эллинистическое искусство стремится осмыслить драматизм человеческого су­ществования, создавая образы героев и богов, пре­одолевающих тяжкие испытания. Трагическая мощь эллинистической культуры укоренена уже не столько в древних верованиях, сколько в стремле-шш разгадать пути и судьбы современного мира.

Но годы Великой Греции уже сочтены: наступа­ют времена новых народов и новых античных импе­рий. Величайшей из них становится Древний Рим, прошедший республиканский и имперский этапы. Во все времена Рим оставался примером идеаль­ной империи, а строй жизни и искусство римлян во многом опирались на наследие эллинистической Греции. Но истоки римской культуры в своей глу­бине оставались иными. Другой была и религиоз­но-мифологическая система, во многом определив­ши дух римского мира. Ближайшей по типу к римской была мифология этрусков, таинственно­го народа, чья культура, расцветшая в VII—V вв. до н. э. (то есть хронологически одновременно с греческой архаикой и классикой), еще ждет свое­го окончательного описания. Главное в этрусской мифологии и обрядовой практике — сложная сис­тема гаданий, прорицаний и предсказаний по мол­ниям, полету птиц, числам. Верования этрусков несколько напоминают религии древних восточных народов: во-первых, в них преобладают низшие бо­жества, демоны и покровители всего и вся в мире, а во-вторых, их пантеон основан на строго выдер­жанной идее тройственности божеств. В соответ­ствии с этим возникает и «триадная» концепция эт­русского храма с тремя основными святилищами. Трое высших небесных владык и трое божеств под­земных и по именам, и по функциям напоминают римский мифологический пантеон.

До введения римлянами в свой мифологический мир основных греческих богов они поклоняются многим божествам, господствующим над природой и всей деятельностью человека. Шесть из них — бо­жества, опекающие земледелие на всех его этапах: от вспашки до жатвы хлебов. Шесть других обес­печивают благополучие семейного очага. Кроме широко известных Януса, хранящего двери дома, Весты, покровительницы очага, а также ларов и


пенатов (добрых духов предков), в этой группе бо­гов есть духи, называемые «гениями». Именно они хранят семью, дом и жизненные силы человека. Как и в мифологии этрусков, здесь заметно род­ство с восточными системами верований.

Заметим, что эти черты римской религии — ее нео­пределенность и относительно малая иерархия — ста­ли одной из причин того, что много столетий спустя в римский пантеон стали с такой легкостью входить чу­жеземные божества. Империя нуждалась в объединя­ющем культе, и римская мифология осваивала по­разительно разные религиозные системы: от древневосточных и греческой до новой, доселе нигде еще не восторжествовавшей религии пер­вых христиан. Но до этого пройдут еще столетия. Пока же, на заре их истории, у римлян имеется высшая триада божеств, и, как это ни странно, именно эти боги особенно отличаются от греческих и любых иных. Их роли первоначально не совсем ясны, и они даже не имеют определенного образа. Но постепенно их функции проясняются, и можно предполагать, что выделение этих божеств из числа прочих уже таит в себе зерно будущей римской культуры. Верховным богом становится Юпитер, царь неба, отец богов и владыка людей, вторым по значению — бог войны Марс, третьим же — Квирин, «Марс мира», покровитель римской мощи. Таким образом, уже в древние времена в символике изначальных богов подчеркивается будущая триединая идея римской культуры: ми-ровладычество, военная доблесть и государствен­ная мощь.

В дальнейшем эти боги примут в свой круг не­сколько греческих олимпийских божеств, и римс­кий культ обретет двенадцать основных персона­жей, имеющих соответствия в греческой мифологии. Римское искусство навсегда свяжет себя с идеей по­бедоносного государства под управлением избран­ных, а затем — под владычеством божественного императора. И самым полным вьфажением этой идеи станет образ римского города-лагеря, сердцем кото­рого является Форум, объединивший в своем гран­диозном ансамбле символы политического, военного и государственного могущества.

Так в преемственной связи мифологических сис­тем, в их отголосках через тысячелетия, в их при­чудливых слияниях определяются образы непохо­жих и по-разному великих культур Древнего мира, чьи идеи, судьбы и история кристаллизова­ны в искусстве.


ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: