Кносский дворец
.:...........
Кносский дворец
чеством Андокида, ок. 530 г. до н. а), но и заметное преобладание в искусстве вазописи сюжетов, взятых из повседневной жизни. Вместе с тем до конца классической эпохи в этом виде искусства сохраняется традиционная мифологическая и героико-ис-торическая тематика. К концу периода высокой классики возросший интерес к человеческой индивидуальности приводит к расцвету скульптурного портрета (Деметрий из Алопеки, Лисипп).
Литература:
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1970.
Колпинский Ю. Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.
Михайлов Б. П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры. М., 1967.
КНОССКИЙ ДВОРЕЦ, наиболее знаменитый памятник зодчества минойской культуры, расцветшей на острове Крит ок. XVI в. до н. э. Впервые исследован английским археологом А. Эвансом на рубеже Х1Х-ХХ вв. Принято считать, что К. д. является легендарным лабиринтом, в который был заключен Минотавр, побежденный афинским героем Тесеем. Согласно легенде, создателем К. д. был великий Дедал, выстроивший дворец по египетскому образцу, причем мастер сам не знал, сколько в нем помещений. Возможно, что название «лабиринт» происходит от изображения священного двулезвийного топора-лабриса, которое встречается в кносских стенных росписях (зал Двойного топора) и на керамических изделиях.
|
|
К. д. расположен на невысоком холме и занимает площадь приблизительно 120 х 120 м. К. д. не имеет четко выверенного симметричного плана, как, например, египетские дворцы и храмы. Он свободно и прихотливо раскинулся на занимаемой территории, органично вписываясь в холмистый ландшафт Крита. Центральное место в его грандиозном ансамбле занимает прямоугольный открытый двор длиной ок. 60 м, вытянутый с севера на юг и некогда выложенный плитами. Со всех сторон ко двору примыкали построенные в разное время помещения. Часть из них расположена на уровне главного двора, другие же залы находятся ниже или на один-два этаже выше. В нижних помещениях западного крыла К. д. находились обширные кладовые, сокровищница и оружейная. В восточном — помещались мастерские художников и ремесленников, работавших во дворце. При раскопках был обнаружен архив К. д., содержавший таблички с т. н. линейным письмом Б — древнейшей письменностью на греческом языке.
В обеих половинах К. д. насчитываются сотни помещений. Среди них есть парадные залы, жилые комнаты, святилища, бассейны, площадка для культовых театральных представлений. Залы и
|
|
Рога посвящения возле южных пропилеи Кносского дворца. XVI в. до н. э.
комнаты дворца соединены между собою отлогими каменными лестницами и широкими верандами, обращенными в сторону центрального двора. Лестничные клетки, прорезавшие здание снизу доверху, были открытыми и служили световыми колодцами, создавая не только исключительно изысканную и разнообразную систему освещения, но и систему вентиляции. Во дворце, как и в большинстве греческих и римских крупных построек, имелись ванные комнаты и канализация.
Стиль К. д., напоминая и о египетском, и о греческом зодчестве, все же остается уникальны:.: В большинстве залов перекрытия поддерживал;::; деревянными колоннами необычной конфигурации стоявшими на каменных базах. Они имели расширявшуюся кверху форму ствола и служили опор-;: также для лестничных клеток, образуя поднимающуюся по ступеням колоннаду. В настоящее время часть этих колонн реконструирована в камне.
Убранство К. д., главным образом росписи:: сырой штукатурке, свидетельствует о необычайной утонченности и рафинированности вкуса древних мастеров. При гибели К. д. в пожаре во время землетрясения фрески его сильно пострадали, н некоторые изображения удалось восстановить из фрагментов, после чего был выполнен ряд реставраций по найденным образцам. Залы с фреска:.:;: имели обычно панель, над которой до потолка, и даже на потолке, располагались узоры и фигурные изображения. Особенно богато был украшен т. н. тронный зал, одно из культовых помещен:ш:-:а втором этаже в западном крыле дворца. Стены ег~ были расписаны по алому фону фигурами грифонов среди побегов папируса, на возвышении стоял жреческий или царский трон, названный А. Эван-сом «древнейшим престолом Европы». На стенах Парадных комнат монументальные росписи изображали величественное шествие с жертвенными дарам: Росписи располагались в два яруса, напоминая в этом отношении композицию древнеегипетскс г расписного рельефа.
Но стиль изображений в К. д. не имеет ничег общего с размеренной, неторопливой ритмик*;: египетских фризов. Фигуры удивительно разнообразны по облику, характеру движения, выражению лиц и пышным многоцветным нарядам. На других кносских фресках изображены религиозные;: светские церемонии, театральные представления, танцы в саду, детские игры, пиры на открыт'.:.: воздухе. К числу самых известных и одновременна загадочных изображений относятся кносские женские портреты. Придворные дамы изображена: в широких, пышных декольтированных платьях их высокие прически венчают диадемы, руки шею обильно украшают драгоценности. Мирову:-известность получило изображение кокетливо Наряженной молодой женщины с накрашенными губами, названной археологами Парижанкой.
В восточном крыле К. д. находятся не менее знаменитые фрески, к тому же связанные с легенл: о Лабиринте. Это росписи на тему игр с бык:.: Неясно, существовали ли эти опасные зрелища:-самом деле, или это всего лишь фантазия хул;.-ника, иллюстрация к давним преданиям. Возм>.:■ но, что фрески восточного крыла сюжетно вое"'