Общественная мысль. Социально - политические идеи в литературе и проекты в перв. Четв. 18 века

Социально - политические идеи в литературе и проекты в перв. четв. 18 века

1.1. Социально-исторические условия. Реформы Петра I, в той или иной степени затронувшие все стороны жизни общества (см. тему 20 Эпоха петровских преобразований), активизации процесса сближения русской и западноевропейской культур. С одной стороны действия Петра способствовали ускорению темпов культурного развития, с другой значительная часть культурных заимствований перенималась механически, деформировалась на русской почве и не приводила к результатам, на которые рассчитывали реформаторы.

Главный результат, все же, соответствовал затраченным усилиям культурные преобразования создавали необходимую основу для реформ в технико-экономической и военной областях

1.2. Основные тенденции. Несмотря на существенные отличия русской культуры XVIII в., в целом ее развитие находилось под влиянием тенденций, уходящих корнями в предшествующий период.

1.2.1. Новый импульс получил процесс обмирщения культуры, секуляризации всех сфер сознания и жизни. Во всех областях культуры утвердилось господствующее положение светского направления.

1.2.2. Происходило дальнейшее углубление индивидуализации творческой деятельности. Произведения искусства приобретали все больше индивидуальных черт в рамках определенных стилевых художественных направлений. Анонимные произведения создавались лишь в устном народном творчестве.

1.2.3. Рост международного авторитета России, ее успешная внешняяполитикаспособствовали установлению постоянных контактов со странами Европы. Россия перенимала, осваивала и перерабатывала опыт западноевропейских стран в различных областях человеческой деятельности.

1.2.4. Процесс освоения достижений западноевропейской культуры сопровождался формированием новых стилей и направлений, новых методов художественного творчества.

1.2.5. Многие преобразования, при этом, особенно в области быта, проводились насильственным путем и зачастую не соответствовали национальным традициям.

1.2.6. П етровские преобразования усиливали культурную дифференциацию. Формировалась ориентированная на западноевропейские ценности элитарная дворянской культура, которая все более отрывалась от народной, сохранившей национальные традиции, устои прошлого.

Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в это время в России, но и оказывала на них заметное влияние.

2.1. В центре внимания общественной мыслипервой четверти XVIII в.находились основные экономические и политические проблемы страны, цели результаты петровских реформ. Выдающиеся мыслители этого периода Ф. Прокопович, А. Кантемир, П.П. Шафиров с рационалистических позиций обосновывали необходимость преобразований для преодоления экономической и культурной отсталости России. Сочинения Прокоповича (Правда воли монаршей, Слово о власти и чести царской)отстаивали право монарха на неограниченную власть, исходя из особой природы русского народа.

И.Т. Посошков (Книга о скудости и богатстве, переданная Петру I и опубликованная значительно позднее), в целом одобряя преобразования, пытался совместить элементы рационализма, идеи государственной пользы с развитием русских традиций, требовавших освящения любых перемен воздействием Божьей благодати.

2.2. К середине столетиявсе большее распространение в общественной мысли России получают понятия общего добра и общего блага, которые постепенно наполняются новым содержанием. Под общим благом чаще понималось благо укреплявшегося российского государства.

2.3. В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, но представления о несовместимости крепостничества с естественными правами человека еще не формировались.

2.4. В 30-х годах в России получили распространение идеи масонства, религиозно-этического движения, охватившего в XVIII в. практически всю Европу. Проблемы происхождения и развития масонства в России относятся к числу наиболее запутанных и сложных в истории русской культуры. Характер деятельности масонских лож в России претерпел существенные изменения на протяжении своей истории. Наиболее распространена точка зрения, что на первом этапе масонство было у нас исключительно модным явлением, заимствованным с Запада; вступление в орден давало возможность приобщиться к знаменитой масонской тайне и войти в круг представителей сильных мира сего. Один из первых русских масонов И.П. Елагин назвал масонство игрушкой для праздных умов. К середине столетия отчетливо проявился филантропический, религиозно-просветительский характер деятельности масонов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: