Исследований в первой половине XIX

Учение английского натуралиста Чарльза Роберта Дарвина (1809-1882) произвело революцию во всем строе биологического и психологического мышления. Он создал эволюционное учение о происхождении видов путем естественного отбора.

Дарвин утверждал:

1) идею естественно-эволюционного происхождения человека. Дарвинизм опровергал библейский догмат о том, что все виды живых существ раз и навсегда сотворены Богом. Человек создан не по образу и подобию Божьему, но является выходцем из обезьяньего стада;

2) принцип биологического детерминизма. В основе воссозданной величественной картины развития живой природы лежало новое объяснение причинных факторов этого развития, т.е. биологического детерминизма.

Новый подход к психической жизни вводил новые объяснительные начала. К ним Дарвин относил следующие:

а) естественный отбор. Ученый указывал на естественный отбор как на фактор выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию среде. В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться. Опорным в этой объяснительной схеме выжили в борьбе за существование, передают свои свойства потомству. Между особями, образующими данный вид, существуют биологически предопределенные различия. Без изменчивости не было бы и развития. Выживают же те, кому удалось лучше приспособиться - адаптироваться;

б) целесообразность. Ч.Дарвин дал точное научное объяснение целесообразности, не обращаясь к понятию о врожденной цели. Это нововведение произвело переворот не только в биологии, но и в психологии;

в) адаптация. Поскольку естественный отбор отсекает все не нужное для жизни, то он истребил бы психические функции, если бы они не способствовали приспособлению. Это побудило рассматривать психику как элемент адаптации организма к окружающей среде. Психика не могла более представляться изолированным «островом духа». Определяющим для психологии взамен отдельного организма становится отношение «организм-среда». Это порождало новый системный стиль мышления, который в дальнейшем привел к выводу, что предметом психологии должно быть не сознание индивида, но его поведение во внешней среде, изменяющей (детерминирующей) организм и психический склад индивида;

г) окружающая среда. Среда провозглашалась силой, способной не только вызывать, но и видоизменять жизнедеятельность. Живой организм есть продукт взаимодействия со средой, причем жизнь вида посредством механизма наследственности является важной детерминантой жизни особи;

д) индивидуальные вариации психического. Понятие об индивидуальных вариациях является непременной составной частью эволюционной теории Ч.Дарвина. Следовательно, к ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало мощный импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми, обусловленных законами наследственности. Это направление инициатором создания которого стал кузен Ч.Дарвина Фрэнсис Гальтон, превратилось в разветвленную ветвь дифференциальной психологии;

е) преемственность психики животного и человека. Дарвинизм стимулировал изучение психики животных, став основанием еще одного нового направления в науке – зоологии. Отвергнув версию о непроходимой пропасти между человеком и животным, эволюционная биология стала предпосылкой широкого изучения с помощью объективных экспериментальных методов механизмов психической регуляции поведения на таких объектах, как животные (белые крысы, собаки, обезьяны и др.);

ж) инстинкты: проблемы разума и эмоций.

Дарвинизм послужил толчком к истолкованию в XIX – начале XX веков психических проявлений у животных по аналогии с психикой человека, развитию сравнительной психологии. Одним из первых направлений в этой области был антропоморфизм (Дж.Романес). Среди других зоо- и биопсихологических изысканий XIX – начала XXвеков выделялись:

- открытие «закона Ллойда Моргана» (1894): не приписывать животному высшие психические способности, если его поведение можно объяснить механизмами более низкого уровня; введение термина «обучение путем проб и ошибок» для обозначения формы научения у животных;

- формирование механистического направления: обоснование отсутствия у животных психики (Ж.Фабр, Ж.Леб, школа «объективной сравнительной психологии» в лице А.Бете, Т.Беера, Э.Циглера, И.Иксюкуля);

- отвержение теории тропизмов и рассмотрения поведения простейших как механический результат прямого воздействия внешнего раздражителя. Обнаружение американским натуралистом и зоологом Г.Дженнингсом элементарных форм научения у простейших;

- создание Э.Торндайком, автором книг «Ум животных» (1898), «Ум обезьяны»(1901), экспериментальной техники в сравнительной психологии («метод проблемного ящика и лабиринта»);

- разработка в 1900 г. В.Смоллом лабиринтной модели поведения и Р.Йерксом метода множественного выбора, с помощью которого исследовались процессы обобщения у животных, в том числе у приматов; доказательство В.Кёллером наличия интеллекта у животных; создание этологии как самостоятельной науки, изучающей поведение животных в естественных условиях (К.Лоренц, Н.Тинберген, К.Фриш);

- возникновение новой отрасли – детской психологии. В 1876 г. И.Тэн опубликовал «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», в 1877 г. Ч.Дарвин – «Биографический очерк одного ребенка». Появляются Дж.Селли, В.Штерн, К.Гросс, К.К.Бюллер и др.), теория рекапитуляции Ст.Холла и Дж.Болдуина – перенесенный в детскую психологию и эмбриологию биогенетический закон дарвиниста Э.Геккеля;

- выдвижение концепции первобытного анимизма (Э.Тейлор, Дж.Фрезер), утверждающей тождество умственного механизма современного и первобытного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: