История России в вопросах и ответах
Раздел 1. Введение в изучение истории
ственных источников выделяется большая группа археологических источников, а также произведения материального искусства и культуры.
В XX в. большое распространение получили новые методы фото, кино, графического и фонового запечатления действительности. Количество и качество таких источников быстро увеличивается. Считается, что фото или кинодокументы отражают события более достоверно, чем письменные источники, а использование компьютерных технологий делает исторические источники общедоступными. Любой тип источников изучается в комплексе или отдельно специальными историческими дисциплинами, а также археологией, этнографией, искусствоведением, ставшими отдельными отраслями исторических знаний. Каждая дисциплина или отрасль имеет свой предмет исследования и объединяются источниковедением, которая является одновременно специальной исторической дисциплиной и комплексной наукой, объединяющей в себе исследования по всем типам источников.
|
|
В. К. Цечоев
1.2. Какие методы изучения истории используют профессиональные историки?
Работа историка — целенаправленный исследовательский процесс с целью получения научных знаний. В своей профессиональной деятельности историки применяют взаимосвязанные между собой общетеоретические и специально-научные методы исследования.
Каждое научное исследование имеет предметную основу. Следовательно, историк определяет объект и предмет своего исследования. Понятие «объект исследования» всегда шире, под ним понимается то, на что нацелена познавательная деятельность, а «предмет исследования» раскрывает стороны и содержание объекта исследования. Иными словами, определение объекта и предмета — начало исследования, здесь историк отвечает на вопрос — что исследовать? Научное исследование должно строиться четко в со-
ответствии с обозначенным предметом. В противном случае произведение будет нелогичным, автор запутает и себя и читателя, а цели и задач своей работы не достигнет.
Определив предметную сторону своей работы, историк приступает к изучению источников и исследований, основываясь на общетеоретических методах анализа и синтеза. Анализ означает познание частей целого, синтез — наоборот, объединение исследованных частей, свойств, отношений в единое целое. Анализ и синтез являются неотъемлемыми этапами исследования, всегда взаимосвязаны друг с другом и предполагают использование таких приемов работы, как обобщение накопленного материала, его систематизация, построение базы доказательств и т. д.
|
|
Исторический труд должен отвечать принципам научности, объективности, историзма. Применяемая историческая база должна соответствовать предмету исследования, его хронологии. Поэтому историк должен использовать корректную аргументацию, которая действительно способствует раскрытию сущности исторического явления исходя из исторических условий данного процесса.
В своей работе историк опирается не только на достижения исторической науки и на свой собственный исследовательский опыт. Выбор методов конкретного исторического исследования зависит и от субъективных, личностных факторов, которые во многом влияют на результативность работы. Современным историком может считаться только такой исследователь, который не искажает исторический процесс, не подменяет доказательства в угоду личным или иным конъюнктурным интересам. Активно пропагандировавшийся в недавнем прошлом принцип «партийности» исследования признан научно-педагогической общественностью ненаучным, однако де-факто он активно используется на практике политизированными группами интеллигенции в целях пропаганды тех нам иных политических позиций или агрессивного «разоблачения» оппонентов и инакомысля щих.
Специально-исследовательские методы — также неотъемлемый компонент работы историка. Выбор методов зачастую исходит из специфики предмета исследования, источников и литературы. В современных научных работах часто применяются историко-типологический, историко-генетический, сравнительно-исторический методы исследования.
История России в вопросах и ответах
Раздел 1. Введение в изучение истории
Историко-типологическиЙ метод получил развитие в связи с увеличением количества источников и необходимостью их типологшации. Такой метод показал свои преимущества при изучении археологических культур, которые содержат в себе большое количество однотипных предметов, например керамики. Типологизация керамики, проведенная с использованием компьютера, сразу же выявила достоинства этого метода. Использование систем и баз данных с использованием компьютеров необходимо во всех видах деятельности историков, особенно в систематизации архивных и иных материалов, в специальных исторических дисциплинах и источниковедении.
Историко-генетический и сравнительно-исторический методы направлены на выявление и исследование похожих исторических явлений и процессов у различных народов в рамках форм лциониого или цивилизааионного подходов изучения истории. Например, существует" закономерность формирования прото-государств на поздней стадии разложения первобытного общества. Сравнение процессов образования государств в ракурсе исторического развития (генезиса) осуществляется с применением историко-генетического и сравнительно-исторических методов. Много общего выявляет сравнение революционных процессов, формирования и развития политических партий и движений, идеологий, политических систем и режимов и т. п. в новое и новейшее время.
Историческое исследование немыслимо без применения источников. Методика использования источников изучается историческим источниковедением. Выдающийся источнико-вед проф. А. П. Пронштейн выделял в работе с историческими источниками три этапа. Первый этап заключается в работе над историческим материалом по выявлению всей информации, которую содержит исторический источник. Без этой кропотливой работы невозможен следующий этап, который заключается в установлении реальной исторической картины, реконструируемой по данным, комплекса источников. Заключительный этап исследования подразумевает построение исторической гипотезы, концепции или теории. С этой позиции третий этап — самый ответственный, оценочный, так как только по результатам работы возможна оценка деятельности историка. Каждый из названных этапов
|
|
исторического источниковедения исходит из принятых в исторической науке методов исследования.
Методика исторического исследования исходит из необходимости четкой, планомерной работы историка в определении предмета исследования, его хронологических рамок. Затем следует изучение исторической базы — источников и исследований. Эта работа называется также творческой лабораторией историка. На каждом этапе своей творческой деятельности историк анализирует информацию и синтезирует полученные выводы, основываясь на принципах научности, объективности, историзма. Окончательные выводы исследования синтезируются (редуцируются) и составляют концептуальный подход историка к исследуемой проблематике.
В. К. Цечоев
1.3. Какие этапы в своем развитии прошла отечественная историография?
В истории российской исторической науки можно выделить три больших этапа, каждый из которых имеет свои концептуальные особенности и в свою очередь состоит из периодов.
Первый период развития отечественной исторической науки охватывает время от зарождения исторической науки до советского времени. В досоветской историографии условно выделяют дворянскую и буржуазную историографию, но современные историки предпочитают периодизацию исходя из философских взглядов историков или по достижениям исторической науки.
В России историография как наука сложилась в XVIII в. До этого времени ограничивались пересказом концепции предыдущих историков, если авторские концепции не совпадали, летописный текст редактировался. В редких случаях средневековые исследователи сопоставляли свои взгляды, еще реже упоминали других историков.
Бурные темпы исторического развития России в петровскую эпоху вызвали интерес к изучению исторического прошлого нашей страны. Центром исторических знаний стала Академия паук, а затем Московский университет.
|
|
История России б вопросах и ответах
Раздел 1. Введение в изучение истории
Здесь сформировались первые научные концепции отечественной истории — норманнзм и антинорманизм, а объяснение происхождения государства у Г. Миллера и его оппонента М. В. Ломоносова уже отличаются от летописных традиций предшествующего времени. Развитие отечественной исторической науки проявилось в новых приемах источниковедческого анализа, предложенных В. Н. Татищевым. На рубеже XVIII—XIX вв. формируются четкие концепции И. Н. Болтина и А. Л. Шлецера. Предметом исторических исследований становится не только политическая история, но и Российское государство, его право и культура. Появился первый фундаментальный труд «История государства Российского» Н. М. Карамзина.
В 1830-х гг. историческая наука выходит за рамки формального, рационалистического объяснения истории, повысились требования к критике исторических источников. В это время появились концептуальные труды М. Т. Каче-новского, Н. В. Калачева, М. П. Погодина, Н. И. Надеж-дика. Исторические взгляды стали теснее перекликаться с течениями общественной мысли дореформенной России. В противовес официальной историографии развиваются демократические направления (славянофилы и западники). Официальная историография объясняла развитие Российского государства через триединство самодержавия, православия и народности. Славянофилы полагали, что самобытность исторического пути России была утеряна после Петровских реформ. Западники доказывали: история России не имела принципиальных отличий от Европы, поэтому преобразования XVIII в. оценивали положительно.
Вторая половина XIX — начало XX в. — в советской исторической литературе характеризовались как этап буржуазной историографии. Рационализм и романтизм предыдущего периода постепенно вытесняется новыми философскими учениями (гегельянством, позитивизмом, неокантианством). По сути, это целая эпоха, представленная творчеством С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова, А. С. Лаппо-Данилевского, С. Ф. Платонова и других классиков отечественной истории. В исторической науке выделяются самостоятельные отрасли и направления (археология, источниковедение, история права и т.д.) и крупные исторические школы, среди которых доминировали западники и славянофилы. Наиболее последовательным
выразителем славянофилов в это время был И. Д. Беляев. Научная жизнь стала концентрироваться не только в столицах, но и в губернских вузах. На Дону сформировалась школа казачьих историков (напр. Е. П. Савельев), взгляды которых на происхождение казачества и его историческую роль отличались от концепций официальных и столичных историков.
Таким образом, в досоветский период можно выделить несколько этапов развития исторической науки. С позиции марксистской историографии выделялось два таких этапа (дворянский и буржуазный). В дворянской историографии, в свою очередь, выделялись периоды зарождения исторической науки в средневековье, ее формирование в XVIII в. и развитие историографии в XVIII — первой половине XIX в. Основными философскими идеями историков были теология, рационализм, романтизм. Середина XIX — начало XX в. — развитие буржуазной историографии, отличительные особенности которой заключаются в объяснении исторического развития исходя из гегельянства, позитивизма, неокантианства.
Советский период развития исторической науки характеризуется доминированием марксистско-ленинского учения. После Октябрьской революции советская историческая наука прошла период становления, утверждения марксизма-ленинизма. Были созданы Истпарты (комиссия по изучению истории РКП(б) и Октябрьской революции, ИКП (Институт красной профессуры), ИМЛ (Институт Маркса—Энгельса и институт Ленина, впоследствии объединенных в Институт марксизма-ленинизма), Институт истории РАНИОН, Коммунистическая академия. Стали выходить журналы «Пролетарская революция», «Красная летопись», «Историк-марксист» и др. Лидерами исторической науки были М. Н. Покровский, Н. М. Лукин, Е. М. Ярославский, В. И. Невский, В. А. Быстрянский, В. А. Карпинский, В. П. Волгин, А. Д. Удальцов и др. Исторический процесс стал рассматриваться с точки зрения классовой борьбы и закономерности революционного освобождения от всех видов социального, национального и иного гнета. Получил распространение социологический вульгарно-экономический подход к изучению отечественной истории. В СССР был создан единый государственный архивный фонд, развивалось планомерное изучение исто-
История России в вопросах и ответах
Раздел 1. Введение в изучение истории
рии на основе государственных научных и учебных институтов, крупных коллективов, объединенных посредством требований господствующей коммунистической идеологии и соответствующей исторической концепции, методологических принципов партийности и историзма. Гипертрофированное развитие получила история Коммунистической партии и рабочего движения. История Отечества стала изучаться как история народов СССР.
Эмигрировавшие после гражданской войны историки и обществоведы — представители так называемого «русского зарубежья» восприняли академичность классической (дореволюционной) отечественной науки и некоторые новаторские подходы советских историков. В тяжелых условиях эмиграции русские историки формировали научные концепции, опровергавшие в целом марксистско-ленинское понимание истории России. Например, одной из крупных теорий было евразийство, развитое в трудах Г. В. Вернадского, П. Н. Савицкого и др.
1930-е — конец 1950-х гг. — очень сложный, можно сказать трагический этап развития историографии в условиях сталинского тоталитаризма и примитивизации марксизма-ленинизма'. Этап начался с публикации известного письма Сталина в редакцию журнала «Пролетарская революция», в котором объективистски пишущие историки характеризовались как «архивные крысы», и закончился после XX— XXII съездов КПСС, разоблачивших сталинизм. В этот период главным направлением исторической науки стала догматизированная история компартии, основным содержанием исторической концепции была объявлена идейно-политическая борьба с иными концегщиями, теориями, взглядами, всевозможными «фальсификаторами», «оппортунистами», «уклонистами» и просто инакомыслящими. Многие историки стали жертвами жестоких репрессий (например, были репрессированы так называемая «школа Платонова», «школа Покровского», бухаринская «школа молодых профессоров»). Историческое знание рассматривалось как средство политической борьбы, например, разгрому «правого уклона» Бухарина предшествовал выпуск исторических работ по истории «оппортунистических» групп и течений. В широком смысле история стала инструментом постоянного идеологического воздействия на общество. Именно поэтому ЦК ВКП(б) и правительство принимают
ряд постановлений о преподавании истории. В то же время и на этом этапе имелись отдельные достижения исторической научной мысли, например, работы Е. В. Тарле, С. В. Бахрушина, Ю. В. Готье, Б. Д. Грекова, А. Е. Преснякова, А. Г. Любомирова и др.
В конце 1950-х гг. начался этап десталинизации советского общества, ослабления тоталитарного контроля над наукой и пересмотр некоторых догматических сталинских концепций, расходящихся с марксизмом. Хотя основные традиционные методологические подходы и принципы исторического исследования сохранили свое значение, в 1960-х гг. произошла известная либерализация исторической науки.
Однако в 1970-х — в первой половине 1980-е тт. усилились консервативные тенденции, особенно в «историко-партийной науке». В то же время в других отраслях исторического знания, несмотря на определенные ограничения и цензуру, появились крупные исследования, сохраняющие значение по настоящий день. В целом, советское время сыграло в исторической науке двоякую роль. С одной стороны, уделялось больше внимания развитию научных центров, формировались кадры профессиональных историков, финансировались исследования. В этой связи нельзя не сказать о фундаментальных исследованиях М. Н. Тихомирова, Б. А. Рыбакова, Б. Д. Грекова, А, П. Пронштейна, М. В. Неч-киной, И. А. Федосова, Ю. С. Кукушкина, В. 3. Дробижева, И. А. Петрушевского, П. А. Зайончковского, Б. Ф. Порш-нева, А. Л. Нарочницкого, И. И. Минца, А. Л. Сидорова, П. В. Волобуева, К. Н. Тарновского, М. Я. Гефтера, Е. Н. Г6-родницкого, Э. Б. Гёнкиной, Е. М. Жукова, В. П. Данилова, М. Н. Кима, Н. М. Дружинина, С. Д. Сказкина, М. А. Бар-га и десятков других. С другой стороны, исследователи были вынуждены умалчивать о некоторых исторических событиях, например о масштабе сталинских репрессий, о Кризисных тенденциях в экономике или о разложении партийной номенклатуры. Особо следует отметить «новое направление» исторической мысли во главе с П. В. Воло-буевым, исторические труды о сталинизме инакомыслящих литераторов Роя Медведева, А. Солженицына, А. Гинзбург и др. деятельность которых подверглась травле со стороны большей части советской общественности. В противовес критикам тоталитаризма и системы «развитого социализма» появились откровенно апологетические и тенденциозные
История России в вопросах и ответах
Раздел 1, Введение в изучение истории
работы, призванные обеспечить легитимацию политического однопартийного режима (П. Н. Поспелов, С. П. Трапезников и др.). В литературе проявилась специфическая закономерность — чем дальше от современности и от партийной власти отстоял предмет исторического исследования, тем меньше было конъюнктурное™ и больше собственно науки. Как сказал Е. Н. Осколков, историкам советского периода пришлось овладевать сомнительным искусством изложения своих суждений между строк, в контексте темы в форме намеков и различных аллюзий.
Третий период развития отечественной историографии начался после распада СССР и крушения коммунистического строя. С одной стороны, наступило время долгожданной свободы и плюрализма, с другой — история, как и другие науки, оказалась в критическом положении. Многие исторические школы оказались разделены новыми границами. Спасаясь от преследований националистов, научные центры республик покидали ведущие специалисты. Сокращение финансирования науки и образования предрешило уход многих специалистов в другие сферы деятельности. Появились публикации, где историков обвиняли во всех «грехах» советского режима наряду с его лидерами, а советскую историографию в духе известных традиций стали сравнивать с «лженаукой». Вместе с тем появилось множество разнообразных концепций, в которых история Отечества рассматривается с позиции цивилизационной и другой методологии. Плюрализм мнений историков стал проявляться в необыкновенной палитре теорий: от ортодоксальной просоветской до ультрарадикальных, освещающих историю с позиций заимствованной на Западе «тоталитарной школы». Определенной чертой этапа стало появление многочисленных «историко-фантазийных» работ непрофессиональных историков, для которых характерно изложение сугубо авторской, откровенно субъективистской позиции, подкрепленной тенденциозно подобранным фактическим материалом и околонаучными спекуляциями (Резун (Суворов) Фоменко). В то же время отмечается появлезше исторических научных трудов, написанных в смежных зонах истории и других гуманитарных отраслей знания, например, историческая политология, историческая культурология; антропология и т. д. Заметными вехами в развитии современной историографии стали 4-томная «История Великой
Отечественной войны», энциклопедии «Отечественная история» и «Политические партии России. Конец XIX — первая треть XX века» и др., двухтомник «Переписка советского руководства», серия фундаментальных сборников документальных источников «Россия. XX век. Документы» под ред. А. Яковлева, сборник «Б. И. Ленин. Неизвестные документы. 1891—1922 гг.»идр. Недостаточное количество изданий академических работ только частично восполняется журнальными статьями, малотиражными публикациями «за свой счет» или за счет зарубежных фондов, изданием учебной литературы. Появилась тенденция выпуска коммерческими издательствами научных исследований в форме учебных пособий, что приводит к смешению жанров и имеет ряд неоднозначных последствий. Тенденции первого постсоветского десятилетия показывают, что отечественная историография вступила в новый период своего развития, который отличается, демократизмом, широким плюрализмом, а также недостаточностью государственного финансирования исторических научных исследований, коммерциализацией и рядом сопряженных с этим проблем.
Таким образом, в отечественной исторической науке можно выделить три этапа развития. На первом этапе вехами развития были формирование истории как науки и теоретические подходы ученых. На втором этапе историография оказалась в зависимости от внутриполитических факторов, которые способствовали развитию и догматиза-ции исторической науки." Современный период отечественной историографии находится в стадии становления, но уже показывает принципиальные отличия от предыдущих этапов развития и новые возможности.
С А. Кислицын, В- К. Цечоев
1.4. Какова периодизация отечественной истории?
Существуют различные периодизации отечественной истории. Это обусловлено прежде всего методологическими ориентациями и выбором в их рамках критериев периодизации.
История России в вопросах и ответах
Раздел 1. Введение в изучение истории
Первый обобщающий труд по истории России был написан В. Татищевым в первой половине XVIII в. («История Российская с самых древнейших времен»), в котором была сформулировала «государственная схема» отечественной истории. Исходя из политического идеала сильной монархической власти, Татищев в российской истории выделил несколько этапов: от «совершенного сдиновласти-тельства» (от Рюрика до Мстислава, 862—1132 гг.), через «аристократию удельного периода» (1132—1462 гг.) к «восстановлению монархии при Иоанне Великом Ш» (1462—1505 гг.) и укреплению ее при Петре I в начале XVIII столетия.
Н. Карамзин в начале XIX в., занявшись историей России, свои философско-исторические взгляды изложил в «утешительной системе», суть которой заключалась в утверждении, что история человечества есть история всемирного прогресса как духовного его совершенствования, а историю делают великие люди. Считая, что жизнь этих людей и «есть история народов», Карамзин отождествлял историю России с историей самодержавия. Посвящая свою работу «История государства Российского» Александру I, автор писал, что «история народа принадлежит царю!». Идею о том, что «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием», Карамзин положил в основу периодизации отечественной истории. В ней он выделил шесть периодов: 1) «введение монархической власти» от «призвания князей варяжских» до Святополка Владимировича (862—1015 гг.); 2) «угасание самодержавия» — от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015—1238 гг.); 3) «гибель» Русского государства и постепенное «государственное возрождение» России— от Ярослава И Всеволодовича до Ивана III (1238—1462 гг.); 4) «утверждение самодержавия» — от Ивана III до Ивана IV (1462—1533 гг.); 5) восстановление «единовластия царского» и превращение самодержавия в тиранию — от Ивана IV (Грозного) до Бориса Годунова (1533— 1598 гг.); 6) «Смутное время» — от Бориса Годунова до Михаила Романова (1598—1613 гг.).
С позиций теории «органического развития» дал периодизацию российской истории С. Соловьев (1820—1879 гг.). В фундаментальном труде «История России с древнейших времен» он попытался выявить «внутреннюю связь» исторических событий в России, определить закономерно-
сти исторического процесса, обусловленного «природой страны», «природой племени» и «ходом внешних событий». Соловьев не сводил историю России ни к истории государства, ни к истории самодержавия. Признавая огромную роль и государства, и личности в истории, Соловьев рассматривал вместе с тем государство как «необходимую форму для народа», а правительство — как «произведение исторической жизни известного народа». «Великий человек» также является, по мнению историка, «сыном своего времени, своего народа». Придерживаясь принципа «не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений», Соловьев лишь обозначает органически связанные между собой этапы российской истории. Первый этап (с древнейших времен до XVI в. включительно) — переход от «родового начала» через «вотчинные отношения» к «государственному быту». Второй этап (XVII — середина XVIII в.) — «приуготовление» к новому порядку вещей и «эпоха Петра 1», «эпоха преобразований». Третий этап (вторая половина XVIII — вторая половина XIX в.) — «завершение эпохи преобразований».
Крупнейшим историком конца XIX в. был В. Ключевский, который, придерживаясь позитивистской «теории факторов», выделял «три основные силы, которые строят людское общежитие»: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателями исторического прогресса Ключевский считал «умственный труд и нравственный подвиг».. В истории России Ключевский большое значение придавал процессу колонизации (природный фактор), торговле (экономический фактор) и признавал огромную роль государства в развитии России (политический фактор). В «Курсе русской истории» Ключевский дал ее периодизацию, положив в основу географический, хозяйственный и социальный критерии. В отечественной истории он выделил четыре периода: 1) «Русь Днепровская, городо-вая, торговая» (с VIII по XIII в.); 2) «Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая» (XIII — середина XV в.); 3) «Русь Великая, Московская, царско-бояр-ская, военно-земледельческая» (XV— начало XVII в.); 4) «всероссийский, императорский, дворянский» период крепостного хозяйства — земледельческого и фабрично-заводского (XVII — середина XIX в.)
История России в вопросах и ответах
Раздел 1. Введение в изучение истории
В советской историографии в основу периодизации был положен формационный подход, в соответствии с которым в отечественной истории выделяли: 1) «первобытнообщинный строй» (до IX в.); 2) «феодализм» (IX— середина XIX в.); 3) «капитализм» (вторая половина XIXв. — 1917 г.); 4) «социализм» (с 1917 г.). В рамках этих формационных периодов отечественной истории выделяли определенные этапы, раскрывающие процесс зарождения и развития общественно-экономической формации. Так, «феодальный» период делили на три этапа: «ранний феодализм» (Киевская Русь), «развитой феодализм»- (феодальная раздробленность и образование Российского централизованного государства); «поздний феодализм» («новый период русской истории», разложение и кризис феодально-крепостнических отношений). Период капитализма распадался на два этапа — «домонополистический капитализм» и «империализм». В советской истории выделяли этапы «военного коммунизма», «новой экономической политики», «строительства основ социализма», «полной и окончательной победы социализма», «развития социализма на собственной основе».
В постперестроечный период в связи с переходом к плюралистической интерпретации отечественной истории произошла переоценка как отдельных ее событий, так и целых периодов и этапов. Поэтому наблюдается, с одной стороны, возврат к периодизациям Соловьева, Ключевского, Платонова и других дореволюционных историков, а с другой — предпринимаются попытки дать периодизацию в соответствии с новыми ценностями и методологическими подходами. Так появились периодизации отечественной истории с точки зрения альтернативности ее исторического развития, рассмотренного в контексте мировой истории. Некоторые историки' предлагают выделить в отечественной истории два периода: 1) «от Древней Руси к императорской России* (IX—XVIII вв.) и 2) «расцвет и закат Российской империи» (XIX—XX вв.).