Этнография - Наука о народах

Сегодня в мире живет несколько тысяч различных народов, образующих в совокупности человечество. Они отличаются по уровню общественного развития, численности, культуре, языку, расовому признаку. Всё многообразие - результат длительного самостоятельного развития народов, их проживания в различных природно-географических условиях. Но в ходе исторического развития они имели контакты, смешивались, обменивались опытом.

Также на культурный облик влияли объективные законы общественного развития. Все это, вместе с принадлежностью к единому биологическому виду - Homo sapiens, объясняет наличие у народов планеты многих общих черт. Человечество - это единство в многообразии. Учитывая это можно понимать как поведение отдельных людей, так и ход исторических процессов.

В нашей стране и за рубежом можно назвать близкие друг другу науки, изучающие народы и их культуры во всем многообразии бытования. Это - культурная и социальная антропология, этнология, культурология, фольклористика, фолькскунде и фёркелькунде, этнография и др. Распадаясь на школы и направления, они объединяются близостью предмета изучения. В СССР, России и ряде стран Восточной Европы наука о народах мира и их характерных признаках получила название этнография, а в последнее время все чаще употребляется термин этнология. Оба названия образованы от сочетания греческих слов. Соответственно этнография переводится буквально как «народоописание» (этнос - народ, племя, а графо - пишу). Этнология может звучать как «народоизучение» (этнос - народ, логос - учение, мысль). Вопрос о соотношении этих понятий и содержании, которое за ними стоит по-разному освещается в различных научных школах. Например, известный французский ученый Клод Леви-Строс представлял этнографию, этнологию и антропологию как три последовательных этапа в процессе научного познания культуры человечества: этнография включает полевые исследования, классификацию и описание отдельных проявлений культуры; этнология - теоретический шаг в обобщении материала; антропология же, стремясь познать человека вообще, является занимательным этапом изучения. Все это - «... три этапа или три временные стадии одного и того же явления».

В русской науке сложилась традиция понимания этнографии и этнологии как синонимов (наряду с «народоведением»). Преимущественное распространение в России с конца XIX в. получило понятие «этнография», в которое в равной мере включались как описательный так и теоретический уровень исследования. Реже использовался термин «этнология». В конце 1920-х гг. уже в советской науке под влиянием идеологических догм возобладало отрицательное отношение к этнологии, которую объявили «буржуазным суррогатом обществоведения». Следствием этого было вытеснение термином «этнография» названия «этнология». В 70-90-е гг. оба понятия рассматривались советскими учеными как равнозначные, хотя признавалось, что термин «этнология» более точен. Но в силу сложившейся традиции наука о народах мира обозначалась как «этнография». Преобладание такого подхода сохраняется и в наши дни. В силу этого, а также поскольку вышеназванный термин использовался в большинстве работ отечественных авторов, ему отдано предпочтение в данном очерке.

Итак, этнография (этнология) - историческая дисциплина, изучающая народы (этносы) и другие типы этнических общностей, а также - общие признаки и особенности их культур. Этнография связана со многими естественными и гуманитарными науками и, изучая многообразный комплекс проблем, делится на направления (поддисциплины). Это - этноархеология, историческая этнография (палеоэтнография), этногеография, этнопсихология, нормативная этнография, этномедицина, этносемиотика и др. Список можно продолжить. Отметим лишь, что направления возникли на «стыке» наук и имеют аналогии в научных школах других стран. Познакомимся с некоторыми ключевыми понятиям и проблемам нашей науки.

В первую очередь обратим внимание на термин «этнос». Он употребляется в исследовательской литературе вместо более знакомого читателю названия «народ». Например: русский этнос, армянский этнос (для сравнения - русский народ, армянский народ). Дело в том, что привычное «народ» имеет разные значения: под ним подразумевается население какой-либо страны (например: «многонациональный народ России»), собственно этнос, а также трудящаяся часть населения (например: «народ восстал против своих поработителей»), либо просто скопление людей (например: «на улицах полно народа»). В научном отношении термин «этнос» более корректен. У древних греков он означал «народ, племя, группа». Знали они и другие слова для обозначения понятия «народ». Одно из таких - «демос», т.е. народ, как основная масса населения, отражено в привычных нам названиях (демократия, демография). Следует отметить, что сами эллины, отличая себя от соседей, негреков, именно их чаще называли «этносами».

В научной литературе этот термин появляется на рубеже XVIII-XIX вв., но первоначально его применение было ограниченным. В практической деятельности ученые использовали «племя», «раса», «нация». В XIX - 1-й четверти XX в. слова «этнос», «этнический» стали чаще употребляться в научных трудах, вошли в язык науки, более того - появились теоретические работы, в которых рассматривались признаки этноса. В целом же этническая проблематика еще не имела широкого распространения. Положение меняется в 1960-х гг., термин «этнос» не только прочно вошел в научный лексикон, но все чаще используется в обыденной разговорной речи.

Какие же историко-культурные реалии стоят за этим названием? В отечественной литературе отмечается, что характерным типом этнических образований первобытной эпохи является племя (соплеменность), этносы древнего мира и средневековья выступают в виде народностей, а для последующих эпох - характерна нация. Между учеными велись и ведутся споры по поводу соотношения характеристик этих понятий. А главное - дискутируется проблема качественных отличий этносов на разных этапах развития. Но важно отметить, что история человечества - это история этносов и их культур!

Попробуем дать обобщенную характеристику основных признаков этноса. Кратко этнос можно определить как осознанную культурно-языковую общность. Или как сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, психики, а также - сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (т.е. самосознанием). Этническое же самосознание зафиксировано в самоназвании - этнониме.

В этнографии используется и такое понятие как «этническая общность». Так, несколько близких в языковом или культурном отношениях этносов могут образовать особую общность, называемую «метаэтническая общность» или просто - «метаэтнос». Примером подобного образования являются славяне - общность, состоящая из «родственных» этносов: русского, сербского, болгарского, польского и т.д. Этническими общностями являются также и группы, входящие в состав этносов. В их обозначении единого мнения среди ученых нет, отсутствует и единство в терминологии. В литературе для обозначения внутриэтнических образований часто используют термины «локальныегруппы» и субэтносы(субэтнические группы).

Складываться они могут в силу разных причин. В одном случае - это результат территориального обособления части этноса, географической изоляции (например: поморы, колымчане у русских); в другом - следствие особого социального статуса у группы, отличающего ее членов от соплеменников (например: казаки в составе русских, либо шахсевены в азербайджанском этносе - потомки тюркских племен, из которых с XVII в. набиралась гвардия иранских шахов). В третьем - это итог религиозной (конфессиональной) обособленности (хемшины - армяне, исповедующие ислам, группы старообрядцев у русских). Причиной могут быть и расовые различия. Этносы как правило антропологически неоднородны и порой какая-либо группа, чисто внешне отличаясь по этому признаку, имеет иной социальный статус. Со временем может сложиться особая локальная (т.н. этнорасовая) группа. В качестве примера могут быть названы негры США (афроамериканцы), входящие в состав североамериканской нации.

Метаэтносы, этносы и внутриэтнические группы (субэтносы) складываются в сложную иерархическую систему, что отражается в самосознании. Человек может сознавать себя и славянином, и русским, и донским казаком. Формирование общностей разных уровней, взаимоотношение между ними привлекают внимание ученых. Имеется и прикладное, политическое значение. Например, групповое самосознание и интересы преобладают над общеэтническими. И тогда конфликт может возникнуть внутри этноса, между группами, входящими в него. В наши дни известны противостояния между ирландцами - католиками и протестантами в Ольстере, ливанцами - христианами и мусульманами. Разумеется, во всех случаях конфликты подогреваются социально-экономическими причинами, но проявляются они через культурные стереотипы, традиции, т.е. в сфере, изучаемой этнографами.

Основным признаком этноса принято считать этническое самосознание, иначе говоря, сознание своего единства и отличия от других этносов. Можно сказать, что этническое самосознание - это комплекс стереотипов, которые условно сводятся в оппозицию «свой - чужой», «мы - они». Каждой из сторон оппозиции присущи признаки, характеризующие «свою» либо «чужую» общность. Наличие самосознания обязательный признак этноса. Рассмотрим основные комплексы стереотипов, из которых оно состоит.

Основное содержание этнического самосознания составляют представления о характерных чертах прежде всего «своего» и, в меньшей степени «чужого» этносов. Причем выделение признаков соседних общностей происходит через сопоставление со свойствами собственной. И нередко, то что применительно к «своим» называется разумной экономией, применительно к другим именуется скупостью. То, что «у себя» определяется как твердость характера, «у них» может называться упрямством и т.д. И хотя в целом преобладает положительная самооценка, известны случаи, когда «чужое» оценивается выше «своего». Крайности в обоих случаях неблагоприятны для развития этноса.

Близок к сказанному комплекс стереотипных представлений о своей культуре, точнее, здесь выделены отдельные системообразующие признаки, воспринимаемые в массовом сознании как основные для данной культуры, либо вообще принадлежащие только ей. В литературе они называются «активными этническими признаками». Например, при сравнении сербов и хорватов, родственных южнославянских народов, говорящих на одном языке, одним из основных различительных признаков считается религиозный (конфессиональный): сербы - православные, хорваты - католики. При этом в массовом сознании как бы забывается существование групп (пусть малочисленных!) сербов-католиков и хорватов-православных. Не «замечаются» и многие другие культурно-бытовые различия, которые фиксируются этнографами при специальных исследованиях. Это объясняется тем, что стереотипы этнического самосознания субъективны и ряд признаков просто не воспринимается как этнически значимые.

Важным комплексом стереотипов являются представления о «своем» языке. В массовом сознании он воспринимается как главный признак этноса. Язык - средство коммуникации и знак самосознания. В первобытных верованиях язык, голос - признак мира людей. Иной, потусторонний мир, как правило, беззвучен. Поэтому не только в те отдаленные времена, но и позже в простонародных представлениях одним из символов чужака, инородца считалась немота либо невнятная речь. Например, от «немой» выводилось название «немец». В средневековой Аравии VII в. поэты, хранившие традицию, разделяли мир на говоривших невнятно, чужих (áджам) и своих соплеменников, чья речь была понятна (зý-байáн). Более того, в литературе и разговорной речи понятие «язык» и «народ» не редко используются как равнозначные. Например, армию Наполеона I в 1812 г., чтобы подчеркнуть ее численность и многонациональность, в России называли армией «двунадесяти языков», казаки-некрасовцы, вернувшиеся в Россию из Турции говорили: «Мы пришли до своего языка!». Есть и другие примеры. Хотя на практике язык представляет из себя очень неустойчивую и изменчивую систему, зачастую национальные движения нередко начинались и проходили как борьба за «свой» язык, его сохранение и чистоту.

Важным в самосознании является комплекс стереотипов об общности происхождения членов этноса, либо даже - о кровном родстве. До сих пор в бытовой лексике и публицистике нередки выражения как «братья и сестры», «помощь единокровным братьям» и т.д. И хотя они адресуются не к родственникам как таковым, в народной среде, особенно в экстремальных условиях, подобные обращения находят отклик. Сказанное объясняет и представления о врожденности черт этнической (национальной) психологии, темперамента, каких-либо свойств этноса, способности «впитать их с молоком матери». Итак, можно отметить склонность обыденного сознания объяснять общность происхождения как родства (хотя бы и отдаленного). Очевидно этому способствует практика определения этнической принадлежности каждого человека на основе данных о его родителях. Подобное создает мнение, будто за принадлежностью к общности стоит кровное родство. Определенную роль играют здесь и преобладание брачных связей «внутри» своей общности, а также внешняя, антропологическая близость, особенно заметная в малочисленных этносах.

Общность происхождения в массовом сознании народа определяется не только как родство, но и через взгляды об общем историческом прошлом. В коллективной памяти запечатлены образы событий: переселений, битв, деяний исторических персонажей. Наиболее значимые превращаются в этнические символы. Например, общеизвестно значение Куликовской битвы для русского самосознания, героической обороны Азова в 1641 г. (так называемое «Азовское осадное сидение») для донского казачества. А память о таких событиях греко-персидских войн, как битва при Марафоне, подвиг 300 спартанцев при Фермопилах сохранилась не только у поколений эллинов, но и позднее у их потомков в XVIII-XX вв. При этом исследователь должен отдавать себе отчет, что стереотипы массового сознания не являются «зеркальным отражением» действительности. Они крайне субъективны. Нередки случаи, когда предания и легенды, связанные с трагическими страницами истории, бедами и разорением повествуют о чудесном вмешательстве героя, изгнании врагов и т.д. Налицо своеобразная психологическая компенсация. Выборочная память, сосредотачивая внимание на положительных сторонах исторического бытия, помогала людям сохранять сплоченность, объединить усилия для преодоления невзгод, пережить беду и трудное время.

В структуре самосознания можно выделить также стереотипы, которые ассоциируются с образом «своей земли», «своей территории». Они включают представления об особенностях ландшафта, реках, природных объектах. Например, река Волга, как один из символов России, русской земли, гора Арарат - у армян и т.д. Роль этнических символов также играют растения (берёза - для восточных славян, ветка сакуры у японцев, клен, кленовый лист - для жителей Канады), разные животные, птицы и т.д. Все эти объекты входят в геральдику и становятся частью государственной символики. Обращение к мифологическим представлениям показывают, что природные явления имели в прошлом сакральный (мистический) характер, являлись объектами почитания. С ними связаны песни, легенды, предания, обрядовые действия.

Наконец, внешним выражением этнического самосознания является этноним, обозначающий как уже отмечалось ранее, самоназвание этноса (например: русские татары, французы, а в историческом прошлом - финикийцы, хетты, эламитяне и т.д.). Это - символ этноса, сознаваемый как на индивидуальном уровне (отдельными людьми), так и общностью в целом. Нередко этнонимы выполняют идеологические функции, зачастую выступая как лозунг, знамя политических движений. Рассмотрим их подробнее.

Как правило, определение человеком своей этнической принадлежности осуществляется путем принятия этнонима родителей. Дети, имеющие родителей, относящихся к разным этносам, принимают этническую принадлежность одного из них. Выбор зависит от разных обстоятельств: политических, правовых, культурно-бытовых и т.д. Порой решающую роль может сыграть численное соотношение этносов, к которым принадлежат родители, и их социальный статус. Сознание этнической принадлежности может быть многозначным. В одних случаях такая неустойчивость порождена различной принадлежностью родителей. Многие сталкивались с бытовой ситуацией, когда подобное состояние выражалось, к примеру, так: «Не знаю, кто я по национальности: отец -русский (армянин, татарин и т.д.), а мать - гречанка!». В других - это результат недавно произведенной сменой этнической принадлежности, либо - проявление, точнее - отражение, иерархичности самой этнической структуры. Например, в Элладе были различия в культуре, диалекте, самосознании между афинянами, спартанцами, коринфянами и др. Но, несмотря на соперничество и войны, они в то же время сознавали себя эллинами. Большую роль в этом играли общеэллинские элементы культуры: Олимпийские игры, пантеон богов, постепенно формирующийся общий наддиалектный язык (койнэ). Или другой пример иерархичности самосознания, выраженный в названиях: нормандцы и гасконцы на родине выделяют себя среди других французов, но за пределами Франции, они прежде всего - французы!

Порой один и тот же этнос помимо этнонима - самоназвания (эндоэтнонима), может иметь различные наименования, даваемые ему представителями соседей (экзоэтнонимы). Иначе говоря, этноним может зародиться в самом этносе, либо, как во втором случае, будет иметь «внешнее» происхождение. Этнос, который по-русски именуется «немец», имеет самоназвание «дойч» (эндоэтноним). Русский экзоэтноним не единственный: по-французски немец звучит как «алеманн», по-сербски - «шваб» и т.д.

«Внешнее» наименование может стать определяющим. Обратимся к исследованиям о происхождении названия «араб». В этом вопросе еще много невыясненного, но имеющиеся факты, позволяют сделать некоторые предположения. Так, название «áриби, áраб», содержатся в анналах ассирийских и вавилонских царей VIII-VI вв. до н.э. Принято считать, что слово происходит от семитского корня «рб» - «быть сухим, пустынным». Среди отечественных арабистов преобладает мнение, что значение слов «ариби, араб» не были самоназванием какого-либо племени или племенной группы. Наоборот, так называли арабоязычное (протоарабское) население их соседи (ассирийцы, халдеи, позднее - персы). Сами же обитатели Аравии, которых в научной литературе уже в древние времена называли арабами, именовали себя иначе: кедар, лихийан, самуд, тайма и др. И в более позднее время у греческих и римских авторов также сохраняется термин «араб» для кочевников пустыни. Примерно к VII в. до н.э. появляется и географическое название (топоним) - «Арабиа». Причем он постепенно начал обозначать не только засушливую пустыню, но и всю территорию нынешнего Аравийского полуострова, более того - распространился на соседние территории: Синайский полуостров, Сирийскую пустыню, районы Месопотамии вдоль обоих берегов Евфрата. Оговоримся, что и у античных, и более поздних авторов I-V вв.н.э. термин «араб» не был единственным обозначением обитателей Аравии: наряду с ними распространение имели слова «сарацины», либо «таййиты», либо «мадйаниты» и др. Те же, кого так называли соседи, несмотря на общий язык, культурные признаки и самосознание по-прежнему предпочитали старые родовые или территориальные наименования: йеменцы, кейситы (бану кайс), кельбиты (бану кельб), либо мекканцы, хиджазцы и т.д. По мнению видного советского арабиста П.А.Грязневича, этноним «араб» имеет «внешнее происхождение и как самоназвание появляется среди мусульманских армий Халифа во время завоеваний». По истечении времени этноним «араб» окончательно утвердился для обозначения общности, его существование в массовом сознании воспринимается как данность, а проблемы происхождения интересуют в основном ученых.

Ряд этнонимов древнего происхождения отражают присущее первобытным коллективам противопоставление «своей общности» чужим, «инородцам». Это - встречающееся во всех частях света самоназвание со смыслом «люди», «настоящие люди». Например, американские эскимосы именуют себя «инуит» (люди), индейцы, говорящие на атапаских языках, имеют самоназвание «дене» (люди), а делавары - «дениленане» (настоящие люди). У народов России можно отметить самоназвание марийцев - «мари» (муж, мужчина), у коми - «морт» (человек), ненцев - «ненэць, хисава» (муж, мужчина, человек), и т.д. Некоторые ученые считают, что названия типа «человек, муж, настоящий человек», появляется в эпоху разложения первобытного общества (В.Ф.Генинг), либо ещё раньше, являясь самыми древними (В.А.Никонов). Следует обратить внимание на особенности функционирования самоназваний этого типа. По наблюдениям европейцев уже в XVIII в. у южно африканских бушменов и готтентотов существовал значительный разрыв в уровнях социально-экономического развития. Бушмены, находясь на более низкой ступени, не имели общего самоназвания, обозначая себя по родовым и племенным наименованиям. Готтентоты, будучи более консолидированными, самоназвание имели. К себе они применяли термин «коикоин» (люди людей, настоящие люди), а бушменов, родственных им по языку, обозначали словом «сан» (дикари). Этноцентризм отражен и в этнонимах народов российского Севера. Подобное отражено в грамматике языка нивхов. Применительно к людям, принадлежащим к другому этносу, у них может быть поставлен такой же вопрос как и к названию неодушевленных предметов - «Сид?» (Что?). А в случае, когда речь идет о нивхе: «Ан?» (Кто?). Эти и другие примеры отражают древнейшие представления, позволяющие считать только «своих» настоящими людьми, отделявшие их от «низких, неполноценных» чужаков.

Этнонимы могли произойти и от наименования главенствующего рода, либо предводителя. По мнению С.А.Плетневой, известного специалиста по средневековой истории кочевников южнорусских степей, название «печенеги» происходит скорее всего от имени Бече - вождя печенежского союза. Есть мнение и о происхождении этнонима «ногайцы» от имени хана Ногая.

Имеются примеры, когда этноним «передается» от одного народа к другому. Например, самоназвание «болгары», обозначавшее тюркоязычных кочевников, заселивших в VII в. территории к югу от Дуная, стало исходным для наименования возникшего здесь же государства, а затем превратилось в этноним южнославянского этноса. Существуют и другие пути образования этнонимов.

Самоназвание этноса следует отличать от наименования «политоним» (от греч. «политея» - государство и «оним» - имя), которое обозначает государственную, общественно-политическую принадлежность (политонимы XX в., - советский, эфиоп, югослав, канадец, чехословак и др.). Возможен переход политонима в этноним (например: ранее упоминавшийся термин «болгары»). Нередки случаи совпадения политонима и этнонима особенно в этнически однородных государствах. Например, название «итальянец», «француз». В Италии и во Франции одновременно являются этнонимом и политонимом. И наоборот, для жителей полуострова Бретань, потомков кельтов, - «француз» - политоним, а «бретонец» - этноним. Эти и другие ситуации зависят от особенностей исторического развития, уровня самосознания, статуса этноса в обществе.

Мы рассмотрели ряд компонентов, связанных с таким важным признаком этноса как этническое самосознание. Еще раз отметим, что его стереотипы являются субъективным отражением реалий окружающего мира. Однако это очень важные стереотипы, определяющих поступки и поведение больших групп людей, воспринимающихся ими как священные символы. Благодаря им происходит консолидация этноса, формирование у его членов лучших нравственных качеств. Изучение самосознания и проблем, связанных с ним, занимает важное место в отечественной этнографии.

Привлекают внимание ученых и проблемы культуры. Именно культурная специфика вместе с языком, который ее выражает рассматривается как главный признак при разграничении этнических общностей. Познакомимся подробней с этим понятием.

Привычное в обыденной речи слово «культура» (от латинского «cultura») означает «возделывание, обрабатывание». В научной литературе существует много её определений. Не отвлекаясь на частности, можно выделить две традиции в использовании термина. По одной, культура определяется в «узком, оценочном» смысле. Здесь при всем многообразии формулировок их объединяет то, что под названием «культура» подразумеваются положительные результаты человеческой деятельности. При таком подходе уместны выражения типа «антикультура, некультурный, разрушение культуры». Такое оценочное определение уходит корнями в глубокую древность. Ранее приводились примеры противопоставление «своей культурной» общности якобы лишенным культуры «чужакам». В древней Греции некультурными и дикими считались соседи-варвары. «Умом слабее эллинов они», - говорит в их адрес трагик Эврипид. По Аристотелю в варварах преобладает животное начало. Поэтому он советует Александру Македонскому относиться к ним как животным либо растениям. И древние китайцы противопоставляли себя «варварам четырех стран света». Автор хроники IV в. до н.э. «Цзочжуань» утверждает, что «варвары - это шакалы и волки». А в I в.н.э. историк Бань Гу считал, что «... у них лицо людей и сердце диких зверей... Поэтому мудрый правитель относится к варварам как к диким животным». Ограниченность и негуманность подобных характеристик очевидна человеку конца XX в. Однако «оценочное» использование термина «культура» сохранилось в разговорной речи, публицистике, научной литературе. Если отбросить вышеуказанные крайности, простительные мыслителям древности, можно сказать, что перед нами устойчивая традиция толкования понятия, которая имеет полное право на существование.

В этнографии (этнологии) и других науках, изучающих народы, преобладает другая традиция, определяющая понятие «культура» в более «широком» неоценочном смысле. При таком подходе под культурой подразумевается всё то, что создано людьми в процессе умственного и физического труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей. Иначе говоря, культура - это совокупный результат деятельности человека. Все, что нас окружает, вся внешняя среда, в которой мы живем, делится на естественную (природную), возникшую задолго до появления людей, и искусственную (культурную), которая образовалась вместе с ними и в результате их целенаправленной деятельности. Оговоримся, что в современном мире такое разграничение весьма условно, так как практически невозможно найти уголки на планете, где в той или иной мере не проявилось влияние человека. Культура в «широком» неоценочном смысле называется этнической, традиционной, реже - бытовой.

Этническая культура имеет такую же древность как само человечество. «Бескультурных» народов не только нет в настоящее время, но и не было в прошлом. Распространение в XVIII - начале XX в. в западной и отчасти в отечественной этнографии деления народов на «природные» и «культурные» в настоящее время встречается редко. Нельзя признать удачным и выражение «малокультурные народы», так как даже находящиеся на самой низкой ступени социально-экономического развития общности - тасманийцы, бушмены, аборигены Австралии и Огненной земли - создали сложные и самобытные культуры, приспособленные к природным условиям их жизни.

В культуре каждого народа переплетаются явления свойственные только ему одному или даже отдельным социальным и этнографическим группам, входящим в его состав, с признаками, распространенными у многих этносов или свойственных всему человечеству в данную историческую эпоху. Например, деревянные копья и метательные дротики были распространены в различных формах у всех народов планеты до знакомства их с обработкой металла. Или - бумеранг, который воспринимается многими как метательное орудие только австралийских аборигенов, известен также на островах Меланезии, некоторым группам индейцев Южной Америки, а по мнению археологов - вообще древним обитателям Европы в период позднего палеолита.

Итак, этническая культура - это искусственная среда, создаваемая культурными усилиями членов этноса. То, что народ (этнос) является творцом истории и культуры не нуждается в дополнительных разъяснениях. Добавим, что, к сожалению, человек создает и хранит не только то, что полезно ему. Поэтому частью культуры являются средства разрушения, наркотические и отравляющие вещества, различные расистские теории, антиобщественные формы организации поведения. Печальный перечень можно продолжить, признав, что культура несет в себе и определенный отрицательный потенциал, который в неблагоприятных условиях может привести к разрушению её самой. Этнос и его культура не существуют отдельно. История знает немало примеров того, как распад хозяйства, социальных связей, забвение обычаев предков, моральных устоев вели к гибели не только государств, но и - создавших их этносов. Разрушение культуры может сопровождаться даже биологической деградацией её носителей, т.е. - народа. Таким образом, этническаякультура-этосреда, вкоторойсуществуетиразвиваетсяэтнос. Подобное сознавалось уже в глубокой древности. Культурный мир рода, племени, этноса был частью общего космического порядка. Всё существующее в сознании первобытного человека объяснялось действиями первопредков, культурных героев, богов, осуществлявшихся в особое «мифическое время». Именно тогда, согласно мифам, создавался космический порядок: отделение суши от моря, неба от земли, дня от ночи и т.д. Но тогда же возникли первые обычаи, ремесла, формы организации - иначе говоря все то, что мы называем культурной (искусственно созданной людьми) средой. Трагические события истории, кризисы и войны считались результатом отказа от норм, поддерживающих созданный в мифические времена порядок, наказанием свыше. Таким образом, на мифологическом уровне воспринималось и осмысливалось значение культуры.

Для изучения её элементы необходимо классифицировать. Термин, принятый в науке, происходит от сочетания латинских слов: «классис» - разряд и «фасцере» - делать Означает распределение тех или иных объектов (в данном случае - элементов, составляющих культуру как единую систему) в зависимости, от их общих, взаимосвязанных признаков. Составление классификаций применяется во всех естественных и гуманитарных науках. Этнографы обычно делят культуру на материальную и духовную. Это не только распространенная, но одна из ранних классификаций, возникшая в европейской науке в XIX в.

Материальная культура включает вещи и предметы, материально существующие в пространстве на протяжении определенных отрезков времени. Это - орудия труда, оружие, средства передвижения, одежда, пища, поселения, жилища и т.д. К этой же категории относят культурные растения, домашних животных, способы ухода за телом, татуировки, украшения и др. Можнодобавить, что материальная культура - это предметы и связанные с ними навыки, направленные на удовлетворение потребностей общества. Данное понятие охватывает не только предметы, относящиеся к сфере производства и потребления, но и связанные с ними формы человеческой деятельности. Иначе говоря, этнограф не просто описывает вещь, но его внимание прежде всего направлено на анализ обстоятельств, относящихся к её изготовлению, функциям (включая и ритуальные), этнической специфики, а также - на характеристику социальных отношений, влияющих на ее использование.

Например, важнейшим компонентом этнической культуры является традиционная одежда (костюм), которая рассматривается как комплекс, включающий также обувь, головной убор, прическу, средства ухода за телом и т.д. При этом исследователь не обязательно владеет мастерством портного. Его интересуют не просто материал, цвет, покрой, но, прежде всего, влияние на костюм природно-географической среды, религиозных и эстетических представлений. Обращается внимание на межэтнические отношения, возможные заимствования. Наконец, одежда выступает как знак. Способы ношения, цвет, орнамент, сочетание украшений - не только позволяли отличить «своего» от «чужого», но несли информацию о семейном положении, профессии, социальном статусе, в прошлом - родо-племенной принадлежности. Так, у народов Европы отличительный признак замужней женщины - головной убор, скрывающий волосы. Это знак, отличающий их от незамужних девушек, так же как обычай, бытовавший в прошлом в Японии, по которому при вступлении в брак женщине выщипывали брови и чернили зубы. Одежда как и внешность в целом могли подчеркивать определенную ситуацию. Многие народы в прошлом и в наши дни в знак траура остригают или наоборот отращивают волосы и бороду, носят специальные одеяния либо разрывают в знак скорби обычную одежду. Особые убор и украшения одевались на праздники, подчеркивая торжественность ситуации: брачные одежды, умащение благовониями триумфаторов, победителей в спортивных состязаниях и т.д. В древнем Риме женщины-патрицианки из рода Цинцинатов носили длинные волосы, из рода Торкватов - золотую цепь, из рода Атталиев - не носили полотняных одежд. Перечень примеров можно продолжить. Однако, ограничимся замечанием известного советского этнографа С.А.Токарева: «...Вещи интересуют этнографа не сами по себе, а в их отношении к человеку».

Духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной памяти этноса (либо его части), передается из поколения в поколение путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. К ней относятся запечатленные в клетках головного мозга навыки, знания, ритуалы, правовые нормы, фольклор, религиозные представления. Подчеркнем, что все это должно проявиться материально либо осязаемо. Например, песни должны быть исполнены, услышаны (осязаемая форма), или записаны (материальная форма). Только в таком случае информация будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Естественно «в чистом виде» реалии духовной культуры существовать не могут.

Условным является и само разграничение материальной и духовной культуры. Ритуалы включают материальные компоненты: обрядовая пища и одежда, культовые предметы, особые места, на которых разворачивается действие. Тесные связи между материальной и духовной культурой проявляются в области музыкального творчества (нотные записи, музыкальные инструменты). Наконец, подобное разграничение некорректно применительно к произведениям искусства и многим предметам культуры (например: иконы). Поэтому в этнографии применяются и другие классификации. Не рассматривая их в данном очерке, отметим, что любая имеет ограниченный характер, является условной. Но все они служат изучению всего многообразия этнографических фактов, помогая исследователю ориентироваться в их море, находя взаимосвязь между явлениями. Классифицирование связано с методикой этнографических исследований. Как и в любой другой науке последней уделяется большое внимание.

В сознании современного человека присутствует преувеличенное представление о застойности этнической (традиционной) культуры. Однако на практике это - динамичная, изменяющаяся система. На нее влияют различные факторы.

Так, можно назвать воздействие природно-географической среды. Именно среда во многом определяет особенности одежды, жилища, набор возделываемых культур, объекты охоты и т.д. Ландшафт и почва влияют на характер трудовой деятельности, особенно в сельском хозяйстве, на тип и планировку поселений, а естественные рубежи (реки, горы) играют роль этнических границ, влияя на расселение и контакты между группами.

Еще в прошлом веке многие ученые, обращая внимание на совпадение в культурах отдаленных друг от друга народов, пытались объяснить это «культурной диффузией». Сохранилось целое направление - «диффузионизм», объединявшее разные школы, между которыми велись научные споры. При всех расхождениях их объединяло одно: признание распространения основных культурных достижений из одного или нескольких центров, в которых, по мнению этих ученых, существовали своеобразные первокомплексы культуры. Так объяснялось появление в разных регионах лука и стрел, колеса, одомашнивания животных и т.д. Подобная диффузия подразумевает особую роль переселений (миграций) и различных контактов. Это могло привести к невероятным выводам. Например, в XX в. существовали теории, по которым предками индейцев прерий, гордых апачей, чейенов, команчей, знакомых читателю по приключенческим романам и американским фильмам, были известные нам... монголы, чжурчжени и даже скифы. При этом обращали внимание на совпадения в способах ухода за лошадьми, в конской упряжи, приемах загонной охоты, планировке кочевого лагеря, военных приемах и т.д. Однако, в действительности перечисленные группы не имели контактов. А совпадения объясняются близкими уровнями социально-экономического развития, одинаковыми направлениями хозяйства и сходными природно-географическими условиями (прерии Северной Америки - степи Евразии). В этнографии существует понятие хозяйственно-культурный тип. Под ним подразумевают определенный комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающихся у народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных природно-географических условиях. Индейцы прерий принадлежали к хозяйственно-культурному типу конных охотников, сложившемуся в Америке в XVIII в. А те общности, в которых усмотрели их предков также были либо конными охотниками (в средние века чжурчжени, «лесные» монголы), либо относились к близкому типу скотоводов-кочевников степей и лесостепей умеренного климата. Также к одному хозяйственно-культурному типу относились индейцы-яхи из Калифорнии, бушмены Юго-Западной Африки, аборигены Австралии. И у них без культурных контактов сложились общие культурные признаки. Еще раз подчеркнем значение природно-географических факторов в формировании хозяйственно-культурных типов.

Особенности среды влияют на отдельные стороны духовной культуры и психологический склад этноса. Это находит косвенное выражение в отдельных привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности народного быта. Так, определенные климатом циклы земледельческих работ умеренного пояса способствовали возникновению специфических обычаев и обрядов, неизвестных племенам охотников и собирателей тропиков. Наконец, географическая среда находит выражение в самосознании, о чем говорилось выше.

Взаимодействие этнической культуры и природной среды имеет обоюдный характер. «Внешние» импульсы как бы преломляются через защитные механизмы культуры. Чем выше её уровень, тем более опосредованным будет воздействие природной среды, и, наоборот, тем активнее сам этнос может её изменять. Добавим, что далеко не всегда в лучшую сторону: экологический кризис тесно связан с общественным прогрессом. Для сравнения достаточно представить возможности, воздействия на природу аборигенов Австралии и сложившейся к концу XIX в. австралийской (англо-австралийской) нации.

На динамику этнической культуры влияет и этнополитическая (этносоциаль-ная) среда. Этнос развивается в окружении соседей, имея с ними контакты. При всем их многообразии можно выделить общие тенденции. Рассмотрим некоторые из них. Так, влияние культур носит взаимный характер. Даже культура австралийских аборигенов повлияла на искусство, фольклор, формы досуга (например: метание бумеранга как спортивное занятие) «белых» австралийцев. Последние также заимствовали способы выживания в труднодоступных местах, многие слова и названия. Для характеристики подобных процессов используется понятие аккультурация.Это - процесс взаимопроникновения культуры в результате которого происходит их изменение. В научных школах запада этот термин трактуется как синоним европеизации, означающий распространение у народов Азии, Африки, Южной Америки элементов «западной» культуры. Такое «узкое» понимание невольно подразумевает неравноценность культур.

Длительное взаимодействие этносов, проживающих на одной территории в одинаковых экологических условиях, порождает сходные культурные признаки. Например, этим объясняется близость в одежде, пище, обычаях, фольклоре у народов Северного Кавказа. Это при том, что они различаются по происхождению, языку, религии. Северный Кавказ, также как Поволжье, Карпаты, Прибалтика - не просто географические понятия, а - историко-этнографические области.Это регионы, у населения которых в силу длительных контактов, взаимных влияний (т.е. аккультурации), проживания в одинаковых условиях вырабатываются похожие культурные признаки.

Наконец, динамика культуры зависит от исторического опыта, накопленного этносом. Это - информация, которая хранится в коллективной памяти народа и проявляется в стереотипах поведения и привычках людей. В её сохранении большую роль играют обычаи, фольклор, различные виды исторических источников, а в более позднее время - организованное обучение (например: школа), специальные формы хранения (музеи, библиотеки, архивы), средства массовой информации. Совокупный опыт, относящийся к определенной сфере деятельности часто называют этнические (культурные) традиции (от латинского «traditio» - передача, повествование). А перечисленные выше формы (обычаи, фольклор, поведенческие стереотипы и т.д.) - культурные способы их сохранения и передачи из поколения в поколение.

От традиций следует отличать инновации. Этим термином обозначают новые элементы (в хозяйстве, материальной и духовной культуре, социальной жизни), которые либо привносятся извне от других этносов, либо рождаются в недрах самой культуры.

«Прошлый» опыт помогает этносу выживать в изменяющихся внешних условиях. Недаром во многих традиционных обществах в трудные периоды истории возрастает стремление к более тщательному соблюдению обычаев предков, сохранению языка, фольклора и т.д. И, наоборот, ослабление культурного иммунитета способствует быстрому проникновению разрушительных новшеств. Далеко не всегда контакты между этносами прогрессивны, так как нередко на исторической сцене взаимодействуют народы, отличающиеся по уровню развития, численности, имеющие различный политический статус. Для индейцев Америки, тасманийцев, аборигенов Австралии и Тропической Африки знакомство с европейцами имело и трагические результаты. Речь идет не только о физическом уничтожении целых племен. В культуру аборигенов проникали инновации разрушавшие их. Следствием контактов стало распространение алкоголизма, проституции, азартных игр и, наконец, болезней, уносившей сотни жизней.

Развитие этнической культуры это постоянное взаимодействие в ней старого (традиции) и нового (инновации). И формы такого взаимодействия могут быть как мирными, так и немирными. Например, во многих регионах распространения и утверждения христианства и ислама сопровождалось войнами и насилиями. Можно сказать, что этническая традиция, это - вчерашние инновации. Например, использование картофеля в пищу - устойчивая традиция в питании народов Европы. А у восточнославянских этносов он называется нередко: «второй хлеб», «простая народная еда». Но ещё в XVIII в. этот заморский овощ воспринимался как «господская блажь», «злая ягода». Его утверждение в полеводстве и питании порой принимало драматические формы: достаточно вспомнить картофельные бунты крестьян в России и Европе. Потребовалось время, дабы инновация не просто прижилась в культуре, но и чтобы о её происхождении забыли, стали считать частью «своей» культуры. Когда подобное происходит она превращается в традицию.

Источники сообщают нам о трудностях, с которыми столкнулся правитель древнекитайского царства Чжао по имени Улин-ван, решивший перенять часть костюма соседей-кочевников: заставить воинов... одеть штаны. Дело в том, что в V-IV вв. до н.э. древние китайцы (хуася) с отвращением относились к самой идее, что мужчина может носить штаны. Ведь это одежда, «северных варваров»! Против нововведения были как сложившаяся традиция ношения одежды, так и представление об исключительности китайской культуры и недопустимости заимствований у соседей, которых за людей не считали. Но Улин-ван руководствовался государственными интересами: царство Чжао граничило с кочевниками, победить которых без конницы нельзя. До IV в. до н.э. китайцы воевали на колесницах, теперь же требовалось овладеть верховой ездой. А с голыми ногами очень сложно целыми днями гарцевать на лошади!

Дальновидный правитель победил, сумев преодолеть и собственные предубеждения и сопротивление подданных. Вскоре конница (и штаны) стали появляться в других древнекитайских царствах. В средние века штаны уже стали частью мужского костюма, а к XIX в. Их носили даже женщины. Инновация стала традицией.

Мы рассмотрели лишь некоторые проблемы этнографической науки. К перечисленному можно добавить изучение этнокультурных (этнических) процессов. Это - существенные изменения в ходе исторического развития отдельных элементов культуры, частей этносов, а также появления новых этносов. Эти процессы в своей совокупности составляют содержание этнической истории, которая начинается с рождения этноса и прекращается, когда он сходит с исторической сцены. Говоря о ней, нельзя не упомянуть проблемы этногенеза (от греческого: «этнос» - народ, «генезис» - происхождение, возникновение, т.е. «возникновение этноса»), под которым подразумевается процесс формирования этноса на основе уже существующих общностей. Это обязательный этап, начинающий историю любого народа, насыщенный событиями и остающийся в сознании потомков. Недаром в литературе его эмоционально называют «этногенети-ческой мутацией» или «пассионарным (от латинского «пассио» - страсть, страдание) взрывом».

Этнография изучает не только первобытные, но и современные этносы. И её выводы не только позволяют полнее понять происходившее в прошлом, но и ориентироваться в бурных процессах современного мира, прогнозируя, в случае необходимости, их результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: