Значение принятия христианства дли развития Киевской Руси.
В системе мероприятий, направленных на укрепление Киевской Руси, важное место занимала религиозная реформа. В 980 г. по приказу Владимира был создан пантеон шести богоя (Хорса, Даждьбога, Стрибага» Симаргда, Мокош) во главе с Перуном Убедившись, что язычество изжило себя и больше не отвечает уровню развития Киевской Руси, Владимир решительно порвал с ним. В 988г. на Руси было официально введено христианство ь его визаш ийско-православном варианте, Владимир как выдающийся политик сумел оценить политическое значение принятия христианства для своей государственной системы. Новая религия должна была стать опорой княжеской власти и объединить все народы государства единой идеологией и культурой Анализ источников убехадает, что введение христианства на Руси не следует рассматривать как одноактное событие, связанное только с Владимиром, Это был длительный и сложный процесс, начавшийся задолго до княжения Владимира и продолжавшийся после него. Первые упоминания (письменные и археологические) свидетельствуют о знакомстве славян с христианской религией еще в антскую эга».у. Известно также об Аекодыювом крещении, княгиня Ольга была христианкой, в Киеве была мощная христианская община - все это влияло на выбор Вждамира. Крещение Владимира происходило в Херсо-несе, после чего произошло крещение киевлян и всей Руси. Этим актом Русь окончательно определила свое мест в Европе. Значительно расширились ее экономические и культурные свяш ш многими европейскими государствами и а первую очередь с Византией. Принятие христианства имело позитивные Последствия для внутренней жизни страны. Поскольку' учение византийского государства поддерживало монаршее право на власть, киевские князья нашли в нем ту идеологическую опору, которой раньше не имели. Кроме того, церковь с ее сложной внутренней подчиненностью, знакомила киевских правите-лей с новыми моделями правления Христианство заметно повлияло на мораль раннефеодального общества Древнерусского государства Церковь осуждала обычаи кровной мести, рабства, многоженства и т.д. Вместе с тем, введение христианства оказало влияние на развитие культуры Киевской Руси. Со времен "крещения Руси" в ней распространилась письменность, книжность. В Киеве и других r-ородах начали открывать школы и мастерские по переписке книг. Христианизация повлияла на развитие строительства, архитектуры, живописи. Началось строительство п}>авослав1!ййх храмов. Первый каченный храм построил в Киеве Владимир. Его назвали Десяггинным, гюскольку на его содержание (вместе со всей церковной организацией Киевского государства) князь отдал десятую часть своих доходов. Христианство насаждалось на Руси жестокими методами, в результате были уничтожены многие памятники языческой культуры.
|
|
|
|
Высокого уровня развития во времена Киевской Руси достигла самобытная культура, которая сложилась на месгной восточнославянской основе. Животворным источником и основой духовной культуры было устное народное творчество, которое зародилось в глубокой древности Эпические песни и былины отражали в возвышенном духе исторические события и прославляли героизм в борьбе с захватчиками (наиболее известный исполнитель Ваян, певец XI в.). Популярными героями былин были воины-богатыри Илья Муромец, Добрыня Ник*ггич, и крестьянин Микула Селянинович.
Неоценимое значение для развития древнерусской культуры имело появление письменности, которая возникла на Руси не позднее чем в IX ст., т.е. еще до введения христианства, Уже в первой пол, X ст. подписывались письменные договоры с Византией (911, 944), Появление и развитие письменности способствовало распространению образования на Руси. Уже во времена Владимира Великого и Ярослава Мудрого основываются школы для обучения княжеских и боярских детей, а также для детей старост и священников. Школы, как правило, открывались при монастырях. Существовали и библиотеки. Первой из них была библиотека при Софиевском Соборе, основана в 103? г.
Другие крупные библиотеки существовали при монастырях и церквях, где книги не только хранились, но переписывались и переводились с ино-сгранных языков
В период Киевской Руси развивалась оригинальная литература. Одним in известных писателей X! ст. был митрополит Илларион. В своем произведении "Слово о законе и благодати", Илларион прославляет деятельность князя Владимира, за то, что он сделал Русь известной во всех концах земли. Князь Владимир Мономах в своем "Поучении детям" учит детей правилам морали, выступает против усобяых войн, защищает идею единства Руси. Историческая литература (летописи) - писались по годам. Наиболее известная - "Повесть временных лет", написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестером 8 н.ХНв. Вершиной всей древнерусской литературы стало "Слово о полку Игореае" (ХПв.) Первой древнерусской энциклопедией стал "Изборник" митрополита Иллариона (1073 г.).
Усилиями и трудом народных масс высокого развития во времена Древнерусского государства достигли архитектура и разные отрасли искусства К древнейшим памятникам архитектуры принадлежит Десятинная церковь в Киеве, построенная князем Владимиром в 989 -996 гг. Церковь была разрушена в 1240 ао время взятия Киева монголо-татарами. В 1036 г. был построен Снасо-Преображенский собор в Чернигове. При Ярославе мудром в Киеве построен Софийский собор (заложен в 103?) и недалеко от нет - церкви Ирины и Георгия, а также княжеские палаты. В 1051 г. основан Киево-ПечерскнЙ монастырь. Во времена Ярослава Верхняя часть Киева была обнесена валом с тремя воротами, главные из них подучили название Золотых ворот. Развивается живопись: фрески-рисунки минеральными красками по сырой штукатурке; мозаики - изображения, выложенные из кусочкои цветного стекла или смальты; иконопись - изображения ликов святых. Одновременно были распространены книжные миниатюры - заставки и заглавные буквы рукописных книг.
* Развивается прикладное искусство - н>аеларные изделия из золота и серебра, украшения с разноцветными эмалями (диадемы, кулоны), резьба но кости, дереву, камню.