Словацкое национальное движение в условиях мадьяризации

Старая и Новая школы

Еще в период подготовки Меморандума часть словацких общественных деятелей выступила против претензий венгров на господство в государстве. Во главе течения, получившего название Старая школа или меморандисты, были Й. Гурбан, Ш. Дак-снер, Я. Францисци, епископ Штефан Мойзес, которые опирались на мелкобуржуазную интеллигенцию, сельскую буржуазию и политически активное крестьянство. Сторонники Старой школы группировались вокруг газеты «Пештьбудинские ведомости». Они рассчитывали при достижении своих требований в области культуры и самоуправления на поддержку венского двора, при этом главную опору славянства видели в России. Участие в 1867 г. трех представителей этого течения в поездке в Россию на Всероссийскую этнографическую выставку привело к росту русофильских настроений в Словакии, к усилению ориентации на Россию как спасительницу словацкого народа.

Второе течение — Новая школа — возглавили Ян Паларик и его сподвижники. Оно поддерживалось некоторыми богатыми

торговцами, финансистами, частью мелкого словацкого дворянства и интеллигенции. Эта группировка ориентировалась на венгерское оппозиционное движение, венгерскую либеральную интеллигенцию и выступала против попыток меморандистов установить тесные контакты с венским правительством, так же как и против их ожидания помощи со стороны России. Новая школа в области социальных преобразований не выходила за рамки буржуазных либеральных представлений. Она считала выделение Словацкого околья нереальным проектом и добивалась обеспечения национальных и языковых прав словаков в рамках сложившегося административно-территориального деления. Процесс демократизации политической и общественной жизни в стране, по ее мнению, мог служить гарантом развития самобытной культуры национальных меньшинств, просвещения народов на родных языках. В начале 1868 г. у Новой школы появился собственный печатный орган — журнал «Словенске новины» («Словацкая газета»), выходивший в Будапеште.

В период обсуждения венгеро-хорватского Соглашения (1868), после того как обоим течениям стало ясно, что их требования не будут выполнены, лидеры Старой и Новой школ начали переговоры, чтобы выработать тактику совместных действий в изменившихся условиях.

В 1868 г. в Транслейтании вступил в силу новый закон о национальностях. В это же время в основу государственной идеологии была положена идея «единой венгерской политической нации». Заметно усиливается мадьяризаторская политика по отношению к национальным меньшинствам. Право свободного выбора языка обучения фактически сохраняется только для народных школ. Пользоваться словацким языком разрешалось лишь в учреждениях местного уровня. Представители Новой школы пришли к выводу, что в таких условиях их стремление к сотрудничеству с венгерскими либералами не имеет никаких перспектив.

Интеллигенция начинает проводить акции в защиту прав словаков, направляет свои усилия на активизацию издательской и просветительской деятельности Матицы Словацкой. Возникают новые общества, такие, как общество словацких женщин «Жи-вина», католическое общество св. Войтеха и др.

Большинство словацких общественных деятелей оставались на стороне требований меморандистов, хотя они и понимали,

что в новой политической ситуации их программа вряд ли будет выполнена. В 1870 г. редакция «Пештьбудинских ведомостей» переехала в Мартин, где газета получает новое название — «На-родние новины» («Национальная газета»). В это время сторонники Старой школы провозгласили создание Словацкой национальной партии, сохранявшей верность Меморандуму.

Однако деятельность с трудом созданных национальных учреждений подверглась преследованию со стороны властей. В 1875 г. венгерское правительство закрыло три словацкие гимназии, а затем и Матицу Словацкую. Словаки оставались без национальной средней школы вплоть до распада Австро-Венгрии. Матица также была воссоздана только в 1918 г. Таким образом, словаки оказались надолго лишены этого символа духовной жизни, первой по-настоящему общенациональной культурной организации, музея, литературного общества и издательства одновременно.

В 1875—1899 гг., когда венгерское правительство возглавлял Калман Тиса, в государстве проводилась активная целенаправленная политика мадьяризации. Венгерский язык стал обязательным и в народных школах, повсеместно образовывались новые общества, деятельность которых была ориентирована главным образом на мадьяризацию молодежи. Словацкие общественные деятели, активно демонстрировавшие национальное самосознание, подозревались в измене Родине. Против закрытия Матицы протестовали словацкие депутаты Государственного собрания. В 1881 г. Словацкая национальная партия заявила о своей приверженности тактике пассивной оппозиции.

С начала 90-х гг. велись переговоры представителей угнетенных национальностей Венгрии о координации действий. В 1893 г. в Вене состоялось совещание лидеров румынской, словацкой и сербской общественности. Объединительной платформой съезда невенгерских национальностей в 1895 г. стали требования национальной автономии в рамках монархии Габсбургов, свободы языка, собраний и союзов, вероисповедания, национального равенства, всеобщего избирательного права и др.

Стремление венгерских правящих кругов создать этнократи-ческое государство венгров привело к тому, что, сотрудничая с немадьярскими народами Венгрии, словацкие либеральные политики стали также пропагандировать идею чешско-словацкой взаимности. Заметно оживились и русофильские тенденции.

В конце XIX в. центром словацкого национального движения становится г. Мартин. Здесь находилось руководство Словацкой национальной партии, во главе которой с 1877 г. стоял Павол Мудронь. Одновременно вокруг газеты «Народние новины»

объединяется младшее поколение словацкой интеллигенции. Наибольшую известность приобрели Светозар Гурбан-Ваянский, Йо-зеф Шкультеты, Матуш Дула и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: