Принятие христианства и его значение

Особенности социального строя Древней Руси. Хозяйство Древней Руси (X – XIII век).

2.1. Социальная структура.

2.2. Хозяйство.

2.1. Структура древнерусского общества была представлена:

- дружиной – привилегированным слоем, исполнявшим фискальные, судебные и военные функции, и освобожденным от податей и повинностей. Штраф за убийство – 80 гривен;

- людьми – свободным городским и сельским населением страны – главным поставщиком материальных и военных ресурсов государства. Штраф за убийство – 40 гривен;

- изгоями – свободными лицами без определённого социального статуса (освобожденными холопами, порвавшими старые связи общинниками). Штраф за убийство 40 гривен;

- смердами – ограниченно свободными княжескими данниками. Штраф за убийство – 5 гривен;

- рядовичами – лицами наёмного труда, работающими по договору (ряду). Штраф за убийство – 5 гривен.

- холопами – рабами. Источники холопства – военный плен, самопродажа, неисполнение долговых обязательств, умышленное убийство. Категории холопства – обельное (полное) и закупничество (неполное). Закуп – человек, взявший ссуду, и в качестве платы по процентам, обязанный лично трудиться в хозяйстве кредитора до выплаты основной суммы долга.

2.2. Хозяйство Древней Руси носило натуральный характер, т.е. каждая хозяйственно-территориальная ячейка (вотчина, община, отдельный двор) представляла собой обособленную единицу, не нуждавшуюся во внешнеэкономических связях.

В XI веке зарождается феодальное землевладение, носившее крайне ограниченный характер.

Сельское хозяйство являлось основным родом занятий населения (им занимались не только жители села, но и горожане) и носило экстенсивный характер. Применялась подсечно-огневая и залежная система земледелия с однопольным севооборотом. Наряду с земледелием было развито домашнее скотоводство, огородничество, бортничество.

Центрами ремесла являлись города, крупнейшими из которых были, расположенные на пути «из варяг в греки» Киев и Новгород. Древняя Русь знала десятки видов ремёсел, из которых наибольшее распространение получило гончарное, ювелирное, кузнечное, оружейное, кожевенное, ткацкое, плотницкое, стекольное. Продукция русских ремесленников вывозилась за рубеж.

Внутренняя торговля была в зачаточном состоянии, ограничиваясь доставкой полезных ископаемых (железной руды, соли, слюды) из мест добычи, к местам переработки и потребления. В неурожайные годы предметом внутренних товаропотоков являлся хлеб.

Более интенсивный характер носила русская внешняя торговля, основным источником которой являлась собираемая киевскими князьями дань. Русь в основном вывозила меха и сельскохозяйственное сырьё: мёд, воск, пеньку, смолу и др., получая взамен золото и серебро, оружие, восточные ткани, пряности. Основными торговыми партнёрами Руси являлись Византия, Волжская Булгария, Персия, Хорезм.

3.1. Язычество Древней Руси: функции, символы, политические недостатки.

3.2. Языческая реформа Владимира 980 г.

3.3. Крещение Руси 988 г.: цели, обоснование выбора церкви, итоги.

3.1. Языческая религия неизбежный спутник родоплеменного строя. Её возникновение связано с подсознательными страхами древнего человека, порождаемыми природной стихией, его беззащитностью перед ней. Желание обрести психологическую опору, уверенность в завтрашнем дне толкало людей к поиску сверхъестественных сил, способных помочь человеку в его борьбе с природой. Язычество служило «помощником» общины, главным образом, в решении хозяйственных задач. Пантеон богов зависел от рода занятий племени – земледелие, скотоводство, охота. Языческая символика раскрывалась не только в идолах богов, но и в обрядах, праздниках. Однако, язычество не несло в себе политического начала, не могло служить средством воздействия государства на общество, не объясняло неоднородность социальной структуры на государственном этапе развития. Данные недостатки языческой религии делали её тормозом процесса укрепления древнерусской государственности.

3.2. В целях приспособления язычества к государственным интересам – укреплению единства страны, повышению престижа великокняжеской власти, киевским князем Владимиром в 980 г. была осуществлена религиозная реформа – создан общерусский пантеон из 6 богов во главе с почитаемым в княжеской дружине Перуном, что вполне соответствовало традициям военной демократии, но никак не монархии.

3.3. Стремление Владимира к единодержавию и росту международного авторитета Древнерусского государства обусловило выбор монотеистической религии – христианства в византийском (православном) варианте. Последнее объяснялось наличием влиятельной христианской общины в Киеве, сформировавшейся в результате длительной (со второй половины IX века) работы греческих миссионеров, тесными торговыми связями между двумя странами, высоким международным статусом Византийской империи, устраивающей Владимира византийской моделью взаимоотношений государства и церкви (последняя подчинялась императору). Процесс крещения растянулся на столетия и имел глубокие политические и культурные последствия: помимо решения перечисленных политических задач, с христианской религией на Руси получила широкое распространение письменность, зародилась летописание, литература и каменное зодчество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: