Содержание дисциплины
История. Исторический процесс: методы и источники его изучения. Исторические источники: их основные виды и типы. Важнейшие источники по истории человечества. Понятие «история». Историческая наука и ее место в системе научного знания. Сущность, формы, функции исторического знания: познавательная, интеллектуально-развивающая, политическая, мировоззренческая, воспитательная. Предмет исторической науки, взгляды на историю в различные эпохи. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. «Память человека», превращение исторических знаний в научно длительный процесс накопления вещественных, письменных, лингвистических, этнографических и других источников, которыми оперирует наука, проблема достоверности исторического знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Связь отечественной истории с мировой и ее роль в мировых исторических процессах.
|
|
Традиционные формы социальной организации народов в догосударственный период. Особенности становления государства у восточных славян и народов Западной Европы. Становление государственности.
Место Средневековья во всемирной истории человечества: типы государственности, структура общества, экономическое развитие, взаимоотношение классов и слоев.
Эпоха Нового времени: причины отставания России от западных государств.
Процесс становления индустриального общества в Западной Европе и России: общее и различие. Россия – страна «второго эшелона» развития капитализма, проблемы и перспективы его эволюции в стране.
Мир в ХХ веке. Экономические кризисы, революции, мировые войны. Крушение колониальной системы. Страны социализма и страны западной демократии. Изменение в социальной структуре общества, массовом сознании и массовой культуре.
№ | Разделы и темы | Формы занятий | ||||
Всего часов | лекции | семинары | практические | сам. работа | ||
1. | Предмет и объект исторической науки, задачи и методы исследования | |||||
2. | Возникновение человечества. Первобытное общество на территории России. | |||||
3. | Раннее и развитое средневековье. Образование и развитие древнерусского государства. | |||||
4. | Позднее средневековье. Образование и развитие русского централизованного государства. | |||||
5. | Переход к новому времени. Россия в XVII в. | |||||
6. | Становление абсолютизма в Европе и его особенности в России. | |||||
7. | Эпоха Просвещения: основные черты. Просвещенный абсолютизм в России. | |||||
8. | Россия и мир в первой половине XIX века. Промышленный переворот. | |||||
9. | Россия и мир во второй половине XIX века. Переход к индустриальному обществу | |||||
Россия и мир в начале XX века (1900-1914гг.). Особенности модернизации в России. | ||||||
Первая мировая война и революционные потрясения. Место и роль российской революции 1917 г. в истории ХХ века. | ||||||
Советское государство в условиях послевоенного урегулирования и стабилизации. Значение образования СССР. | ||||||
СССР и мир в предвоенное десятилетие. Основные черты и особенности сталинской модернизации | ||||||
Великая Отечественная война в контексте Второй Мировой войны. | ||||||
СССР в условиях противостояния двух общественно-политических систем (1945-1964гг.). | ||||||
Основные тенденции мирового развития во второй половине ХХ века. НТР и её социальные последствия. | ||||||
Кризис и распад СССР. | ||||||
Россия в современном мире | ||||||
Подготовка к экзамену | ||||||
Итого |
|
|