СОДЕРЖАНИЕ
О. Конт ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ*
Г. Спенсер ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ*
Г. Спенсер СОЦИОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ*
В. Вундт ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ*
Л. Гумплович ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ*
Г. Лебон ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ И МАСС*
Г. Тард СОЦИАЛЬНАЯ ЛОГИКА*
В. Парето ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ
Ф.Г. Гиддингс ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ
Ф. Теннис ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОПРОСА*
Э. Дюркгейм МЕТОД СОЦИОЛОГИИ
Э.Дюркгейм О РАЗДЕЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА*
Э. Дюркгейм САМОУБИЙСТВО*
Г. Зиммелъ СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Г. Зиммелъ ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ*
М. Вебер О НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЯХ ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ*
Ч. X. Кули ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. ИЗУЧЕНИЕ УГЛУБЛЕННОГО РАЗУМА
Д.С. Лихачев в статье «Крещение Руси и государство Русь» писал о значении принятия христианства на Руси:
«Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X-XII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах...
Истинный создатель огромной империи Руси – князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави кумира над Волховом». Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.
Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях.
Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.
Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться».
С1. Почему язычество уже не удовлетворяло уровню развития восточнославянского общества?
Язычество не является строгой религиозной системой, представляя хаотическую совокупность различных верований и культов, поэтому объединение славянских племен. Древнерусское государство не могло быть прочным при господстве язычества. Кроме того, язычество не удовлетворяло стремления славян к познанию мира.
С2. Какие попытки реформ язычества предпринял Владимир I? Почему они не достигли успеха?
Владимир I попытался создать единый пантеон языческих богов. Однако языческая реформа не удовлетворяла культурным, политическим, моральным и познавательным запросам древнерусского общества.
С3. Какие последствия имело принятие Русью христианства?
Русь приобщилась к христианской и мировой культуре, получили развитие письменность, литература, живопись, архитектура.