Вавилония во II тысячелетии до н. э

Гибель

Идеология

Характерное для III династии Ура благоустройство задело даже религию и историю[1]. Культы разных богов были сведены в единую систему, был создан единый пантеон во главе с ниппурским богом-царем Энлилем, второе место занимало главное божество Ура Нанна[27]. Также большую роль отводили богу Эриду Энки. Похоже, династия подчеркивала свое шумерское происхождение и особенно чтила собственно шумерских богов, а вот храмы на семитском севере жаловались на неуважение к своим богам. Следует заметить, что в целом пантеон богов в том виде, как он был сформирован за III династии Ура, просуществовал без больших изменений вплоть до времен, когда древнюю религию Междуречья вытеснили авраамические религии.

Распространялось учение о том, что люди созданы богами специально, чтобы их обслуживать, поэтому они должны строить храмы, приносить жертвы и т. п., поскольку это их святая врожденная обязанность [1]. Начиная с Шульги, цари получают статус богов, поэтому, соответственно, люди должны служить им так же, как и другим богам. Правда, среди исследователей не существует четкого согласия относительно того, когда именно была признана божественность Шульгт. Одни предполагают, что это произошло на тридцатом году его правления, другие же считают, что все документы, где упоминается о его божественности, прежде всего, гимны но его честь, появились уже после смерти царя [3]. Однако в любом случае в честь обожествленного Шульги существовали специальные ритуалы, в его честь назвали звезду в небе и изменили название одного из месяцев, чтобы тот был связан с праздником в честь бога Шульги[3].

Именно во времена III династии Ура был создан так называемый «Царский список», в котором мифические герои, полулегендарные правители и исторические деятели, правившие в разное время в разных местах, были выстроены в единую систему династий, заслоняли друг друга по мере перехода лугалства[28] от одного города к другому[1]. Картина реального древнего Шумера с его независимыми городами-государствами подменялась образом единственной страны, в которой время от времени меняется столица. Идеологические выводы из списка очевидны — государство III династии Ура якобы было не чем-то новым, а лишь продолжением искренне шумерских традиций.

Царству Шумера и Аккада угрожали вторжениями племена амореев, которые со своих выжженных солнцем сирийских степей стремились попасть на орошенные поля Южного Междуречья. Для защиты от них была построена двухсоткилометровая стена[3] от Тигра до Евфрата по краю так называемой гипсовой пустыни. Эта стена защищала государство с севера и частично с запада, но амореи, не имея возможности идти прямо на юг, шли на восток, переправлялись через Тигр, спускались восточным берегом южнее, снова переходили реку и попадали в царство III династии Ура уже с востока.

Между тем царь Ибби-Суэн воевал в Эламе. Правления царей Ура в Эламе всегда было непрочным — им то удавалось покорить значительные территории, то эламиты восставали, войны менялись соглашениями и союзами. Поэтому Ибби-Суэн погряз в эламских делах и, похоже, просто пропустил опасность. Между тем многочисленные аморейские племена со своими стадами врывались в Южное Междуречье. Их сил было недостаточно, чтобы покорить страну, но они грабили население, перерезали дороги, пасли своих овец на ячменных полях и заставляли шумеров и аккадцев прятаться за стенами городов. В местностях, пострадавших от амореев, хозяйственная жизнь начала разрушаться, отряды гурушей распадались и разбредались кто куда, чтобы как-то прокормиться, поскольку централизованное снабжение из складов было нарушено. Толпы голодных людей грабили страну не хуже пришельцев. Царство Шумера и Аккада погружалось в анархию, энси на окраинах государства начали отделяться. Хотя Ибби-Суэну удалось отвоевать у эламитов Сузы и даже захватить в плен эламского царя Энпилуххана, но уже вскоре его власть перестали признавать в Лагаше и Умме. На 6 году правления враги захватили священный город Ниппур, сильно подорвав престиж династии. В Ларсе вождь аморейского племени Амнаум Напланум[29] основал собственную династию.

Когда Ибби-Суэн наконец вернулся из Элама в Ур, то в столице назревал голод. Огромную армию рабочих и чиновников следовало кормить, а из-за амореев централизованное хозяйство во многих местах развалилось, а самое главное — были перерезаны связи многих регионов со столицей, и продовольствие поступало лишь из половины провинций. В этой ситуации царь приказал чиновнику по имени Ишби-Эрра поехать в незатронутые вторжением западные области и закупить зерно в хозяйствах свободных общинников[30]. Ишби-Эрра справился с этой задачей и собрал огромные запасы хлеба в маленьком городке Иссин на рукаве Евфрата рядом с Ниппуром. После этого он сообщил Ишби-Суэну о выполнении задания и о том, что для перевозки зерна надо 600 кораблей. Однако такого количества у царя не было, и он посоветовал Ишби-Эрри попросить баржи у городского энси, а сам пообещал заплатить двойную цену за привезенное зерно, чем, похоже, показал свою слабость и неспособность управлять страной. Но Ишби-Эрра попросил у энси не корабли, а создание союза против центральной власти[3], а себя объявил царем — сначала осторожно «царем своей страны», а затем и царем «Шумера и Аккада». Чуть позже он захватил соседний Ниппур. К тому времени уже многие энси на окраинах государства фактически отпали от Ура, теперь те из них, кто оставался ему верным, в большинстве своем признали царем Ишби-Эрру, у которого был хлеб и который контролировал культовый центр Шумера — храм Энлиля в Ниппуре[31], а некоторые и сами провозгласили себя царями. Например, энси Эшнуны провозгласил себя «царем сильным, царем страны Вариум[32]».

Ибби-Суэн еще несколько лет правил Уром, но бывшая столица могущественного государства страдала от голода. Затем на ослабленный Шумер напали эламиты — в 2003 году до нашей эры амореи пропустили через захваченные ими земли войска эламского царя Хутран-Темпи[33]. Эламиты захватили Ур, а самого Ибби-Суэна отвели в плен в Аншан. Несколько лет (2003—1996 годах до нашей эры[11]) завоеватели держали в Уре гарнизон, но затем покинули разграбленный город и его голодные окраины. В Шумере царем остался Ишби-Эрра, в Аккаде возникло несколько мелких царств.

Гибель царства Шумера и Аккада стала темой плачей, ставших целым направлением в тогдашней литературе. Вот отрывок из «Плача о гибели Ура», речь ведется от имени богини Нингалу, считавшейся женой покровителя города Нанни[11]:

Вола моего из хлева не гонят пастись — его погонщик ушел,

Барана моего из хлева не гонят пастись — его пастырь ушел.

В каналах моего города воистину набрался песок,

Воистину они обращены в жилище лисиц,

Не текут в них проточные воды — заботившийся о них ушел,

На полях моего города нет ячменя — надзиратель ушел.

... Мое добро тот, кто пришел снизу, вниз внес за рекой (мое добро, - говорю я)

Мое добро пришедший сверху, вверх внес за рекой (мое добро, - говорю я)

Мое серебро и камни разобраны (мое добро, - говорю я)

Мои сокровища разорены (мое добро, - говорю я)

Моим серебром, кто не знал серебра, то наполнил руки

Моими камнями, кто не знал камни, то украсил шею

Во втором центре рабовладельческой цивилизации того времени — Двуречье, тогда почти ещё изолированном от цивилизации Нильской долины, на рубеже III и II тысячелетий произошли события, не только приведшие к падению царства Шумера и Аккада, созданного III династией Ура, но и повлекшие за собой существенные изменения в общественной жизни. В результате этих событий была разрушена система громадных, сильно централизованных царских хозяйств, созданных трудом многочисленных отрядов людей, подвергавшихся рабовладельческой эксплуатации. Страна распалась, подобно Египту Древнего царства, на множество мелких государств, в которых, как это имело место и в Египте, всё более развиваются рабовладельческие хозяйства частных лиц. Царские хозяйства теперь получают несколько иной характер, чем раньше.

В первой половине II тысячелетия до н. э. произошло новое объединение почти всей долины Двуречья вокруг города Вавилона (так называемое «Старо-Вавилонское царство» в отличие от «Ново-Вавилонского царства», сложившегося тысячелетием позже). Экономическая необходимость, в том числе необходимость ведения единого ирригационного хозяйства в масштабе всей долины Двуречья, определяла и необходимость политического объединения страны. В течение примерно 2 тысяч лет, начиная с этого времени, город Вавилон оставался важнейшим экономическим и культурным центром не только Двуречья, но и всего древнего мира. Этим и объясняется, что позже всё древнее Двуречье часто называли Вавилонией.

Возникновение Старо-Вавилонского царства.

Государства Исина и Ларсы.

После разгрома державы III династии Ура единое государство Шумера и Аккада сменили два самостоятельных царства на севере и юге Двуречья, основанные вторгнувшимися аморейскими племенами. Последние осели в стране, постепенно смешавшись с местным населением, в противоположность эламитам, вернувшимся после разграбления богатых городов Шумера и Аккада в свои горы. На севере, в Аккаде, образовалось государство со столицей в Исине, в 25 км от Ниппура. На юге амореи основали после ухода эламитов другое царство со столицей в Ларсе. Цари обеих династий пытались продолжать традиции династии Ура и поэтому называли себя «царями Шумера и Аккада».

Путём сопоставления ряда фрагментов клинописных табличек, раскопанных в Нпппуре, удалось восстановить, хотя и в неполном виде, сборник законов пятого царя династии Исина, Лицитиштара. Созданный по повелению царя-аморея, т. е. семита, он был тем не менее написан на шумерском языке и составлен, судя по введению, с учётом в первую очередь интересов населения городов Ниппура, Ура и Исина. Из сохранившихся отрывков видно, что в законах уже не делалось различия между рабом-военнопленным, купленным рабом и рабом-должником. Законы царя Исина не предусматривали никакого отличия в правовом отношении между аморейскими завоевателями и покорённым ими населением Шумера и Аккада, что, надо думать, вызывало недовольство среди амореев. Оно, повидимому, вылилось в конце концов в открытое восстание. Торжество победителей не было длительным, и восстание было подавлено преемником Липитиштара Урнинуртой, при котором рабовладельческая знать Шумера и Аккада на некоторое время восторжествовала.

Эта знать достигла власти и на юге, в государстве Ларсы. От времени её господства до нас также дошёл фрагмент законов. На основании сохранившихся 9 статей можно судить, что закон оберегал интересы рабовладельцев: он сохранял, например, за ними право на труд их приёмных детей и не защищал последних от произвола приёмных родителей,. Имеются основания для утверждения, что закон в то время не ограничивал ростовщические устремления крупных рабовладельцев. О сравнительно высоком по тому времени развитии юридической мысли говорит тот факт, что при определении наказания здесь уже делаются попытки учесть и момент злой воли со стороны липа, нанёсшего ущерб.

Другие государства Месопотамии.

Владения царства Исина и Ларсы не выходили за пределы Двуречья. Непосредственными соседями царства Исина было государство Мари на северо-западе, расположенное на среднем течении Евфрата, и государство Эшнунна на северо-востоке, в долине реки Диялы, притока Тигра. В обеих указанных областях были проведены многочисленные археологические исследования, результаты которых пролили яркий свет на историю и культуру Передней Азии начала II тысячелетия до н. э.

Мы лучше знаем общественные отношения государства Эшнунны благодаря тому, что был найден сборник или часть сборника законов царя этого государства Билаламы (начало XX в. до н. э.). В противоположность законам Исина и Ларсы законы Эшнунны были составлены не на шумерском, а на аккадском языке, на языке первых семитических племён, осевших в Двуречье и в смежных с ним областях. Всего от законов Билаламы сохранилось около 60 статей самого разнообразного содержания, Так, первые две статьи.посвящены определению пен на различные товары, причём цены в первой статье выражены в серебре, а во второй — в зерне. Ряд статей рассматривает различные формы найма. Несколько статей имели целью защитить собственность так называемых мушкену (неполноправных свободных) и определить их место в обществе. Статьи, касающиеся заёмных сделок, свидетельствуют о значительном развитии ростовщичества. Как и в прочих древневосточных законах, большое место занимают статьи, связанные с решением различных вопросов семейного права.

Законы Билаламы, правителя Эшнунны, в общем но своим установкам не слишком отличаются от дошедших до нас и рассмотренных выше правовых памятников Двуречья. Здесь, как и в Исине в Ларсе, кража или укрывательство раба карались не казнью, а лишь штрафом, взимаемым с виновного. При таких условиях крупные рабовладельцы вполне могли рисковать, похищая рабов у мелких рабовладельцев. В законодательстве Эшнунны начало сглаживаться различие между полноправными гражданами (предположительно аморейскими завоевателями) и мушкену («подчинёнными», «покорными»: как мы увидим, есть различные объяснения этого термина). Телесные повреждения и по отношению к полноправным гражданам карались в Эшнунне одним лишь денежным штрафом: Правда, на юге — ив Исине, и в Ларсе — термин «подчинённый» постепенно исчез, а в Эшнунне хотя он и сохранился, но почти потерял своё первоначальное значение. Сближение в правовом положении между завоевателями и «подчинёнными» (мушкену) было, конечно, обусловлено давностью завоевания Эшнунны и происходившим слиянием вторгнувшихся амореев с местным аккадским населением.

Государство Эшнунна, подобно своему западному соседу — царству Мари, приняло участие в той ожесточённой борьбе государств Двуречья между собой, которая в конце концов привела к созданию мощной и обширной, хотя и весьма недолговечной, державы вавилонского царя Хаммурапи.

Возвышение Вавилона. Царствование Хаммурапи.

Вавилон находился в северной части Двуречья, на реке Евфрате. Название города «Бабили» (Вавилон) означает «Врата бога». Вавилон, как самостоятельное государство, сравнительно поздно выступил на арену истории, поэтому в списке царских династий составленном писцами династии Исина, не упоминается ни одна вавилонская династия. Поздневавилонская жреческая легенда упоминает Вавилон, рассказывая о том, что боги наказали Саргона, цари Аккада, за зло, причинённое Вавилону. Сохранилась легенда и о каре, понесённой крупнейшим представителем III династии Ура Шульги за ограбление храма Мардука, бога Вавилона. Уже во времена III династии Ура Вавилон, очевидно, стал играть значительную роль: в документах он упоминается наряду с такими городами, как Умма, Киш, Сиппар.

Около 1895 г. до н. э вновь вторгшимся аморейским племенам удалось захватить северную часть царства Исин и создать здесь самостоятельное государство, столицей которого и стал город Вавилон. Новое государство в течение примерно столетия не играло большой роли. Но к началу XVIII в. до н. э. Исин, ослабленный отпадением Ванилона, погерял прежнее значение, а Ларса незадолго до этого (в 1834 г. до н. э.) была завоёвана эламитами. На севере наступил период временного усиления Ассирии, поставившей в зависимость от себя некоторые области Аккада, в частности области городов Мари и Эшнунны.

Эти обстоятельства и были использованы вавилонским царём Хаммурапи (1792— 1750). Чтобы развязать себе руки в борьбе за господство в Двуречье, Хаммурапи, как кажется, временно признал свою зависимость от ассирийского царя Шамшиадада I.

Уже в 7-м году своего царствования Хаммурапи завоевал Урук и Исин, использовав при этом помощь Римсина, представителя эламской династии в Ларсе, с царями которой поддерживались в то время дружественные отношения. Соорудив в 9-м году имевший большое хозяйственное значение канал, получивший название «Хаммурапи— изобилие», он пытался примирить население завоёванных областей со своей властью. Достигнув первых значительных успехов, Хаммурапи стал опасаться вмешательства со стороны ассирийского царя Шамшиадада 1 и его союзников — степных племён. Он стал принимать меры к укреплению своих северных границ и начал завоевание пограничных областей.

После смерти Шамшиалада Хаммурапи содействовал изгнанию его сына из Мари. С помощью Хаммурааи снопа на престол сел представитель старого царского дома Мари — Зимрилим. Наступил новый расцвет государства Мари, которое успешно отражало набеги степных племён и вторжения войск царства Эшвунны. Торговые связи Мари доходили до далёкого Крита. Хаммурапи, помогавший Зимрилиму завоевать престол, стал его союзником. Они называли друг друга «братьями»: Зимрилим имел своих постоянных представителей при дворе вавилонского царя, но последний в письмах часто обращался непосредственно и к самому Зимрилиму и к его сановникам. В своей внешней политике оба царя обычно выступали согласованно.

Положение Хаммурапи, завоевавшего на юге Исин и Урук, опиравшегося на севере на союз с Мари, было чрезвычайно выгодным. Уже тогда (около 15—16-го года своего царствования) он был одним из самых могущественных правителей Двуречья.

Но вскоре отношения между правителем Ларсы Римсином и Хаммурапи обострились, и это временно поставило вавилонского царя в трудное положение.

В результате отпадения южных областей и отторжения северной пограничной полосы для Хаммурапи создалась тяжёлая политическая обстановка. Накопив силы для решающего удара, он в 30-м году своего царствования начал победоносное наступление на своих врагов. Хаммурапи победил своих северных врагов во главе с Эшнунной и разбил войско Элама, пытавшегося прийти им на помощь. В следующем, 31-м году своего правления (1762 г. до н. а.)он обрушился на своего основного противника— Римсина, захватив его столицу Ларсу; возможно, что Римсин при этом бежал в Элам.

Усиление могущества вавилонского паря вызвало сильную тревогу за участь собственного царства у его союзника Зимрилима, и он во время войны уклонился от оказания помощи Хаммурапи. После победы над Эшнунной Хаммурапи вторгся в царство Зимрилима. В 33-м году своего правления он подчинил себе царство Мари и союзные с ним области. Зимрилим не пожелал примириться с подчинённым положением, но тогда его постигла ещё более жестокая кара. В 35-м году своего царствования Хаммурапи разгромил Мари, разрушил пышный дворец Зимрилима и стены города. В последующие годы вавилонский парь подчинил себе область вдоль течения Тигра, включая Ашшур.

Объединив основную и важнейшую часть долины Тигра и Евфрата, Хаммурапи стал хозяином торговых путей на восток, север и запад. Он подчинил своему влиянию на востоке значительные области Элама. В документах того времени неоднократно упоминаются эламские военнопленные. Все области Малой Азии и Сирии, которые находились в торговых сношениях с царством Мари, были теперь включены в орбиту вавилонской торговли.

В этот период усилилось воздействие вавилонской культуры на сирийские города, на хеттский племенной союз, на финикийское государство Угарит. На западе воздействие вавилонской культуры этого периода сказывается в Палестине. Возможно, что Вавилония при Хаммурапи или при его ближайших преемниках вступила в отношения с ещё более далёкой страной — с Египтом.

Искать вавилония во ii тысячелетии до н. э. в каталогах диссертаций, авторефератов и научных статей:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: