Образование и развитие Древнего Египта

Государство Древнего Египта образовалось в Северо-Восточной части Африки, в нижнем течении Нила. Единое государство складывалось постепенно: сначала образовались несколько десятков небольших и примитивных государств, названных греками номами (по-египетски «сепат»). Их образование сопровождалось объединением нескольких сельских общин вокруг одного религиозного культа для совместной обработки земли. Ном имел свой религиозный культ, богов – покровителей. Возглавлял ном правитель – адз, являвшийся преемником родоплеменных вождей. Номы враждовали друг с другом, и постепенно (в середине IV тыс. до н.э.) сложились два крупных государства – Верхний Египет и Нижний Египет. Первоначально объединение произошло на юге, а затем на севере. К концу IV тыс. до н.э. Верхний (южный) Египет завоевывает Нижний (северный), и образуется единое государство. Первым царем был Менес.

Хронология Древнего Египта крайне условна, тем не менее история государства делится на Раннее царство (3100 – 2800 гг. до н.э.), Древнее царство (около 2800 – 2250 гг. до н.э.), Среднее царство (около 2250 – 1700 гг. до н.э.), Новое царство (около 1575 – 1087 гг. до н.э.).

Политическим центром Раннего царства стал г. Тинис в Верхнем Египте, который был резиденцией первых двух династий. При III династии столица переводится в г. Мемфис, и возникает Древнее царство со строгой централизованной и бюрократически организованной монархией в виде «восточной деспотии», для которой характерны централизация управления, наличие разветвленного чиновного аппарата, обожествление монарха. Воздвигаются первые грандиозные пирамиды. В конце царства начинается раздробленность Египта, в результате раздачи различных привилегий и льгот усиливается роль и значение местных номовых правителей.

Период распада приводит к упадку производительных сил и ирригационной системы. На Юге возникает объединительное движение, первоначально возглавленное Гераклеопольским номом, а затем выдвигается Фиванский ном. Возникает Среднее царство, когда Египет становится единым централизованным государством. Однако опять раздача льгот номовой верхушке первоначально приводит к их сепаратизму, а нашествие азиатских племен гигсосов к завоеванию почти на два столетия государства.

Борьба с завоевателями приводит к образованию Нового царства – периода первой в истории мировой империи, территория которой распространялась с севера на юг на 3200 км. Наибольшего могущества это царство достигает при фараоне Рамзесе II (1317 – 1251 до н.э.). На исходе этого царства происходят восстания рабов, ослабление центральной власти, увеличение роли наемников в армии, на троне появляются фараоны – иностранцы. В 525 г. до н.э. Египет входит в состав персидской державы, а в 30 г. до н.э. – Римской империи.

Социальный строй Египта отличается его крайне медленным развитием, обусловленным безраздельным господством государственного царско-храмового хозяйства. Верхушку общества составляли жрецы, чиновники и военная знать. Жрецы распадались на группы в соответствии с культами богов во главе с верховным или первым пророком бога.

Большую и влиятельную роль играли писцы, из которых рекрутировались все чиновники, в том числе и высшие. Занятие было наследственным, но не кастовым.

Свободные крестьяне назывались мерет. Они жили как на государственной земле самостоятельными общинами (каждый имел свой надел и платил сбор в казну), так были и прикрепленные к земле, пожалованной фараоном храму, чиновнику или воину. Такие крестьяне не имели право покинуть землю, платя государственные и господские повинности. Имелись и «слуги царя», понятийный термин которых был размытым и обозначал и полусвободного, и зависимого работника. Постепенно из них выделяются «неджес» («маленькие»). Наряду с ремесленниками, неджес получают более высокий статус. Из неджес отделяются «сильные неджесы»,которые влились в средний слой мелких производителей. Наряду с неджес, появляются «немху» – земледельцы со своим хозяйством, ремесленники, мелкие чиновники и воины.

Значительный слой населения составляли свободные ремесленники, работавшие в государственных рудниках и мастерских и объединявшиеся в группы по 10 человек.

Рабство носило коллективный характер, однако они считались собственностью царя (государства). Сановники и жрецы получали от фараона земли с рабами, но последние не передавались им в собственность. Источником рабства был военный плен. Рабы имели семью и имущество. За преступления наказывались государственными органами. Раб, отпущенный на волю, приравнивался к свободному, т.к. разряда вольноотпущенников в Египте не существовало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: