Правовой статус населения

Образование и развитие вавилонского государства

В долинах рек Тигр и Ефрат (Двуречье или по-гречески Месопотамия) в IV тыс. до н.э. сложились предпосылки для образования общества и государства. Для успешного возделывания земли и сооружения ирригационной системы требовалось большое число людей. Как и в Египте, общины стали объединяться вокруг религиозных центров, возникают первые города-государства: Урук, Киш, Ур, Лагаш и др. с тысячным населением. Во главе их стояли властители иссаку (с аккадского – «наместник бога») или патеси (с шумерийского – «служитель бога»). С целью добычи рабов города вели между собою постоянные войны. На юге господство переходит к городу Шумер, а на севере – Аккаду. Возникает шумерийская держава с центром Урук. Между Шумером и Аккадом начинается борьба за гегемонию. Военный успех переходил то к одному городу-государству, то к другому. Аккадский царь Саргон объединяет Север и Юг, и в Двуречьи возникает первое государственно-политическое объединение, которое было разрушено нашествием горных племен гутеев, правивших там около 100 лет. После этого в ХХII – ХХ вв. до н.э. гегемония переходит к шумерийскому городу Ур. В свою очередь Ур в 2007 г. до н.э. разрушается эламитами. В северной части в пределах Аккада возвышается город Вавилон (с аккадского – «врата бога»), установивший свое господство в Месопотамии на триста лет (1894 – 1595 гг. до н.э.). Наибольшего могущества вавилонское государство достигает при царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) с огромными территориями от Персидского залива и до Сирии. Он прославился Законами царя Хаммурапи. Вавилонская империи перестала существовать в ХVI в. до н.э. в результате завоевания касситов, правивших там 500 лет. В VII в. до н.э. возникает Нововавилонское царство (Ассиро-Вавилонская держава), просуществовавшее до 538 г. до н.э. и разгромленное персами.

Свободное население делилось на две группы: авилум («человек», «сын человека») и мушкенум («падающий ниц»). Установить, чем было вызвано такое различие между ними, невозможно.

Авилум – это свободный, полноправный член городской или сельской общин. Рабовладелец. Однако за долги на три года мог попасть в рабство.Нес повинности в пользу государства. Только он имел право гражданской и военной службы. Пользовался правом талиона («равное за равное», «око за око, зуб за зуб»).

Среди авилумов выделялось сословие воинов, имевшее ряд привилегий. Военная служба была наемной, и за нее воин получал от царя имущественный надел илку в виде земли, рабов, скота и орудия сельхозпроизводства. Если воин отказывался выступить в поход и посылал вместо себя наемника, то его убивали, а илку передавали наемнику. В случае гибели воина илку могла переходить к его наследнику с условием несения службы. Если такового не было, то вдова получала из илку 1/3 на воспитание детей. Забота о воине проявлялось и в том, что община, местный храм или власть должны были выкупить его из плена. Жене военнопленного запрещалось вторично вступать в брак. За притеснение воина со стороны командира последнего убивали.

Особой заботой государства была торговля, потому привилегиями пользовались тамкары – ростовщики, оптовые торговцы, кредиторы. Например, им разрешалось покупать илку. Одновременно на них власть налагала обязанность отчислять царю часть своих доходов и выкуп пленных.

Мушкенум находился вне общинного строя, являясь человеком низшего разряда. Он был свободным, имел семью, имущество и рабов. Мог вступать в договоры и нести обязанности. Защищался законом: право обращаться в суд за защитой, а кража их имущества каралась в 10-кратном размере от стоимости краденного. Однако институт талиона на них не распространялся.

Жрецы составляли особую привилегированную группу людей, обладающую большим богатством в виде земли, стада скота, зданий и рабов. Высшие жреческие должности занимали родственники царя, лица знатного происхождения. Они могли заниматься ростовщичеством и торговлей, организацией ремесленных мастерских. Привилегии храмов приравнивались к привилегиям дворца, получая в свою пользу особые налоги, сборы на религиозные обряды, пожертвования. Жрецы сохраняли в своих руках и юстицию.

Рабы (вардум) подразделялись на царских, храмовых, общинных и частновладельческих. Основным источником рабства являлся военный плен, а также долговое рабство, ограниченное тремя годами. Частновладельческий раб рассматривался как вещь, принадлежащая хозяину. В то же время рабы могли иметь имущество и семью. Разрешались браки рабов со свободными. Статус их потомства зависел от состояния отца: от свободного отца, женившийся на рабыне – сын свободный; от раба – раб, но после смерти отца его дети автоматически получали свободу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: