Право Древнего Египта. Во главе государства стоял фараон, которого в Египтепо имени не называли, а величали «высокий дом», по-египетски – «перо» (в еврейской транскрипции «пар / о»

Государственный строй

Во главе государства стоял фараон, которого в Египтепо имени не называли, а величали «высокий дом», по-египетски – «перо» (в еврейской транскрипции «пар / о», а в греческой – «фараон»). Царь обожествлялся и приравнивался к богу Ра или сыну бога Ра (царь солнца, сын солнца). С этой целью строились гигантские пирамиды. Он – бог при жизни и по смерти. Царь – «источник жизни, здоровья и радость сердца», который не умирал, а «заходил в свой вечный горизонт». Перед фараоном падали ниц, целовали прах его ног. Фараон являлся законодателем и судьей, главой исполнительной власти. Ему принадлежало верховное право на земельный фонд, из которого он наделял чиновников землей. Его власть передавалась по наследству. Однако полномочия фараона не были произвольными, а основывались на религиозно-моральных нормах справедливости (маат).

Осуществляя свою власть, фараон опирался на огромный чиновный аппарат, во главе которой стоял джати, власть которого сравнима по характеру власти с последующими арабскими правителями визирями. На эту должность обычно назначали царевичей или других близких родственников. Джати – глава всего бюрократического аппарата – соединял в одном лице административную и судебную власть. Его обычно называли «начальник всего государства юга и севера» или «управитель всей страны». Ему оказывали большой почет и считалось, что его голосом говорит бог законов Тот. Джати принимал участие и в хозяйственном управлении, стоя начальником всех царских сокровищ, государственных складов, был руководителем царских работ. В Новом царстве он стал руководить вооруженными силами.

Далее следовал огромный чиновный аппарат с развитым делопроизводством, с многочисленными писцами и секретарями, которые при ХVIII династии получили общее название «послушные призыву», составив группу лиц, неоднородной не по сословной, не по классовой принадлежности. Особую группу составляли «большие послушные призыву царя», состоящие из придворных и крупных гражданских и военных чиновников.

В Древнем царстве сельские общины возглавлялись старостами («ксерпы») с общинными советами – джаджатами. Впоследствии местное управление стало осуществляться главами номов, которые первоначально пользовались самостоятельностью, позднее их назначали фараоны. Они обладали административной и судебной властью, собирали подати в пользу казны. Страна по традиции разделялась на округа – Южный и Северный, во главе с наместниками.

Древнейшим источником права был обычай. Считается, что первым законодателем Египта был Менес – первый царь первой династии. Большое законодательство связывают с Рамзесом II. В VIII в. до н.э. появляется кодекс царя Бокхориса, состоявший из 8 книг.

Право собственности. Земля в Египте формально находилась в собственности фараона. Однако на практике различались следующие категории земельных владений с различным правовым режимом: а) храмовые; б) служилой знати, жрецов и воинов.

Храмовая земля постепенно стала по жребию разделяться между жрецами. С ХIХ – ХХ династий жрецы управляют землей уже без вмешательства со стороны государственных властей. Отдельные жрецы и воины также получали от фараона за свою службу земли вместе с инвентарем и рабами. Однако государственные чиновники продолжали управлять землей и взимать определенные доходы. Вся остальная государственная земля находилась в ведении крестьянских общин. С ХVIII династии цари стали пахотные земли передавать ветеранам в виде дарения, а не в качестве платы за службу.

Постепенно храмовая земля и земля отдельных граждан стала предметом купли-продажи, дарения и найма. Фактически земля становилась частной собственностью. Предметами частной собственности являлись и движимые вещи – живой и мертвый инвентарь, пожалованный фараоном вместе с землей.

Обязательственное право долгое время имело форму торжественной клятвы перед жрецами и чиновниками. При царе Бокхорисе это отменяется, но письменный договор сохранился.

Купля-продажа получила широкое распространение в Египте. Договор с недвижимостями заключался с соблюдением ряда формальностей. Первый акт представлял соглашения между сторонами о деньгах, об обязательстве продавца передать право собственности и оградить покупателя от изъятия вещи третьим лицом. Второй акт имел чисто религиозный характер и подтверждал договор клятвой продавца. Третий акт состоял из ввода покупателя во владение землей, происходил перед судом, и затем имя покупателя регистрировалось в поземельных книгах вместо имени продавца. Позднее второй акт был отменен.

Договор займа регулировал передачу вещей в собственность заемщика с обязательством возвратить такое же количество вещей того же качества в обусловленный срок. Объектами договора могли быть деньги, зерно и т.п. Обеспечением договора служили личность должника или его родных, он мог привести должника в рабство. Другим видом обеспечения был залог мумии отца или мумии родственников, либо собственной мумии. Со времени царя Бокхориса договор кабалы отменяется и запрещается самовольный захват кредитором имущества должника. Крестьянам разрешалось закладывать землю. Максимальный размер процентов установлен в 30 % годовыхдля денежного займа и 33 1/3 % для зернового займа. Запрещалось начислять проценты на проценты.

Аренда земли сдавалась на один год, а для застроенных участков и для домов в городе срока конкретного не было. Вознаграждение за аренду поля определялось долей урожая.

Поклажа,или хранение вещей считалась безвозмездной как добросовестная сделка под покровительством религии.

Семейно-брачное право. Египетская семья сохранила пережитки матриархата, потому дети именовались по «материнству» (сын такой-то). Широко были распространены браки братьев с сестрами, а в семьях фараона встречались браки царей с собственными дочерьми и со вдовами своих отцов.

Женщина пользовалась высоким положением, именовавшейся «владычицей дома». Постепенно роль женщин в семье несколько меняется: египтянину разрешается взять вторую жену, а у зажиточных мужчин появляются гаремы.

Брак заключался в виде договора, женщина в котором выступала как самостоятельная сторона и договаривалась сама. Жена сохраняла свое имущество. Муж даже обязывался давать жене определенные суммы на ее расходы.

Дети имели определенную самостоятельность, располагая своим имуществом. На них возлагалась обязанность заботиться и кормить родителей. Сыновья и дочери наследовали поровну, а дети умершего наследника наследовали долю своего отца. Праву известно завещание, самостоятельное право на это до V в. имела и жена.

Уголовное право и судопроизводство. Кровная месть была отменена, как и денежные выкупы. Смертная казнь применялась широко, в виде сожжения или меча. Высокопоставленным персонам предоставлялось право самим убить себя. За измену, восстание и заговор против государства наказывались виновный и вся его семья. Тело мятежника запрещалось погребать, а выбрасывалось в воду. При Бокхорисе допускалась замена смертной казни обращением в рабство.

Применялись и другие виды наказания, в том числе и членовредительные: отрезание рук, носа, ушей, языка, кастрация. Телесные наказания осуществлялись в виде нанесения 100 палочных ударов. Принудительные работы сопровождались ссылками. Применялось и тюремное наказание. Практиковались и денежные штрафы, а также бесчестящие наказания – выставления у позорного столба.

Смертная казнь применялась также в отношении религиозных преступлений и за колдовство. Заговор и изготовление любовных напитков с целью околдования человека рассматривались как одно из тяжких преступлений. Смертной казни подвергались лица за следующие виды преступлений: умышленное убийство животных, посвященных богу, а также убийство ибиса, кошек, совы; выбрасывание нечистот в Нил; употребление в пищу запрещенных предметов; откапывание могил; погребение в запретной зоне в Абидосе; обнаружение места погребения быка Аписа; разглашение государственных тайн. Отступление от установленных правил лечения, изложенных в священных книгах бога Тота, изобретение нового танца или составление новой песни также считалось тяжелым преступлением. Смертная казнь полагалась за клятвопреступление, убийство, ложный донос. Отцеубийцу вырывали мясо кусками из тела, потом клали его на шипы, затем сжигали. За подлог и кражу отрубали руку. Членовредительному наказанию подвергались подделка печатей и монет (отрубали руку), пользование фальшивыми мерами и весами. За прелюбодеяние женщинам отрезали нос, а ее соучастника подвергали кастрации, как и за изнасилование.

Суд не был отделен от администрации. Джати председательствовал в Совете десяти, верховной «палате шести». Суды номов возглавлялись их правителями. Фараон имел право самостоятельно разрешить любое судебное дело. К нему же обращались с жалобой или просьбой о помиловании.

Уголовные и гражданские дела возбуждались по жалобе потерпевшего и не различались между собою. Суд был письменным. Судебное решение объявлялось без мотивации. Судебными доказательствами служили: свидетельские показания, клятва свидетелей и жалобщика, осмотр места преступления, пытка.

2. Древний Вавилон


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow