Теория богатства и денег

Метод изучения

Предмет изучения

Судя по трудам У.Петти, предметом изучения экономической науки (политической экономии), на его взгляд, является прежде всего анализ проблем сферы производства. Это, в частности, очевидно из убежденности данного ученого в том, что создание и приумно­жение богатства происходит якобы исключительно в сфере мате­риального производства, причем без какого-либо участия в этом процессе торговли и торгового капитала.

Методологические позиции У.Петти хотя и не лишены неко­торых, присущих меркантилизму, элементов эмпиризма (например, в части толкования им цены земли) и государственного вме­шательства в хозяйственную жизнь (когда он, к примеру, реко­мендует сократить численность купцов в стране), но в основном он придерживался принципов laissez faire, настаивая, в отличие от меркантилистов, на либерализации денежного обращения и тор­говли. Одновременно присущий его творчеству экономический либерализм обусловил такие методические упрощения, как:

отрицание обратного влияния сферы обращения на сферу про­изводства;

приверженность ортодоксальной версии количественной теории денег, уводящей от признания взаимозависимости денежного и товарного рынков;

затратная (на каузальной основе) характеристика природы происхождения стоимости (ценности) товаров и услуг;

трактовка заработной платы как цены труда рабочего, размер которой в условиях свободной конкуренции всегда минимален, и др.

В отличие от меркантилистов, богатство, по мнению У.Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая день­ги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка. В рассуждениях по данному поводу он высказал весь­ма популярное и в наши дни убеждение: «Труд есть отец и актив­ный принцип богатства, а земля его жать»3.

Для увеличения богатства страны У.Петти полагал, что вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», застав­лять трудиться. Это, в противовес меркантилистам, означало, что богатство создается прежде всего трудом и его результатами, т.е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял У.Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестие положения го­сударя, измену общественному доверию к деньгам.

В развитие данной мысли У.Петти обращает внимание на бес­смысленность и невозможность запрета вывоза денег. Подобное деяние государства равносильно, по его словам, запрету ввоза в страну импортных товаров, В этих и других суждениях У.Петти про­являет себя как сторонник количественной теории денег, демон­стрируя понимание закономерности о количестве денег, необходи­мом для обращения. Однако в то же время очевидна и его упро­щенческая позиция по поводу роли денег в экономике. С одной стороны, количественная теория денег действительно показала, что «деньги сами по себе не конституируют богатства», с другой же. У.Петти, а затем другие авторы классической политической экономии не поняли, говоря словами М.Блауга, главного; «...фо­кусируя внимание исключительно на роли денег как средства об­ращения, она (количественная теория денег. — Я.Я.) вела к игно­рированию взаимосвязи между товарным и денежными рынками, проистекающей от функции денег как средства сохранения цен­ности»4. Вот почему справедливая во многом критика мерканти­лизма сопровождается в трудах У.Петти и некоторыми тенденци­озными соображениями. Он, например, совершенно предвзято отрицает участие торговли и торгового капитала в создании наци­онального богатства, настаивая даже на сокращении значительной части купцов. Последних У.Петти сравнивает с «игроками», заня­тыми распределением «крови» и «питательных соков» государства, под которыми имел в виду продукцию сельского хозяйства и про­мышленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: