Предложенная Р. Кэттеллом модель может быть лишь условно отнесена к группе иерархических априорных моделей. Он выделяет три вида интеллек-туальных способностей: общие, парциальные и факторы операции.
Два фактора Кэттелл назвал «связанным» интеллектом и «свободным» (или «текучим») интеллектом. Фактор «связанного интеллекта» определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретен-ных в ходе социализации с раннего детства до конца жизни и является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид.
Фактор связанного интеллекта тесно положительно коррелирует с вер-бальным и арифметическим факторами, проявляется при решении тестов, требующих обученности.
Фактор «свободного» интеллекта положительно коррелирует с фактором «связанного» интеллекта, так как «свободный» интеллект определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Кэттелла, «свободный» интеллект абсолютно независим от степени приобщенности к культуре. Его уровень определяется общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга, и проявляется он при решении перцептивных задач, когда от испытуемого требуется найти отношения различных элементов в изображении.
|
|
Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сен-сорных и моторных зон коры больших полушарий. Сам Кэттелл выделил лишь один парциальный фактор — визуализации, — который проявляется при операциях со зрительными образами. Наименее ясно понятие «факторов-операций»: Кэттелл определяет их как отдельные приобретенные навыки для решения конкретных задач, т. е. как аналог S-факторов по Спирмену, входя-щих в структуру «связанного» интеллекта и включающих операции, нужные для выполнения новых тестовых заданий. Результаты исследований развития познавательных способностей в онтогенезе, на первый взгляд, соответствуют модели Кэттелла.
Действительно, к 50-60-летнему возрасту у людей ухудшается способ-ность к обучению, падает скорость переработки новой информации, умень-шается объем кратковременной памяти и т. д. Между тем интеллектуальные профессиональные умения сохраняются до глубокой старости.
Но результаты факторной аналитической проверки модели Кэттелла по-казали, что она недостаточно обоснована.
Показательно в этом смысле исследование Е. Е. Кузьминой и Н. И. Ми-литанской. Они выявили высокую корреляцию уровня «свободного интел-лекта» по тесту Кэттелла с результатами выполнения батареи тестов общих умственных способностей (Differential Aptitude Test — DAT), с помощью ко-торой диагностируются словесное мышление (фактор V по Терстоуну), чис-ловые способности (N), абстрактно-логическое мышление (R), пространст-венное мышление (S) и техническое мышление.
|
|
По мнению авторов, фактор «свободного интеллекта» по Р. Кэттеллу со-ответствует фактору «G» Спирмена, а первичные факторы Л. Терстоуна соот-ветствуют факторам-операциям модели Кэттелла.
Можно предположить, что в ходе структурного исследования невозмож-но (об этом говорит сам Кэттелл) полностью отделить «свободный» интел-лект от «связанного», и они при тестировании сливаются в единый генераль-ный спирменовский фактор. Однако при генетическом возрастном исследо-вании эти подфакторы можно развести.
Уровень же развития парциальных факторов в большей мере определяя-ется опытом взаимодействия индивида с окружающим миром. Однако и в их составе возможно выделить как «свободный», так и «связанный» компонен-ты.
Само различие парциальных факторов определяется не модальностью (слуховой, зрительной, тактильной и пр.), а видом материала (пространствен-ный, физический, числовой, языковой и т. д.) задания, что в конечном счете подтверждает мысль о большей зависимости парциальных факторов от уров-ня приобщенности к культуре (или, что точнее, от когнитивного опыта лич-ности).
Однако Кэттелл попытался сконструировать тест, свободный от влияния культуры на весьма специфическом пространственно-геометрическом мате-риале (Culture-Fair Intellegence Test, CFIT). Тест был опубликован в 1958 году (Рис.2). Подробнее об этом тесте будет рассказано позднее.
1. | а | b | с | d | е | |||||||||
i | / | |||||||||||||
2. | А | А | а | ь | с | d | е | |||||||
А | i i | А | А | А | А | А | ||||||||
3. | • | • • | а | b | с | d | е | |||||||
• | i | ••• | • • | • • | • • | • | ||||||||