Диагностическая беседа-игра на выявление зрительских умений детей старшего дошкольного возраста

Диагностические этюды и упражнения на выявление режиссерских умений старших дошкольников.

Диагностические этюды и упражнения на выявление актерских умений старших дошкольников

1. Ребенку предлагается передать содержание текста, считывая интона­цию, с которой звучит данный текст: а) Чудо остров! б)Наша Таня громко плачет...


в) Карабас-Барабас

г) Первый снег! Ветер! Холодно!

2. Детям предлагается произнести с разными интонациями (удив­
ленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно)
текст. Например,

Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.

3. Пантомимические этюды (передать различные действия котят):

• сладко спят;

• просыпаются, лапкой умываются;

• зовут маму;

• пытаются утащить сосиску;

• боятся собаки;

• охотятся.

Пантомимические этюды (передать действия сказочных персонажей):

• как танцует добрая фея на балу у Золушки;

• как злится страшная ведьма на балу у Золушки;

• как сильный Геракл поднимает тяжелый камень;

• как удивляется Черепашка-ниндзя;

• как здоровается Снежная Королева;

• как обижается Винни-Пух;

• как радуется Бэтман.

4. Этюды на изменения тембра голоса:

• киска, как тебя зовут?

• мяу! (Нежно)

• стережешь ты мышку тут?

• мяу! (утвердительно)

• киска, хочешь молока?

• мяу! (с большим удовлетворением)

• а в товарищи щенка?

• мяу! ффф-ррр! (изобразить по-разному - трусливо, пугливо...). Интонационное прочтение стихов-диалогов.

5. Проговаривание с детьми скороговорок:

Резиновую Зину купили в магазине, Резиновую Зину в корзине принесли, Резиновая Зина упала из корзины, Резиновая Зина измазалась в грязи.

6. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-
ню-ша, Та-ню-шень-ка».

7. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зай­
чик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», «Марш деревянных солдати­
ков», В. Герчика «Заводная лошадка».


· Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен, сочинить сценарий, организовать спектакль (рас­пределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).

· Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с до­школьником.

Диагностические этюды и упражнения на выявление умений деко­ратора (художника-оформителя) у детей старшего дошкольного возраста

Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен, спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.

Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контек­сте предлагаемых им декораций.

После просмотра детьми спектакля, игры-драматизации проводится ди­агностическая беседа. Рекомендуемые вопросы к беседе:

• О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (понимание главной мысли произведения);

• Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (понимание характера персонажей);

• Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события (конкретно по действию)?

• Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?

• Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему?

• Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?

• Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи получен­ных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас?

После проведения диагностических этюдов и упражнений необ­ходимо проанализировать умения детей в соответствии с выделенными кри­териями:

«Актерские» умения:

– понимание эмоционального состояния персонажа и в соответст­вии с этим выбор адекватных выразительных средств для переда­чи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики;

– характер выразительности моторики:


• в пантомимике - естественность, скованность, медлительность, порывистость движений;

• в мимике - богатство, бедность, вялость, живость проявлений;

• в речи - изменение интонации, тона, темпа речи;

самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

«Режиссерские» умения:

понимание мотивов поступков героев;

следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий);

распределение ролей, подготовка игровой среды;

умение руководить сразу несколькими играющими.

«Оформительские» умения:

художественно-изобразительное видение сюжетной линии литера­турной основы спектакля;

адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите;

У подготовка игровой среды.

«Зрительские» умения:

умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эм-патию к персонажам произведения;

наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по по­воду увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично);

– выражение мнения по поводу игры актеров.

Диагностический тест «ЗАР» для педагогов и родителей

Цель теста: изучить мнение родителей, воспитателей о предпочтениях ребенка в выборе игровых позиций.

Уважаемые педагоги дошкольного образования, родители Вам необ­ходимо ответить на ряд утверждений, используя варианты ответов «ДА» или «НЕТ».

Утверждения:

1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею.

2. Чаще ребенок реагирует на героев литературного произведения.

3. Чаще ребенок обращает внимание на обстановку, место и время протекания сюжетной линии произведения.

4. Ребенок воспринимает целостно литературное произведение.

5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев лите­ратурного произведения и интересно интерпретирует образы.

6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном ему произведении.


7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, фантазировать на бумаге.

8. Ребенок может организовать игру с другими детьми.

9. Ребенку легче оценить игру другого человека, чем играть самому.

10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помо­щью интонирования, мимики и пантомимики.

11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации.

12. Ребенок может выразить свое мнение по поводу понравившихся или непонравившихся персонажей.

13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, тяготеет к им­провизациям.

14. Ребенок обладает лидерскими качествами.

15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью.

16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и, что изо­бражать в игре-драматизации.

17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам.

18. Ребенку присущи такие качества, как настойчивость, целеустрем­ленность, а также умение преодолевать неудачи, решать конфликты.

19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конечного результата).

20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художест­венной деятельности.

Технология оценки результатов теста:»

Ответ «ДА» оценивается в один балл. Баллы суммируются по ка­ждой позиции (актер, режиссер, зритель).

Позиция «режиссер» - ответы «ДА» на вопросы 1,8,14,16,18.

Позиция «декоратор» - ответы «ДА» на вопросы 3,7,11,15,20.

Позиция «актер» - ответы «ДА» на вопросы 2,5,10,13,19.

Позиция «зритель» - ответы «ДА».на вопросы 4,6,9,12,17.

В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность, по мнению, педагогов и родите­лей.

Необходимо соотнести полученные результаты теста с результатами наблюдения и собеседования с ребенком для получения более достоверной картины и заключения диагностики.

Для решения третьей задачи педагогической диагностики разра­ботан опросник для воспитателей детского сада.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: