Контрольные вопросы
Любой тест говорит о результате успеваемости только на данный момент.
Виды
Применяются
· определяются необходимые знания перед началом изучения новой темы
· выделяются группы для обучения
Стандартные тесты – наборы заданий, подогнанных под стандартные программы в официальных брошюрах и анкетах, приобретаемых школой и предлагаемых школьникам. Проводятся по единым правилам и оцениваются по единым общенациональным нормам.
· тест достижений – определяет то количество знаний, которое ученик усвоил в данной области
· диагностический тест – применяется индивидуально для обозначения проблем у данного ученика
· тест способностей – предсказывает будущие успехи обучаемых
Таким образом, современный учитель располагает различными способами диагностики обученности. Их необходимо сочетать, так как у каждого есть достоинства и недостатки.
Диагностика воспитанности – это, прежде всего, диагностика нравственных качеств. Нравственные качества помогут диагностировать:
· Неоконченные предложения
· Недописанный рассказ
· Альтернативный тезис
· Символический рисунок
· Коллективное создание картины
· Коллективное рассказывание /сочинение /сказки
· Опосредствованный диалог
· Интерпретация художественного текста
· Сказочные задачи
· Групповые игры /философические, этические, психологические/
· Опросники
· Наблюдение
1. В основу современной классификации хромосом положены:
а) интенсивность окрашивания;
б) характер поперечной исчерченности при дифференциальной окраске;
в) размер и расположение центромеры;
г) длина плеч хромосом.
2. Массовый биохимический скрининг предполагает:
а) обследование детей из учреждений для слабовидящих;
б) исследование крови и мочи новорожденных на содержание гликозаминогликанов (мукополисахаридов);
в) обследование новорожденных с целью выявления определенных форм
наследственной патологии в доклинической стадии;
г) обследование детей с судорожным синдромом, отставанием в психомоторном развитии, параплегией.
3. Для проведения цитогенетического анализа используются:
б) клетки печени;
в) лимфоциты периферической крови;
г) биоптат семенника.
4. Показания для проведения биохимического исследования:
а) задержка психического развития в сочетании с признаками мочекислого диатеза;
б) легкая олигофрения, задержка полового созревания;
в) олигофрения в сочетании с общей диспластичностью;
г) мышечная гипертония, гипопигментация, задержка моторного и речевого развития.
5. Молекулярный зонд - это:
а) комплементарный участок ДНК;
б) протяженный участок ДНК, комплементарный последовательности ДНК,
содержащей мутантный ген;
в) синтетическая олигонуклеотидная меченная (радиоактивно или флюоресцентно) последовательность, комплементарная мутантному или нормальному гену.
6. Хромосомы с концевым расположением центромеры называются:
а) метацентриками;
б) акроцентриками;
в) субметацентриками;
г) дицентриками.
7. Показания для проведения специальных биохимических тестов:
а) умственная отсталость, врожденные пороки развития различных органов и систем;
б) привычное невынашивание;
в) катаракта, гепатоспленомегалия, отставание в развитии;
г) расторможенность, нарушение поведения, имбецильность, необычный запах мочи.
8. Эухроматиновые участки хромосом содержат:
а) множественные повторы последовательностей ДНК;
б) гены;
в) нетранскрибируемые локусы;
г) регуляторные области.
9. Биохимическая диагностика показана при:
а) сочетании задержки психомоторного развития с гипопигментацией и необычным запахом мочи;
б) гипогенитализме, гипогонадизме, бесплодии;
в) прогредиентном утрачивании приобретенных навыков.
10. Для диагностики болезней, для которых мутантный ген неизвестен и не локализован, применяется:
а) прямая детекция с использованием специфических молекулярных зондов;
б) семейный анализ распределения нормального полиморфизма длины рестриктных фрагментов;
в) метод специфических рестриктаз;
г) прямой сиквенс.
11. С применением цитогенетических методов диагностируются:
а) наследственные дефекты обмена веществ;
б) мультифакториальные болезни;
в) болезни, обусловленные изменением числа и структуры хромосом.
12. Показания для проведения биохимического исследования:
а) повторные случаи хромосомных перестроек в семье;
б) отставание в физическом развитии, гепатоспленомегалия, непереносимость каких-либо пищевых продуктов;
в) множественные врожденные пороки развития;
г) повторные спонтанные аборты.
13. Для диагностики небольших структурных перестроек применяются методы окраски:
а) простой (рутинный);
б) дифференциальный;
в) флюоресцентный.
14. Массовому биохимическому скринингу подлежат заболевания:
а) нейрофиброматоз;
б) гемохроматоз;
в) мукополисахаридозы;
г) фенилкетонурия;
д) адреногенитальный синдром.
15. Эндонуклеазные рестриктазы - это:
а) ферменты, разрезающие ДНК в строго специфических местах;
б) ферменты, сшивающие разрывы молекулы ДНК;
в) ферменты, обеспечивающие соединения, осуществляющие репарацию ДНК.
16. При повторных спонтанных абортах (более 3-х) на ранних сроках беременности и при мертворождениях в анамнезе цитогенетический анализ назначается:
а) обоим супругам;
б) одной женщине;
в) родителям женщины;
г) плоду.
17. Проведения специальных биохимических исследований требуют:
а) мышечная гипотония, рвота, отставание в психомоторном развитии, нарушение координации движений, тромбоцитопения;
б) хронические пневмонии, нарушение всасывания в кишечнике, гипотрофия;
в) шейный птеригиум, лимфатический отек кистей и стоп, низкий рост;
г) снижение зрения, кифосколиоз, гепатоспленомегалия, умственная отсталость.
18. Наиболее часто используются в пренатальной диагностике методы разделения фрагментов ДНК:
а) центрифугирование в градиенте плотности солей цезия;
б) методы одномерного электрофореза.
19. Для диагностики геномных мутаций применяют:
а) метод G-окраски;
б) метод С-окраски;
в) рутинную окраску;
г) метод с использованием флюоресцентных красителей.
20. Одно из условий проведения массового биохимического скрининга новорожденных:
а) низкая частота гена болезни в популяции;
б) отсутствие методов патогенетического лечения;
в) наличие быстрого, точного, простого в выполнении и недорогого метода диагностики биохимического дефекта;
г) выраженный клинический полиморфизм болезни.
21. Явление полиморфизма по длине рестриктных фрагментов обусловлено:
а) химической и функциональной гетерогенностью ДНК;
б) наследуемыми, фенотипически не проявляющимися различиями в последовательности групп оснований в геноме;
в) существованием различных уровней конформационной организации ДНК.
22. Гетерохроматические участки хромосом содержат:
а) множественные повторы последовательностей ДНК;
б) гены;
в) нетранскрибируемые локусы;
г) регуляторные области.
23. Подлежат массовому биохимическому скринингу:
а) врожденный гипотиреоз;
б) маннозидоз;
в) синдром Марфана;
г) множественная эндокринная неоплазия;
д) фенилкетонурия.
24. Амплификация генов - это:
а) идентификация последовательности оснований ДНК;
б) многократное повторение какого-либо участка ДНК;
в) выделение фрагмента ДНК, содержащего изучаемый ген.
25. Цитогенетический метод является решающим для диагностики:
а) моногенной патологии с известным первичным биохимическим дефектом;
б) синдромов с множественными врожденными пороками развития;
в) хромосомной патологии;
г) мультифакториальных болезней.
26. Показания для проведения специальных биохимических исследований:
а) комплексы врожденных пороков развития и микроаномалий развития
на фоне пре- и постнатальной задержки физического развития;
б) рвота, дегидратация, нарушение дыхания, асцит у ребенка 1-го года жизни при исключении пороков развития ЖКТ;
в) прогредиентная умственная отсталость и неврологическая симптоматика после периода нормального развития различной длительности.
27. Для диагностики болезней, обусловленных мутантным геном известной последовательности, применяют:
а) специфичную рестриктазу;
б) прямую детекцию с использованием специфических молекулярных зондов;
в) семейный анализ распределения нормального полиморфизма длины рестриктных фрагментов.
28. Для проведения цитогенетического анализа используют:
а) мышечные клетки;
б) эритроциты;
в) биоптат хориона;
г) эмбриональную ткань.
29. Проведения биохимических исследований требуют:
а) микроцефалия, умственная отсталость, лицевые дизморфии, пороки развития почек и сердца;
б) судороги, повышенная возбудимость, отставание в психомоторном развитии;
в) повышенная фоточувствительность кожи, тетраплегия, полиневриты, изменение цвета мочи;
г) низкий рост, пороки развития сердца и ЖКТ, брахидактилия, эпикант, мышечная гипотония.
30. Секвенирование ДНК - это:
а) идентификация последовательности оснований ДНК;
б) многократное повторение какого-либо участка ДНК;
в) выделение фрагмента ДНК, содержащего изучаемый ген.
31. Современные цитогенетические методики:
а) исследование полового хроматина;
б) интерфазный анализ хромосом;
в) молекулярно-цитогенетический метод;
г) метод рутинной окраски.
32. Массовому биохимическому скринингу подлежат болезни с:
а) тяжелым течением, летальностью в раннем возрасте независимо от проводимого лечения;
б) высокой частотой гена болезни в популяции;
в) курабельностью при назначении специфической патогенетической терапии.
33. Для получения образцов ДНК можно использовать:
а) кровь;
б) сыворотку;
в) ворсины хориона;
г) амниотическую жидкость;
д) клетки амниотической жидкости;
е) биоптаты кожи, мышц, печени.
34. Микрохромосомные перестройки (микроделеции, микродупликации, транслокации небольших участков хромосом) выявляются с помощью:
а) прометафазного анализа хромосом;
б) метода С-окрашивания;
в) анализа полового хроматина;
г) молекулярно-цитогенетических методов.
35. Для проведения блот-гибридизации по Саузерну необходимы:
а) нитроцеллюлозный или нейлоновый фильтр;
б) ДНК пациента;
в) последовательность ДНК используемого зонда;
г) специфичная рестриктаза;
д) ДНК-зонд.
36. Верные утверждения относительно аллельспецифичной гибридизации с олигонуклеотидными зондами:
а) необходимо знание мутации, обусловливающей данное заболевание;
б) перед началом ДНК-диагностики необходимо знание последовательности
всего гена, включая фланкирующие регуляторные последовательности;
в) может использоваться для диагностики серповидно-клеточной анемии;
г) для диагностики достаточно ДНК нескольких членов семьи;
д) этот диагностический метод применим для небольшого числа генных болезней.
1 - б, в, г; 2 - в; 3 - а, в, г; 4 - а, в, г; 5 - в; 6 - б; 7 - в, г; 8 - б; 9 - а, в; 10 -б; 11 - в; 12 - б; 13 - б, в; 14 - г. д; 15 - а; 16 - а, г;
17 - а, б, г; 18 - б; 19 - в; 20 - в; 21 - б; 22 - а, в, г; 23 - а, д; 24 - б; 25 - в; 26 - б, в; 27 - б; 28 - в, г; 29 - б, в; 30 - а; 31 - б, в; 32 - б, в; 33 - а, в, д, е; 34 - а, г; 35 - а, б, г, д; 36 - а, в, г, д.
Методика обследования больных с наследственной патологией включает: первый (клинический) и второй (параклинический) этапы.
На клиническом этапе применяются: основные и дополнительные клинические, а также основные клинико-инструментальные и клинико-лабораторные методы. Кроме того, на завершающей стадии этого этапа применяется метод постановки предварительного диагноза на основе компьютерных баз данных. В случае обследования организма беременной, зародыша, эмбриона и плода дополнительно применяются специальные клинико-инструментальные и клинико-лабораторные методы преимплантационной и пренатальной диагностики.
На параклиническом этапе применяются специальные лабораторные методы, цитогенетические, молекулярно-генетические и биохимические методы, а в определенных ситуациях еще и популяционностатистический метод (см. главу 19).