Заход и расчет на посадку с помощью автоматического радиопеленгатора
Заход и расчет на посадку с прямой методом отворота на расчетный угол
В случаях когда выход на ПРС произведен с магнитным курсом, обратным посадочному, или с разницей не более 60°, заход на посадку выполнять отворотом на расчетный угол, получив разрешение руководителя полетов.
При подготовке к полету по известному ветру рассчитать магнитные курсы (МК) и путевое время для каждого участка маневра, а также величину расчетного угла отворота (РУ).
Расчетный угол определяется по формуле
где R — радиус разворота на посадочный курс, м;
Wr.п— путевая скорость горизонтального полета до разворота на посадочный курс, м/с;
tг.п— время полета от ПРС до точки начала разворота, с.
Расчетный угол отворота при постоянных значениях скорости горизонтального полета и угла крена на развороте зависит от времени горизонтального полета tг.п
Время горизонтального полета в секундах рассчитывается по формуле
где Н — высота вывода вертолета на посадочный курс, м;
Wcн. cp — средняя путевая скорость при снижении на посадочном курсе, км/ч;
Wг.п — путевая скорость горизонтального полета до разворота на посадочный курс, км/ч;
Vв — вертикальная скорость снижения, м/с. Значения времени tr.п и РУ для различных высот вывода вертолета из разворота рассчитываются заранее и сводятся в таблицу (или график).
Высота вывода на посадочный курс, м | ||||||||
РУ,° | ||||||||
tг.п мин | 1,50 | 2,30 | 3,10 | 3,50 | 4,30 | 5,10 | 5,50 | 7,10 |
Примечание. При расчете таблицы приняты штилевые условия: Wг.п = 150 км/ч, Wcн. cp=120 км/ч, Vв = 2 м/с, b=10°.
При заходе на посадку с прямой отворотом на расчетный угол (рис. 13) вывести вертолет на заданной высоте на ближнюю приводную радиостанцию. После прохода ПРС выполнить отворот вправо или влево на расчетный угол с учетом угла сноса и продолжать полет этим курсом до разворота в расчетной точке.
По истечении расчетного времени (tг.п) перевести вертолет на снижение со скоростью 120 км/ч и вертикальной скоростью 2 м/с и выполнить разворот на посадочный курс с креном 10°.
При снижении на посадочном курсе учитывать угол сноса, выдерживать заданный режим, не допускать полета со скольжением.
Достигнув высоты 100 м, перевести вертолет в горизонтальный полет, ПРС пройти на высоте 100 м и скорости 100 км/ч.
После выхода из облаков визуально уточнить расчет, снизиться и произвести посадку.
Выполнение разворота, исправление ошибок выхода в створ ВПП производить так, как указано при заходе по большой коробочке.
Заход и расчет на посадку с помощью наземного УКВ радиопеленгатора АРП-6 (АРП-5) выполняется в случае отказа радиокомпаса или приводной радиостанции, а также в учебных целях.
Радиопеленгатор должен быть установлен в створе ВПП в непосредственной близости от ближней приводной радиостанции.
Для обеспечения захода на посадку по УКВ радиопеленгатору необходимы устойчивая двусторонняя радиосвязь между летчиком и руководителем полетов и знание радиопеленгов маневра в районе данного аэродрома или площадки.
Построение маневра на снижение, заход и расчет на посадку производить методами:
— «большая коробочка»;
— с прямой отворотом на расчетный угол.
По запросу «Дайте прибой» вывести вертолет на радиопеленгатор аэродрома посадки на высоте 300 м (рис. 14). Момент пролета радиопеленгатора определяется по изменению магнитного радиопеленга («Прибой») на 180°.
После пролета радиопеленгатора произвести доворот на посадочный курс и по истечении расчетного времени (штилевое время равно 2 мин) выполнить первый разворот. По окончании выполнения первого разворота включить секундомер и контролировать время до начала второго разворота.
Запрашивать «Прибой» и при получении значения «Прибой» (начала выполнения второго разворота) выполнить разворот.
Третий и четвертый развороты производить согласно полученным пеленгам и контролировать по времени. После третьего разворота перевести вертолет в режим снижения с вертикальной скоростью 2—3 м/с и уменьшить скорость полета до 140 км/ч. Четвертый разворот выполнять без снижения. Ввод вертолета в четвертый разворот производить в момент, когда радиопеленг будет на 15—20° больше посадочного курса (левая коробочка). При выполнении четвертого разворота летчику периодически запрашивать «Прибой» и, если надо, вводить поправки в величину крена вертолета (крен не более 15°) для точного выхода на посадочный курс с учетом угла сноса.
После выполнения четвертого разворота и выхода на посадочный курс вертолет перевести в режим снижения с вертикальной скоростью 2—3 м/с и уменьшить скорость полета с таким расчетом, чтобы пройти радиопеленгатор на высоте 100 м со скоростью полета 100 км/ч. Если снижение на высоту 100 м произведено до подхода к радиопеленгатору, перевести вертолет в горизонтальный полет.
После пролета радиопеленгатора выдержать посадочный курс и, выйдя из облаков, произвести расчет на посадку визуально.
Ошибки выхода на посадочный курс исправлять па следующей методике.
В процессе снижения сравнивать полученный радиопеленг с посадочным курсом. При наличии разницы в 5° и более ввести поправку для выхода на посадочный курс, для чего полученную разность удвоить и на удвоенную величину изменить курс полета в сторону увеличения, когда значение радиопеленга было больше посадочного курса, или в сторону уменьшения, когда значение радиопеленга меньше посадочного курса.
Новым курсом следовать до тех пор, пока расхождение радиопеленга с посадочным курсом будет не более 2—3° (рис 15). После этого выполнить доворот на курс посадки с учетом угла сноса.