Государственное устройство и система органов власти и управления по Конституции СССР 1936 года

Тема 9. Советское государство и право в предвоенные годы 1935-1940 гг.

В середине 1930х годов после проведения коллективизации и окончательной ликвидации всех элементов частного сектора в экономике в стране изменилась классовая расстановка сил. В этих условиях назрела необходимость внести изменения в основной закон государства (Конституция СССР 1924 года). Была создана комиссия по разработке проекта Конституции, которая к июлю 1936 проект подготовила, причем это была не доработка Конституции 1924, а новый проект. 5 декабря 1936 года 8й Чрезвычайный съезд утвердил Конституцию – состояла из 146 статей и 6 глав.

Глава 2 посвящен государственному устройству: согласно ст. 13 Конституции СССР являлся союзным государством, образованным на основе добровольного объединения советских социалистических республик (до 6 августа 1940 года вошло еще 5, итого – 16 республик).

Согласно ст. 14 полномочия союза СССР определялись 23 пунктами, в т.ч. представительство СССР в международных сношениях, ратификация договоров с иностранными государствами, вопросы войны и мира, охрана государственной безопасности и т.д. Суверенитет республик, входивших в состав СССР, был ограничен только 23 пунктами. Согласно ст. 17 каждая союзная республика имела право свободного выхода из СССР. В соответствии со ст. 20 при расхождении общесоюзного и республиканского закона действовал общесоюзный закон.

Глава 3 – в ней определялись высшие органы государственной власти. В соответствии со ст. 30 высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет. Он осуществлял все полномочия, присвоенные союзу СССР согласно ст. 14. В соответствии со ст.32 только Верховный Совет мог осуществлять законодательную власть. Верховный Совет состоял из 2х палат:

1. Совет союза.

2. Совет национальностей.

Депутаты Верховного Совета избирались сроком на 4 года. В совет союза они избирались по норме: 1 депутат от 300000 населения, в совет национальностей - по представительской норме: от союзной республики – 25 депутат, от автономной республики – 11 депутатов, от автономной области – 4 депутата, от национального округа – 1 депутат.

Палаты были равноправны, сессии палат проходили одновременно. Согласно ст. 39 закон считался утвержденным, если он был принят Верховным Советом обеими палатами простым большинством голосов.

Вместе с тем, по ст. 146 изменения в основной закон вносились только большинством голосов 2\3 каждой из палат. По ст. 47 – при возникновении разногласий между палатами спорный вопрос передавался на рассмотрение согласительной комиссии, образованной на паритетных (равных) началах. Если комиссия не приходила к консенсусу, то вопрос вторично рассматривался в палатах. Если согласия не было вновь, то Президиум Верховного Совета распускал Верховный Совет и назначал его новые выборы в срок не позднее 2х месяцев со дня роспуска Верховного Совета.

Верховный Совет созывался на сессии не менее 2 раза в год, а внеочередные сессии могли проводиться по решению Президиума Верховного Совета или по требованию одной из союзных республик.

В соответствии со ст. 48 на совместном заседании палат Верховного Совета избирался Президиум Верховного Совета. Действовал в составе председателя, 11 заместителей и 25 членов (председатель – Калинин). К полномочиям относилось (коллективный президент):

- толкование законов,

- издание указов;

- осуществление права помилования;

- объявление амнистии;

- назначение и смещение полномочных представителей СССР в зарубежных странах и т.д.

Глава 5 – высшие органы в СССР. Согласно ст. 54 высшим исполнительным и распорядительным органом СССР являлся Совет народных комиссаров СССР (СНК). Он был подотчетен Верховному Совету, а в перерыве между сессиями – Президиум Верховного Совета. СНК издавал постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории СССР. Образовывался Верховным Советом в ходе совместного заседания палат. Срок исполнения полномочия как Верховного Совета, так и СНК – 4 года.

В состав СНК входили председатель, его заместители, народные комиссары. Помимо них председатели других комиссий (Госплан и Советского контроля) и 3х комитетов: заготовок, по делам высшей школы и по делам искусств.

Органами отраслевого и межотраслевого управления по Конституции являлись народные комиссариаты. Их было 2 группы:

1) Общесоюзные – руководили порученной отраслью непосредственно или через назначаемые ими органами (8 комиссариатов – обороны, иностранных дел, путей сообщения и др.);

2) Союзно-республиканские – руководили порученной отраслью через соответствующие наркоматы республик. Их было 10, в т.ч. НКВД, здравоохранения, финансов, юстиции и др.

Система высших органов государственной власти и управления союзом СССР по существу дублировалась на уровне союзных республик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: