Форма государственного (политического) режима

Форма государственного устройства — это способ терри­ториальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной вла­сти.

Форма государственного устройства

Этот аспект формы государства охватывает вопросы тер­риториального устройства государства, устроения государ­ственной власти на определенной территории.

Власть любого государства действует на той территории, на которую распространяется его суверенитет. Власть, которой обладают высшие (центральные) органы государственной вла­сти, является верховной властью на всей территории данного государства. В государственно-территориальном измерении эти высшие (центральные) органы власти являются общетеррито­риальными субъектами государственной власти.

Наряду с этими общетерриториальными субъектами вла­сти, государственной властью обладают также и те государ­ственные-органы, которые формируются и действуют в состав­ных частях данного государства — в специальных территори­альных (национально-территориальных) образованиях, облада­ющих в рамках этого государства определенным правовым статусом и государственно-властными полномочиями.


Ш Глава 4. Форма государства 25]

Е Форма государственного устройства выражает основания к принцип и особенности территориального структурирование & власти в данном государстве, ее распределения между обще-|< территориальными (центральными) и отдельнотерриториальны-I ми (местными) субъектами государственной власти, государ-| етвенно-правового статуса всех этих субъектов в рамках дан-I ного государства, правового порядка их взаимоотношений меж- f ду собой и т.д.

| По форме государственного устройства государства делят-| ся на унитарные и федеративные. Формой союза суверенньи | государств является конфедерация.

*;. Унитарное государство — это единое суверенное госу-. дарство, на всей территории которого действует одна консти-; туция, единые органы власти (представительной, исполни-1 тельной и судебной) и единое законодательство. Унитарное го­сударство имеет единые вооруженные силы, единую налого- \ вую и финансовую систему. Современными унитарными '■ государствами являются^ например, Португалия, Финляндии. и Франция.

В унитарных государствах в соответствующих администра-. тивно-территориальных образованиях (областях, округах, де­партаментах, провинциях и т.д.) действуют местные органы го-■, сударственной власти. В централизованных унитарных госу-. дарствах соответствующей государственной властью на такол местно-территориальном уровне обладают должностные лице ' (губернаторы и т.д.), назначаемые центральной властью. В де­централизованных унитарных государствах рядом государ­ственно-властных полномочий по вопросам местного (террито­риального) значения обладают органы местного самоуправле­ния, избираемые самим населением.

Федеративное государство — это единое суверенное со­
юзное государство, субъекты которого в пределах своих тер^
риториальных и национально-территориальных образований v.
в рамках суверенитета единого федеративного государства
обладают самостоятельным государственно-правовым статусом
имеют свои системы органов государственной власти и сво«
законодательство. i

Существует множество разновидностей прошлых и совре­менных федераций. К числу современных федераций относят­ся, например, Российская Федерация, США, Австрия, Авст­ралия, Канада, ФРГ, Швейцария, Бразилия, Индия.

Различные виды федераций отличаются друг от друга спо­собом их возникновения (путем договора о создании федера­ции, конституционного оформления уже сложившегося госу-


252 Раздел IV. Общество, право, государство

дарственного единства и т.д.), принципом их построения (по территориальному или национально-территориальному призна­ку), характером разграничения государственно-властных пол­номочий между общефедеральными органами власти и органа­ми власти отдельных субъектов федерации и т.д.

Общие черты различных федераций состоят в следующем. Суверенитет единого федеративного государства распространя­ется на всю его территорию, которая в качестве своих состав­ных частей включает в себя территории отдельных субъектов федерации (республик, штатов, земель, кантонов и т.д.). Субъекты федерации не являются суверенными государствами. Конституция, уставы, законодательство отдельных субъектов федерации не должны противоречить общефедеральной консти­туции и законодательству. Полномочия в области внешней поли­тики и основных вопросов внутренней политики государства принадлежат общефедеральным органам государственной вла­сти. В общефедеральном парламенте верхняя палата (например Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федера­ции, Сенат в США, Бундесрат в ФРГ и т.д.) формируется из представителей субъектов федерации и выражает их интересы.

Российская Федерация — это конституционно-организо­ванная федерация, сформированная по территориальному и национально-территориальному принципам. Согласно Консти­туции (ст. 1, 4—6, 65—79), Российская Федерация состоит из 89 равноправных субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной облас­ти, автономных округов. Республики имеют свои конституции и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — свой устав и законодательство.

Конституция Российской Федерации и федеральные зако­ны имеют верховенство на всей территории Российской Феде­рации.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государ­ственной власти, разграничении предметов ведения и полномо­чий между органами государственной власти Российской Феде­рации и органами государственной власти субъектов Российс­кой Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Гражданство Российской Федерации приобретается и пре­кращается в соответствии с федеральным законом, является


Глава 4. Форма государства 253

единым и равным независимо от оснований приобретения. Каж­дый гражданин Российской Федерации обладает на ее терри­тории всеми правами и свободами и несет равные обязаннос­ти, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

В Российской Федерации по Конституции (ч. 1 ст. 8) гаран­тируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка * конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конфедерация — это союз (сообщество) суверенных госу­дарств, добровольно объединившихся для удовлетворения оп­ределенных общих интересов и целей политического, экономи­ческого или оборонного характера. Конфедерации, как прави­ло/носят временный характер.'Конфедеративный характер носили, например, союз северо-американскйх штатов (1781— 1787 гг.), преобразованный затем в федерацию, Швейцарский союз и Германский союз в XIX в. и т.д.

Для осуществления совместных дел в конфедерациях фор­мируются некоторые общие органы, состоящие из представи­телей субъектов конфедерации и реализующие их согласован­ные решения. При этом члены конфедерации сохраняют свой суверенитет, свою систему государственной власти, свое зако­нодательство и свое гражданство.

Форма государственного (политического) режима — это

характер, свойство и качество правового порядка осуществле­ния государственной власти. Основными здесь являются вопро­сы о том, как, каким способом, в какой форме осуществляется государственная власть.

Согласно либертарно-юридической трактовке государства как правовой формы организации и реализации публичной вла­сти, любое государство в отличие от деспотизма (его прошлых и современных разновидностей — тирании, диктатуры, тота­литаризма и т.д.} осуществляет свою власть в рамках опреде­ленного правопорядка. Без этого нет и государства, а есть дес­потизм с соответствующим антиправовым режимом ■— тирани­ческим, диктаторским, военно-полицейским, фашистским, ра-сово-нацистским, партийно-классовым, тоталитарным и т.д. Все это — лишь разновидности деспотического режима.

Распространенное в литературе деление государственных режимов на демократические и антидемократические (деспоти­ческие, тоталитарные и т.д.) неправомерно идеализирует демок-


254 Раздел IV. Общество, право, государство

ратию. Между тем опыт прошлого и современности свидетель­ствует, что сама по себе демократия как власть больший' ства — вне правовой формы, без либерального принципа при­знания и защиты прав и свобод индивида, прав меньшинства и т.д. — имеет существенные недостатки и нередко вырождает­ся во вспомогательное средство деспотизма, в форму массовой поддержки и легитимации тоталитаризма. Кроме того, данный подход внутренне противоречив: с одной стороны, демократия рассматривается как сущность всякого настоящего государства, но вместе с тем и антидемократические формы власти призна­ются государством в виде так называемых "деспотического го­сударства", "тиранического государства", "тоталитарного госу­дарства" и т.д. Но если демократичность рассматривается как сущность и признак настоящего государства, то ясно, что ан­тидемократию (деспотизм, тоталитаризм и т.д.) нельзя по логи­ке вещей характеризовать как государство, государственную власть.

Государственный (политический) режим — это по сути своей всегда государственно-правовой режим, определенный правовой порядок функционирования государства, те или иные правовые формы, процедуры, приемы, способы и методы осу­ществления государственной власти.

Различные формы государственного (политического) режи­ма, будучи правовыми по своей сущности, вместе с тем отли­чаются друг от друга уровнем и степенью своей правовой раз­витости, характером и качеством соответствующего правово­го порядка, правовых приемов и процедур осуществления го­сударственной (политической, публичной) власти.

В соответствии с таким правовым критерием государствен­ные (политические) режимы делятся на две группы: либераль­ные и авторитарные. Эти режимы представляют собой два про­тивоположных полюса (две типологизированные крайности) в правовом пространстве бытия и функционирования государ­ства, способах и приемах осуществления государственной вла­сти. Между этими крайними полюсами развитости и неразви­тости правовых свойств и качеств государственного режима имеется, конечно, множество различных промежуточных (с точки зрения их правовой развитости) ступеней, форм и спо­собов осуществления государственной власти, но принципиаль­ное значение имеют именно "пограничные ситуации" правово­го пространства и выражающие их противоположные типы государственно-правовых режимов.

Либеральный государственно-правовой режим — это фор­ма, способ и порядок осуществления государственной власти в ус-

t Глава 4. Форма государства 255

I ловиях современного правового государства и гражданского об­щества. Такой режим предполагает официальное признание и практическую реализацию основных прирожденных и неотчуж­даемых прав и свобод человека и широкого круга прав граждани­на, господство правового закона, разделение властей (на законо­дательную, исполнительную и судебную), утверждение консти­туционализма, парламентаризма, идеологического и политичес-

I кого многообразия, многопартийности, осуществление суверенной власти народа в правовых формах референдума и свободных вы­боров, самостоятельное и эффективное функционирование инсти­тутов гражданскогообщества, форм и механизмов общественного контроля за деятельностью государственной власти.

Либеральный государственно-правовой режим включает в себя все ценные с точки зрения гражданского общества и пра­вового государства аспекты демократии и прежде всего идею суверенитета народа в ее правовом (и государственно-правовом) понимании и применении. Поэтому, имея в виду именно пра­вовую демократию (демократию в правовой форме), либераль­ный режим можно характеризовать как либерально-демокра­тический режим.

Авторитарный государственно-правовой режим присущ всем остальным (кроме современного развитого правового го­сударства) типам государства.

' В том или ином виде авторитарный режим складывается везде там, где нет достаточно развитого гражданского обще­ства и правового государства с присущими им формами, прин­ципами, нормами, процедурами и механизмами утверждения господства права и правовой законности, гарантий защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина, пресече­ния и обуздания произвола государственной власти, постоян­ного и эффективного контроля за деятельностью государствен­ных органов и должностных лиц.

Для авторитарных режимов характерны: доминирующее положение государственной власти во всех сферах обществен­ной и политической жизни; возвышение государства над пра­вом, власти над законом, правителей над управляемыми; под­чиненное, зависимое от властей и незащищенное положение индивидов, общества и народа; неразвитость (или недостаточ­ная развитость) правовых форм регламентации деятельности представителей государственной власти и их ответственности за свои действия; распространенная практика нарушения действу­ющего законодательства представителями власти.

К историческим разновидностям авторитарных режимов (при всех внутритипологических и исторических различиях


256 Раздел IV. Общество, право, государство

между ними) относятся государственно-правовые режимы, которые складывались в древнегреческих полисах (в форме царской власти, аристократии, олигархии или демократии), в Древнем Риме (в форме царского правления, республики и империи), в средневековых сословных государствах, в европей-. ских монархиях Нового времени (в форме просвещенного аб­солютизма) и т.д.

В наши дни авторитарными являются государственно-пра­вовые режимы во всех тех странах, которые в своем социаль­но-экономическом и политическом развитии еще не дошли до формирования и утверждения основ современного гражданско­го общества и правового государства.

Для характеристики того или иного режима в качестве либерального, разумеется, недостаточно лишь официального декларирования (в конституциях, законах, иных официальных документах) идей и ценностей прав и свобод человека и граж­данина, принципов гражданского общества и правового госу­дарства. Это, конечно, важный шаг на пути от авторитаризма к либерализму, но для утверждения либерального государ­ственно-правового режима необходимо практическое осуществ­ление и реальное функционирование этих принципов, ценно­стей и институтов.

Для государственных (политических) режимов на началь­ных этапах процесса формирования гражданского общества и правового государства характерно сочетание элементов авто­ритаризма и либерализма.

Подобное сочетание авторитарных и либерально-демокра­тических начал присуще и государственно-правовому режиму - в современной России. Дальнейшее продвижение по пути к ли­берально-демократическому государственно-правовому режиму в нашей ситуации будет во многом определяться реальными успехами экономических реформ и активной, целенаправлен­ной позицией формирующегося гражданского общества.

Глава 5. Функции и механизм государства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: