Представители данного направления трактуют возникновение государства и права как результат насилия (внутреннего или внешнего).
Представления о внутреннем насилии в качестве причины возникновения государства и права развивал Е. Дюринг.
1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 129
Глава 2. Концепции происхождения и сущности права и государства 225
Насилие одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, — это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы.
Представления о внешнем насилии как определяющем факторе возникновения государства и права развивали Л. Гум-плович, К. Каутский и др.
Л. Гумплович исходил из того, что человек — существо стадное и потому всегда руководствуется мнением своего стада, орды, сообщества. Последние же для самосохранения всегда стремятся к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия. Это, по Гумпловичу, и лежит & основе войны различных рас, стремления одних племен и сообществ подчинить себе другие, поработить и эксплуатировать, их. Так возникают государства, так происходят и последующие расширения их территорий, возникновение больших империй и т.д. К последствиям завоевания Гумплович относит также имущественное и социальное расслоение населения возникающего государства на касты, сословия, классы.
|
|
"Никогда и нигде, — писал Гумплович, — государства не возникали иначе, как через порабощение чужих племен одним или несколькими союзными и объединенными племенами"1. Интерпретируя с этих позиций исторические примеры возникновения государств в древности и в новые времена, он утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, т.е. более сильной расой, расой победителей. Причем государственная власть всегда-находится в руках меньшинства.
Во многом сходными были и взгляды К. Каутского о роли завоевания. Он считал, что "всюду возникновение первых классов и государств связано с завоеванием"2. Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно объединенной общности победителей и побежденных из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени — класс эксплуатируемых.
Свои представления об определяющей роли завоевания в процессе возникновения государства Каутский стремился увя^ зать с марксистским учением о классах. Но классы у него по-
1 Гумплович Л. Основы социологии. СПб., 1899. С. 184.
|
|
2 Каутским К. Материалистическое понимание истории. Т.2. Государство
и развитие человечества. М.-Л., 1931. С. 89.
226 ■ Раздел IV. Общество, право, государство
являются не до возникновения государства (как считает ортодоксальный марксизм), а после. В этой связи Каутский писал: "Хотя эксплуатация появляется не только лишь благодаря государству и еще до появления государства существовал рабский труд и грабеж чужих племен, однако внутри общины (к которой рабы не принадлежали) появление эксплуатируемых и эксплуатирующих классов произошло лишь в результате возникновения государств, в результате насильственного объединения побежденных племен в одно большое общество под господством победителей. С этого времени существуют эксплуататоры и эксплуатируемые внутри одного и того же общества... С понятием класса тесно связано понятие государства. Если можно сказать, что вся писаная история является историей классовой борьбы, то она в то же время в равной мере является также и историей государства, по крайней мере в том смысле, в каком Маркс и Энгельс понимали это слово"1. Определяющую роль завоевание играло, по Каутскому, как на Западе, так и на Востоке. Также и на Востоке "лишь образование государства народом завоевателей обеспечило центральной власти силу, благодаря которой она оказалась на высоте задач, выдвинутых расширением водного хозяйства... Оросительные сооружения на Востоке целиком и полностью зависят от характера правительственной власти"2.