Теория государства и права в системе обществен­ных наук

29.

Хрисовул (греч. chrysobullon, буквально— золотая печать), тип византийских императорских грамот. Отличался от др. видов грамот большей торжественностью оформления. Император собственноручно пурпурными чернилами вписывал несколько слов, ставил подпись и дату. Хрисовулы скреплялись печатью (иногда золотой) на шёлковом шнуре. В форме хрисовулов публиковались законы, государственные договоры с др. державами, важнейшие жалованные грамоты. Хрисовулы сохранились преимущественно в копиях. Форма хрисовулов была использована также в средневековых болгарской и сербской канцеляриях.

Номокано́н (греч. Νομοκανών — закон-правило) — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI—VII веках и впоследствии дополненные. Древнейший из номоканонов приписывают Иоанну III Схоластику, константинопольскому патриарху VI в.

Кодекс Феодосия

первый законодательный сборник конституций (см.) римских императоров (К. Грегориана и Гермогениана — частные издания), изданный императором Феодосием II 15 февраля 438 г., вступивший в силу с 1 января 439 г

Свод Юстиниана - систематическое изложение римского и византийского права, предпринятое по приказу императора Юстиниана в VI в. Основной задачей кодификации, проведенной Юстинианом, было упорядочить применение римского права в Византии, в том числе согласовать его с новым византийским законодательством. Римский правовой материал был очищен от многих устаревших норм и институтов и дополнен новыми, отражающими процесс феодализации византийского общества.Основная часть Свод Юстиниана была составлена небольшой комиссией из авторитетных юристов в 529-534 гг. Изначально Свод Юстиниана включал три части: а) официальный учебник римского частного права (Институции): б) сборник извлечений из сочинений римских юристов (латинское название - Дигесты, и греческое - Пандекты); в) сборник распоряжений (конституций) римских императоров от Андриана (II в.) до самого Юстиниана,касающихся административного, уголовного, финансового, церковного и частного права (Кодекс Юстиниана). С изданием последнего были отменены все предшествующие.правовые акты императоров.Последняя, четвертая часть Свод Юстиниана- новеллы - представляет собой сборник законов, изданных в Византийской империи в 534-556 гг. в дополнение к основному тексту кодификации.Законодательство Юстиниана завершило развитие римского права. По издании своих сборников Юстиниан запретил юристам издание всяких их толкований, допустив лишь составление указателей и переводов с латинского на греческий, и этим прекратил дальнейшее развитие юриспруденции. Составные части Свод Юстиниана сохранились лишь в рукописях, обращавшихся среди средневековых ученых-юристов. Полный текст Свод Юстиниана на латинском языке, без греческих текстов, стал известен на Западе только в XII в. В 1583 г. все четыре части Свод Юстиниана появляются в издании Дионисия Готоф-реда, под названием Corpus juris civilis (Свод гражданского (цивильного) права), сохраняющимся за ними до настоящего времени.Кодификация Юстиниана оказала влияние на развитие права многих европейских стран, создав предпосылки для последующей рецепции римского права. Свод Юстиниана действовал вплоть до падения Византийской империи в 1453 г. Свод Юстиниана являлся вспомогательным источником права в одной из частей Российской Империи - Бессарабии (ныне Молдова) вплоть до начала XX в. В ряде стран, чья правовая система основана на римско-голландском праве (ЮАР, Ботсвана, Зимбабве), на Свод Юстиниана ссылаются как на авторитетный источник права до сих пор..Додонов В.Н.


Теория государства и права нахо­дится в тесной связи и взаимодействии с многими другими, в первую очередь об­щественными, науками, по­скольку в той или иной сте­пени они также изучают раз­личные системы государства и права.

Выводы одних наук служат методо­логической базой для изучения государ­ства и права, кладутся в основу их теоре­ти­ческого осмысления. Теория государ­ства и права опирается на такие выводы. Это касается философии, экономической науки, социологии.

Философия как наука о наи­более общих закономерностях развития при­роды, общества и человеческого позна­ния, фи­зического, социального и ду­хов­ного бытия направляет теоретическую мысль, опре­деляет основные выводы в процессе исследования про­блем возник­новения, сущно­сти и путей развития го­судар­ства и права. Все юридические науки базируются на матери­альных ос­новах познания ми­роздания. Активно использу­ется в государственно-право­вых исследованиях диалекти­ческий метод по­знания, такие философские категории, как сущность и явление, содержа­ние и форма, целое и единич­ное, анализ и син­тез, система и структура и др.

Экономическая наука, изу­чающая закономерности мате­риального базиса общества, формы собственности, сред­ства и способы производства, формули­рует фундаменталь­ные идеи о приори­тете эконо­мических факторов в трак­товке государственно-право­вых явлений, о роли произ­водства, товарно-денежных отношений, форм собственно­сти и рас­пределения общест­венного продукта в формиро­вании государства и права, в оп­ределении их сущности и роли в общест­венной жизни.

Социология - это наука об обществе как целостной сис­теме, отдельных социальных институтах, процессах, обще­ственных группах, о личности как основной ценности совре­менного общества. Она помо­гает рассматривать государ­ство и право в качестве со­ставных частей организации социальных связей и взаимо­отношений. Ряд теоретиков выдвигают идеи о существо­вании особой отрасли юриди­ческой науки, называемой " социология права ". Ее предмет - проблемы взаимо­связи права с другими соци­альными явлениями.

Политология - это наука о политике, составных частях политической системы (поли­тические партии, средства массовой информации и др.), соотношении власти и лично­сти, коллективов людей, нор­мах политической этики и др. Теория государства и права дает материал для характери­стики государства и права как неотъемлемых частей полити­ческой системы общества.

Психология как наука о психическом отражении дей­ствительности в процессе жизни и деятельности чело­века тесно связана с поведе­нием людей, мотивами и ха­рактером их поступков. Право, как известно, устанав­ливает нормы поведения, ре­гулирует деяния людей (пози­тивное обязывание, запрет, правомочия), разделяет их на правомерные, неправомерные (правонарушения) и безраз­личные для права. Таким об­разом, и психология, и теория государства и права довольно близки друг другу и их со­трудничество помогает эф­фективно решать проблемы и той и другой науки.

Под этикой обычно понима­ется наука о морали (нравст­венности) как форме общест­венного сознания. Моральные нормы наряду с правовыми являются основными инстру­ментами регулирования обще­ственных отношений. Они близки по содержанию и со­циальной направленности.

Герменевтика как наука о толковании и анализе пись­менных текстов активно ис­пользуется в правоведении, поскольку источники (формы) права внешне выражаются в современной юриспруденции, как правило, в определенных письменных документах офи­циального характера (норма­тивные акты, судебные преце­денты, нормативные договоры и др.), для которых их внеш­нее текстовое выражение имеет особое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: