Условные термины

ДЕСЯТИНА НА ДЕРЕВЬЯ

СТРУКТУРА КНИГИ

ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Мы благодарны большому количеству студентов и тех, кто практикует пермакультуру по всему миру, экспериментируя с различными растениями, проектируя дома, публикуя статьи, создавая организации в своих странах, обучая других людей и, тем самым, помогая сделать часть Земли более пригодной для существования не только наших детей, но и для на с самих прямо сейчас.

Материал этой книги разделен на главы и секции (см. Содержание). Главные темы перечислены в Предметном указателе. Список русских и латинских наименований, которые использованы в этой работе, а также словарь некоторых специальных терминов, размещены в конце книги в Приложениях, где также имеется список растений, разбитый на группы. Там же можно найти полезные адреса и источники информации по пермакультуре.

Цена каждого экземпляра "Введения в пермакультуру" включает надбавку в виде 50 центов (или эквивалента этой суммы), которые переводятся на счет Института Пермакультуры. Институт использует эти деньги на финансирование программ, связанных с посадкой деревьев. Таким образом, и издатели, и читатели этой книги могут оставаться с чистой совестью по поводу использованной бумаги как для этого издания, так и любой другой книги, подготовленной к печати в "Tagari Publications".

Времена года и направления: Для того чтобы эта книга была удобочитаема на обоих полушариях Земли, слова "солнечная сторона", "по направлению к солнцу", "теневая сторона" и "по направлению к полюсу" используются чаще, чем слова "юг" и "север". Символ, приведенный внизу, показывает направление на солнце.


Введение

Пермакультура - это система дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей. Сам по себе этот термин является не только сокращением от слов "долговременное сельское хозяйство" (англ. permanent agriculture), но также обозначает и "долговременную культуру", ибо при отсутствии соответствующей сельскохозяйственной базы и этики землепользования культура не может существовать в течение долгого времени. Пермакультура, как система дизайна, в равной степени занимается растениями, животными, строениями, а также инфраструктурой (вода, энергия и коммуникации). Тем не менее пермакультура не связана непосредственно с этими вещами, а скорее ориентирована на создание взаимосвязей между всеми компонентами природы, окружающими человека.

Задача состоит в том, чтобы разрабатывать системы, которые являются целесообразными с экологической точки зрения и одновременно с этим экономически жизнеспособными. Эти системы должны обеспечивать сами себя, не опустошать и не загрязнять окружающую среду и, как следствие этого, оставаться устойчивыми в течение долгого времени. Пермакультура использует присущие свойства растений и животных, комбинируя их с естественными особенностями рельефа, а также с сооружениями для удовлетворения потребностей людей как в городе, так и в деревне, при использовании минимальной площади.

В основе пермакультуры наблюдение за естественными системами, традиционное сельское хозяйство, а также современные научно-технические знания. Несмотря на то что пермакультура основана на экологических природных моделях, она создает так называемую "культивированную среду", которая служит для того, чтобы производить большее количество еды для людей, чем это возможно в условиях дикой природы.

Фукуока в своей замечательной книге "Революция одной соломинки", пожалуй, наилучшим образом описал философию пермакультуры. Если сказать в нескольких словах - это философия сотрудничества с Природой, а не борьбы с ней. Это философия, которая подразумевает длительное и вдумчивое наблюдение, а не длительный и бездумный физический труд. Это философия, которая подразумевает необходимость принятия в расчет всех функций, присущих растениям и животным, взамен одностороннего представления о них. Я бы сказал другими словами, что такой подход сродни айкидо, и суть его в том, чтобы разворачиваться под воздействием ударов, превращая неблагоприятные обстоятельства в собственную силу, и использовать позитивную сторону любого действия. Противоположный подход состоит в том, чтобы практиковать карате и наносить множество сильных ударов, пытаясь заставить землю давать больше, чем она дает в данный момент. Но если мы атакуем Природу, то мы атакуем (и в конечном счете разрушаем) самих себя.

Я думаю, что гармония с Природой возможна только при условии, что мы откажемся от идеи господства над естественной средой. Леви Страус как-то сказал, что наша основная ошибка заключается в том, что мы рассматриваем самих себя в качестве "хозяев созидания", имея в виду, что мы находимся выше этого процесса. Мы не господствуем над другими видами; все живые существа являются выражением Жизни. Если мы примем это как должное, то в результате обретем понимание того, что все, что бы мы ни делали по отношению к другим видам, мы одновременно делаем и по отношению к самим себе. Культура, которой присуще понимание этой концепции, не разрушает без абсолютной необходимости любые другие формы жизни.

Пермакультура - это система, при помощи которой мы можем существовать на Земле, используя относительно безвредную энергию, находящуюся в естественном движении. Мы используем пищевые и естественные ресурсы, которые имеются в большом количестве, принимая в качестве основного условие, что жизни на земле не наносится ущерб. Практически все технические приемы, необходимые для сохранения и восстановления окружающей среды, уже известны. О чем нет свидетельств, так это о какой-нибудь стране или достаточно большой группе людей, которые были бы готовы и решились бы на серьезные перемены. И тем не менее миллионы обычных людей уже начинают совершать эти перемены в одиночку, не дождавшись помощи от властей.


Элементы комплексного пермакультурного дизайна


Где бы мы ни жили, мы должны начать делать что-нибудь. Мы можем начать, к примеру, с того, что снизим наше потребление энергии - в действительности, можно жить на 40% используемой ныне энергии без какого-либо особого ущерба для себя. Мы можем переделать наши дома так, чтобы они были более эффективны с энергетической точки зрения. Мы можем свести к минимуму использование нашего личного транспорта, если будем пользоваться общественным, или же просто будем давать иногда свою машину друзьям. Мы можем собирать дождевую воду в специальные резервуары, а также вторично использовать воду из раковины для туалета или для полива огорода. Мы можем также начать принимать какое-то участие в производстве пищевых продуктов. Это не обязательно значит, что все мы должны выращивать свою собственную картошку, но ведь можно покупать картошку непосредственно у тех, кто сам ее вырастил, не правда ли? Пожалуй даже лучше, если бы кто-то, вместо того чтобы разводить свой собственный огород, взялся за организацию потребительских обществ в городе, которые покупали бы продукцию прямо у производителей.

Всем традиционным формам сельского хозяйства или же, если говорить в общем, тем цивилизациям, которые причиняли наименьший вред окружающей среде, была присуща следующая черта: вся энергия, необходимая конкретной системе, вырабатывалась самой системой. Современное сельское хозяйство целиком зависимо от внешней энергии. Переход от продуктивных долговременных систем (где земля является общественной собственностью) к современным коммерческим формам сельского хозяйства, где земля является товаром, означает переход от общества с низким потреблением энергии к обществу с высоким потреблением энергии, где земля эксплуатируется и подвергается загрязнению, и существует потребность во внешних энергетических вложениях, обеспечиваемых в основном странами третьего мира. Это касается топлива, удобрений, протеина, рабочей силы и трудовых навыков.

Большинство людей до сих пор еще не осознали, какую цену приходится платить за сельское хозяйство в той форме, в какой оно ныне существует. Ради получения высоких урожаев зерновых и овощных культур земля подвергается насилию, используются невозобновимые ресурсы, почва эродирует из-за постоянной вспашки и чрезмерного выпаса, а земля и вода загрязняются химикатами.

Если нужды системы не удовлетворяются за счет самой системы, нам приходится платить цену, которая состоит из чрезмерного энергопотребления и загрязнения окружающей среды. Платить эту цену за сельское хозяйство в его нынешней форме мы больше не в состоянии. Эта система убивает наш мир и в результате убьет нас самих.

Все, что нам необходимо для полноценной жизни, находится вокруг нас. Солнце, люди, ветер, строения, камни, море, птицы и растения. Сотрудничество со всеми этими элементами нашего мира принесет гармонию, противопоставление себя им влечет за собой катастрофу и хаос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: