Формы представления информации
Ценность информации
Информация - это сведения, снимающие неопределенность об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения – это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.
Количество информации в двух сообщениях может быть совершенно одинаковым, а смысл совершенно разным. Два слова, например «Мир» и «Рим», содержат одинаковое количество информации, состоят из одних и тех же букв, но смысл слов различен.
В повседневной жизни мы, как правило, оцениваем полученные сведения со смысловой стороны: новые сведения воспринимаем не как определенное количество информации, а как новое содержание.
Пассажиры едут в автобусе. Водитель объявляет остановку. Кое-кто выходит, остальные не обращают внимания на слова водителя - переданную им информацию. Почему? Потому что информация здесь имеет разную ценность для получателей, в роли которых в этом примере выступают пассажиры. Вышел тот, для кого информация была ценна.
|
|
Ценность информации можно определить как свойство информации, влияющее на поведение ее получателя. Ценность можно измерить величиной тех потерь, которые эта информация предотвращает, или соотношением затрат на добывание этой информации и прибыли, полученной от ее использования.
Особенность информации в том, что, будучи материальным явлением, она не является ни материей, ни энергией. В кибернетическом смысле информация - это отражение одного объекта в другом, используемое для формирования управленческих воздействий. Структура сообщений, их смысл и практическая ценность всегда ориентированны на определенного получателя.
Информация передается в двух формах:
дискретная форма представления информации - это последовательность символов, характеризующая прерывистую, изменяющуюся величину (количество дорожно-транспортных происшествий, количество тяжких преступлений и т.п.);
аналоговая или непрерывная форма представления информации - это величина, характеризующая процесс, не имеющий перерывов или промежутков (температура тела человека, скорость автомобиля на определенном участке пути и т.п.).
Все виды информации можно разделить по размерности информационных множеств.
Назовем информацией
''0''-го порядка (нуль–мерной информацией) такую, которая соответствует мощности точки;
''1''-го порядка (одномерная информация) – линии;
''2''-го (двумерная информация) – поверхности;
''3''-го порядка – объема;
''n''-го порядка – n-мерного пространства.
Таким образом, структуру информации можно изменять, переходя от одного вида информации к другому. Все виды информации можно интерпретировать геометрическими образами, что бывает удобно на практике.