Проблемы франчайзинга в России

Франчайзинг - это стартовая площадка для малого и среднего предпринимателя, это столбовая дорога развития бизнеса. Увы, на российском участке этой столбовой дороги сплошь и рядом завалы и выбоины. И первый из них - несовершенство законодательства.

Наше законодательство не содержит такого понятия, как франчайзинг. В результате нет комплексного подхода к явлению как таковому. В ГК РФ франчайзинг попадает под понятие коммерческой концессии, которое не отображает и не регулирует все особенности франчайзин­га.

Одна из основных операций при продаже франшизы - это передача фирменного наименования. По российским законам фирменное наименование, во-первых, неотчуждаемо, а во-вторых - должно указывать на деятельность и правовую форму организации. Представим франчайзора под названием ООО "Пирожок", который не может передать франчайзи (покупателю франши­зы) свой "Пирожок". А если все же очень хочет это сделать, то должен передать в том числе и свою правовую форму - ООО. Для разрешения этой коллизии, по мнению директора юридиче­ской фирмы "Правовой сервис - ФАРН" Инги Рыковой, необходимо ввести в законодательство понятие "коммерческое наименование".

В законодательствах многих развитых стран также отсутствует понятие "коммерческое на­именование", но там есть другие законы, которые защищают франшизу от незаконного исполь­зования и при этом не вводят для франчайзи сложную систему регистрации. Например, в США существует закон, не позволяющий компаниям и гражданам каким-либо образом наносить на­меренный ущерб чужому бизнесу.

В России защитить можно лишь товарный знак. Но в этом случае при его передаче в пользова­ние другому предпринимателю нужно регистрировать эту операцию в патентных органах.

Согласно ГК РФ при заключении договора о концессии необходима его двойная регистрация в регистрационных и патентных органах. Для сравнения, в Европе и США передача франшизы требует только регистрации самого договора о франчайзинге. Сложность бюрократических про­цедур лишает франчайзинг его потенциальной привлекательности. Введение "коммерческого наименования" позволит решить одну из проблем, мешающих развитию франчайзинга в России.

Другая серьезная проблема - это субсидиарная ответственность, которую согласно главе 54 ГК несет российский франчайзор за деятельность франчайзи. Например, если где-нибудь в Сибири франчайзи нарушает стандарты московского франчайзора, то потребитель-сибиряк имеет право спросить за это со столичного хозяина франшизы.

Во Франции, например, субсидиарная ответственность распространяется на франчайзоров толь­ко в том случае, если они поставляют продаваемый продукт. Если товар или услуга производит­ся обладателем франшизы, то ответственность лежит на одном лишь франчайзи.

У ОАО "ЛУКОЙЛ", которое продает франшизы на устройство бензозаправочных станций, в районах, где действует франшиза, постоянно работают специальные контрольные отделы фран­чайзинга. Необходимость жесткого контроля франчайзи, делает франчайзинг очень похожим на обычное корпоративное развитие. Требование обязательной субсидиарной ответственности франчайзора противоречит самой идее франчайзинга.

Помимо вышесказанного в нашем законодательстве есть масса других положений, мешающих развитию франчайзинга. Например, глава 54 ГК почему-то сориентирована исключительно на торговый бизнес и фактически исключает франчайзинг производителя. Из-за подобных препон предприниматель просто не видит для себя реальных преимуществ в покупке франшизы

Еще одна проблема российского франчайзинга - в неграмотности многих чиновников и депута­тов. Они не знают, что это такое. Об этом говорит Константин Комиссаров из "Русского бистро": "Работать франчайзору в Москве просто невозможно. Ни один чиновник не знает, что такое франчайзинг. При проверках возникают постоянные проблемы с тем, что договор о кон­цессии, несмотря на всю законность, не является для них серьезным документом".

Другая проблема - это нехватка денег у мелких предпринимателей. Как сказал руководитель отдела развития фирменной сети и франчайзинга компании "Эконика" Олег Соловьев, для ре­монта и обустройства помещения по стандартам "Эконики" необходимо $15 000 - $20 000. На закупку достаточной для начала торговли партии обуви необходимо около $50 000. Получается $65 000 - $70 000, не считая аренды помещения. "Для малого предпринимателя это очень се­рьезные деньги, - говорит Соловьев, - а получить кредит в банке практически невозможно. Все только говорят о поддержке малого предпринимательства, но на деле ничего не происходит". Причем "Эконика" вообще не берет платы за использование франшизы, ее выгода - в эксклю­зивных поставках.

Чтобы создать благоприятную среду для развития франчайзинга, необходимо прежде всего вне­сти изменения в законодательство. Необходимо принять федеральный закон о франчайзинге, со­здавать условия, при которых франчайзи смогут, наконец, получать кредиты, например, под за­лог будущего бизнеса франчайзи и под гарантии франчайзора. Очень хорошо организована под­держка франчайзинга в Великобритании, банк дает предпринимателю деньги, а государство бе­рет на себя гарантии на 80% от суммы кредита. Также во многом развитие франчайзинга тормо­зит отсутствие предпринимательской культуры. Именно поэтому большинство иностранных компаний предпочитает не продавать в России франшизы, а организовывать бизнес своими си­лами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: