Факторы, определяющие развитие интеллекта

Так же, как и в развитии других познавательных способностей человека, при формировании интеллекта тесно переплетаются врожденные особенности и влияние окружающей среды, происходящее в достаточно ранний период жизни ребенка.

Для эффективного развития на начальном этапе имеет значение вес ребенка при рождении. Показано, что при весе новорожденного менее 1,5 кг отставание в развитии особенно существенно. Будущие способности ребенка ухудшаются при наличии хромосомных аномалий (например, болезни Дауна, синдрома Тернера и т.д), болезней матери в период беременности (например, заболеваний щитовидной железы, инфекционных заболеваний и др.).

Далее мы рассмотрим факторы, влияющие на развитие ребенка, не имеющего патологий развития нервной системы при рождении.

1. Показано, что кормление грудью в течение первых 3 месяцев улучшает интеллектуальное развитие ребенка в будущем. Продолжительность кормления грудью не влияет на развитие у детей двигательных навыков в любом возрасте, но сказывается на интеллектуальном уровне. Исследования показали, что те, кого кормили искусственно, в среднем имели более низкие умственные способности в 13 месяцев и худшие показатели интеллекта к 5 годам. По-видимому, та близость, которая связывает ребенка и мать при кормлении грудью, не только дает ребенку пищу, но и способствует развитию интеллекта. Кроме того, женское молоко содержит по сравнению с молоком других животных больше гормонов, стимулирующих развитие нервной системы, тогда как молоко коровы (как наиболее часто используемое в пищу) содержит больше гормонов, способствующих наращиванию мышечной массы.

2. Для умственного развития ребенка важно общение со взрослыми.

Один из поразительных результатов был получен в исследовании Х.М. Скилс (1966), длившемся более 40 лет. Он работал в сиротском пансионате для умственно отсталых детей штата Айова. В нем малыши сутками лежали в одиночестве в кроватках, поскольку не хватало воспитателей. Исследователь забрал из пансионата 13 детей и передал на воспитание умственно отсталым женщинам из другого пансионата, полагая, что эти дети, возможно, не получив необходимого интеллектуального развития, хотя бы получат ласку. Однако весьма скоро, живя со своими приемными мамами, полюбившими своих питомцев, они начали меняться. Дети начали говорить, осуществлять необходимые для своей возрастной группы действия, а интеллект их достиг нормы. Через 40 лет выяснилось, что четверо из них получили высшее образование, многие сформировали семьи и родили детей, и все смогли самостоятельно жить в обществе. Оставшиеся в пансионате 12 детей так и остались умственно отсталыми и продолжали жить на попечении государства.

3. Важно воспитание ребенка в обогащенной среде. Дети, имеющие возможность ознакомиться с большим количеством предметов, людей, различными жизненными ситуациями более развиты интеллектуально и более стрессоустойчивы.

4. Взаимосвязанным со вторым и третьим факторами является влияние порядка рождения на интеллект (Zajonk, Markus,1975). При обследовании почти 400 тысяч голландцев, проходивших военную службу, было обнаружено, что коэффициент интеллекта уменьшается с увеличением детей в семье. Внутри семьи он наибольший в среднем у старшего ребенка и наименьший – у младшего. Полагают, что интеллект, измеряемый типичными опросниками, напрямую зависит от времени, которое ребенок проводит со взрослым. Соответственно, в больших семьях каждому ребенку достается меньше внимания, чем в маленьких. При этом совместные игры детей ведут к улучшению двигательных возможностей ребенка. Наиболее четко зависимость снижения интеллектуального уровня ребенка и улучшения двигательных навыков наблюдается у детей стремя и более братьями и сестрами (Petterson, Albers, 2001).

5. На число детей в семье накладывается и другой показатель – бедность. Однако эти данные свидетельствует еще и о том, что оценки когнитивного развития не учитывают особенности жизни детей из бедных семей. В богатых семьях детей менее приучают к труду по дому, с особым вниманием относясь к знаниям академическим. Именно поэтому можно сказать, что бедность усиливает знания, необходимые для выживания в условиях той среды, в которой развивается ребенок. Хроническая бедность улучшает двигательные навыки мальчиков, но ухудшает познавательное развитие, прежде всего девочек. Эти статистические закономерности могут противоречить отдельным случаям, когда в больших семьях родители много занимаются с детьми, а в маленьких – дети не нужны родителям (Petlerson, Albers, 2001).

6. Коэффициент интеллекта коррелирует и с социальным статусом семьи, поскольку семья с высоким социальным статусом в большей мере может создать ребенку насыщенную среду, то есть обеспечить его всем необходимым для развития когнитивных способностей. Показано, что дети, родившиеся в социально неблагополучных семьях, но живущие в привилегированных семьях, имеют более высокий коэффициент интеллекта, чем их братья и сестры, воспитанные родителями (Skarr, Weinberg, 1976).

7. Объемное исследование 300 семей с приемными детьми обнаружило существенную зависимость интеллекта ребенка от интеллекта биологической матери.

8. Однако наиболее существенное влияние на развитие ребенка оказывает депрессия матери. Умеренная депрессия в большей мере влияет на когнитивные способности девочек, тогда как сильная депрессия ухудшает и когнитивное, и двигательное развитие всех детей, хотя для мальчиков последствия были более тяжелые. Обнаружен существенный кумулятивный эффект депрессии: чем дольше и глубже депрессия матери, тем хуже и двигательные, и когнитивные спо­собности детей, особенно мальчиков. При этом последствия тяжелее в тех случаях, когда у матери депрессия была сразу после рождения. Это свидетельствуете потребности в раннем взаимодействии с матерью и эмоциональном контакте с ней. Хорошее благосостояние может снять последствия умеренной депрессии, но не влияет на последствия сильной.

9. Когнитивное развитие детей зависит и от образования матери: чем бо­лее образована мать, тем лучше познавательные способности мальчиков (Petterson, Albers, 2001).

10. Познавательные процессы зависят также и от пола испытуемых. Это различие касается не коэффициента интеллекта в целом, а отдельных его характеристик. Так, женщины более эффективно выполняют лингвистические задачи, а мужчины – задачи на мысленное вращение геометрических фигур (Walla, 2001). Ориентация в пространстве зависит от уровня половых гормонов. Психофизиологической же особенностью мышления женщин является большая заинтересованность обоих полушарий при решении любых задач, тогда как для мужчин характерна более выраженная латерализация, зависящая от типа задания (Вольф, 1996).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: