Правовые основы защиты информации и государственной тайны. Одним из основных нормативных актов, осуществляющих правовое регулирование защиты информации, является Федеральный закон «Об информации, информационных

Одним из основных нормативных актов, осуществляющих правовое регулирование защиты информации, является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149–ФЗ (далее – Закон «Об информации»). В соответствии с данным законом законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции России, международных договорах РФ и состоит из указанного закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации и ее защиты, основывается на ряде принципов, в частности:

– свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

– установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

– открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

– достоверность информации и своевременность ее предоставления;

– неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Под информацией законодатель понимает сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 Закона «Об информации»). Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений; может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Законодательно установлен запрет на ограничение доступа к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, федеральные законы устанавливают условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайну. Соблюдение конфиденциальности такой информации является обязательным.

Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом «О персональных данных» от 27 июля 2006 г.

В соответствии со ст. 16 Закона «Об информации» защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством России о государственной тайне. Согласно Закону РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485–1 под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну:

1) сведения в военной области (о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники и т.д.);

2) сведения в области экономики, науки и техники (в частности, об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства);

3) сведения в области внешней политики и экономики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства и пр.);

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны и т.д.).

Не подлежат засекречиванию следующие сведения:

1. Сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан.

2. Сведения о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности.

3. Сведения о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам.

4. Сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина.

5. Сведения о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов.

6. Сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц.

7. Сведения о фактах нарушения здравоохранения органами государственной власти и должностными лицами.

Защита прав государства на государственную тайну осуществляется в административном, судебном порядке в закрытом заседании. Ответственность за правонарушения в сфере защиты информации влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: