double arrow

Профессиональная пригодность

(ПРОФПРИГОДНОСТЬ)

Профессиональная пригодностьсовокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Профессиональная пригодностьне врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность.

Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т. п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик (габитус) человека (Профессиональная деформация).

Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности человека. Это означает, что формирование профпригодности — всегда индивидуальный процесс. Далеко не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.

Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.

Человеку приходится постоянно работать над профпригодностью, поскольку требования со стороны профессии вследствие ее обновления постоянно меняются.

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА

По мере совершенствования работник превращается из простого исполнителя в специалиста, а позднее в профессионала. А иногда человек развивается и дальше становится новатором, суперпрофессионалом и обогащает профессию.

 

Одно из направлений психологии трударазработка модели специалиста, которая должна отразить объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств, знаний и умений, в совокупности представляющих специалиста как члена общества.

Модель специалиста может включать:

•   Профессиограммуописание психологических норм и требований к деятельности специалиста;

•   Профессионально-должностные требования, которые содержат минимум профессиональных умений, которыми должен владеть специалист;

•   Квалификационный профиль — сочетание видов профессиональной деятельности и степени их квалификации и оплаты. Профессиограмма включает психограммуописание психологических качеств, желательных для эффективного выполнения профессиональной деятельности и трудограммуописание труда.

 

ПСИХОГРАММА

Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:

1.       Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.

2.       Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.

3.       Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

4.       Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

Характеристики операциональной сферы специалиста:

5.       Психологические знания о труде, о профессии.

6.       Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

7.       Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту.

8.       Профессиональное мышление, возможность обогатить опыт профессии.

9.       Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

10.     Психологические противопоказания (т.е. психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано.

11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Психологическая сторона труда может устанавливаться только с участием психолога.

Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - С.28-30.

 

ТРУДОГРАММА

1. Предназначение, миссия профессии, ее роль в обществе, направленность на человека.

2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

3. Предмет труда в профессии - стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда. Правильное видение предмета труда - первый важный шаг к профессионализму.

4. Профессиональные знания.

5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, необходимые для успешного достижения результата.

6. Средства труда, которые специалист использует для воздействия на предмет труда.

7. Условия труда: режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, интенсивность, нагрузки, рабочее место.

8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности; виды профессионального общения; нормы выполнения; субординация.

9. Результат (продукт) труда - это изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результатов.

10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в профессии, категории и их оплата.

11. Права представителя профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата, социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда, возможность повышения квалификации и переподготовки, формы служебного продвижения и поощрения.

12. Обязанности представителя профессии: компетентность, знание этических норм, соблюдение профессиональной и служебной тайны, ведение документации, ограничения, должностные обязанности.

13. Позитивное влияние профессии: возможность самоактуализации.

14. Негативные стороны профессии: возможные материальные и моральные потери, наличие стрессов, ограничение времени, профессиональные вредности, профессиональная деформация личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста, взыскания.

 

Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - С. 26-28.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: