Самым распространенным препятствием профессионального развития являются возрастные изменения (старение).
Выделяют следующие виды старения и их признаки:
• биологическое старение организма, связанное с изнашиванием его отдельных систем;
• социально-психологическое старение как ослабление интеллектуальных процессов, мотивационных функций, повышение или понижение эмоциональной возбудимости;
• профессиональное старение — невосприимчивость к новому, использование стереотипов, отсутствие роста, нарушение отношений партнерства;
• нравственно-эстетическое старение, проявляющееся в неумении понять молодежь, в противопоставлении поколений и т.д.
Однако еще до начала профессионального старения человека подстерегают другие опасности — ошибки, сбои, перерывы, кризисы в профессиональной деятельности, что может приводить к преждевременным негативным явлениям в профессиональном развитии. Знание этих опасностей необходимо медсестре, чтобы поддерживать работоспособность и профессиональное долголетие.
Утомление может приводить к деформации профессионального развития. Утомление — это состояние, вызванное тяжелой работой и связанное с понижением работоспособности. Оно может быть физическим (мышечным) и нервно-психическим (центральным). По мнению некоторых авторов, утомление как временное снижение работоспособности допустимо. Оно играет защитную роль. Следует четко разграничивать утомление и усталость, обусловленную потребностью во сне.
Психическая напряженность вызывается трудными условиями деятельности, конфликтами, неблагоприятным прогнозом развития событий и сопровождается ощущениями дискомфорта, тревоги, фрустрации.
Хроническая эмоциональная напряженность приводит к развитию черт личности, сходных с признаками переутомления, и может вести к синдрому профессионального выгорания.
Профессиональные кризисы. Эти неблагоприятные явления могут возникать неоднократно в течение жизни у любого человека. Кризисы бывают на этапе первичной адаптации к профессии, при переходе на смежную специальность, на этапе повышения квалификации.
Кризисы могут происходить по внутренним причинам, когда человек пересматривает свои ценности и мотивы (почему я так работаю, ради чего я работаю, что я собой представляю). При кризисе снижается профессиональная самооценка, возникает ощущение исчерпанности своих возможностей, снижается интерес к дальнейшему развитию или возникает желание занять место, не соответствующее уровню компетентности.
Кризисы естественны, но если человеку не удается с ними справляться, то могут возникнуть личностные деформации — искажение личностного профиля в результате угасания позитивных установок и усиления негативного отношения к себе и другим людям.
Сестринская профессия предрасполагает к развитию деформаций.
К основным факторам можно отнести:
• постоянное общение с больными людьми;
• обладание трудноконтролируемой властью, которая создает ощущение влияния на достоинство, судьбы и даже жизнь других людей.
Медсестре желательно время от времени задавать себе вопросы:
- не появляются ли у меня признаки профессиональной деформации,
- не оказывает ли профессия негативное влияние на мою жизнь
(почему я Звереву из 15-й палаты делаю анальгетики последнему, хотя надо бы первому — у него действительно страшные боли — вижу в нем зверя и боюсь его; почему я стала дольше пальпировать вены перед инъекцией, я стала бояться делать инъекции, я ищу хорошую вену или я хочу подольше подержать жгут и хоть этим продемонстрировать свою власть и т.д.).
Профессиональные заболевания. Это хроническое или острое заболевание в результате воздействия на работника вредных факторов и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Сестринское дело относится к отраслям с производственными факторами риска. Это нервно-эмоциональные нагрузки и значительные физические усилия.
Есть и другие факторы риска:
- вынужденная рабочая поза,
- напряжение анализаторных систем,
- дискомфортный микроклимат,
- недостаточная освещенность рабочих мест,
- различные химические вещества и лекарственные препараты,
- биологические факторы,
- физические факторы — лазерное, ультразвуковое, ионизирующее излучение, электрические и магнитные поля.
В структуре профессиональных заболеваний медицинских работников преобладаю т такие нозологические формы, как туберкулез органов дыхания, сывороточный гепатит, бронхиальная астма, инфекционный гепатит, лекарственно-медикаментозная аллергия, аллергоз, дерматит, экзема.
Безопасность труда обеспечивают
следующие психологические качества работника:
• физическое здоровье, выносливость;
• способность к быстрой мобилизации;
• сочетание мотивов достижения с мотивами безопасности;
• владение приемами саморегуляции;
• хорошая профессиональная подготовка;
• готовность к оправданному риску;
• опыт работы, стаж;
• устойчивая профессиональная способность к противодействию аварийным, травматогенным и стрессовым ситуациям;
• опыт компенсации отсутствующих качеств уже имеющимися;
• осторожность, ответственность, аккуратность, пунктуальность и т.д.
ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ
Компетентность (от англ. competence) - совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. (Психологос).
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. (Википедия).