Препятствия на пути к профессионализму

Самым распространенным препятствием профессионального развития являются возрастные изменения (старение).

 

Выделяют следующие виды старения и их признаки:

 

•   биологическое старение организма, связанное с изнашиванием его отдельных систем;

•   социально-психологическое старение как ослабление интеллектуальных процессов, мотивационных функций, повышение или понижение эмоциональной возбудимости;

•   профессиональное старение — невосприимчивость к новому, использование стереотипов, отсутствие роста, нарушение отношений партнерства;

•   нравственно-эстетическое старение, проявляющееся в неумении понять молодежь, в противопоставлении поколений и т.д.

 

Однако еще до начала профессионального старения человека подстерегают другие опасности — ошибки, сбои, перерывы, кризисы в профессиональной деятельности, что может приводить к преждевременным негативным явлениям в профессиональном развитии. Знание этих опасностей необходимо медсестре, чтобы поддерживать работоспособность и профессиональное долголетие.

Утомление может приводить к деформации профессионального развития. Утомление — это состояние, вызванное тяжелой работой и связанное с понижением работоспособности. Оно может быть физическим (мышечным) и нервно-психическим (центральным). По мнению некоторых авторов, утомление как временное снижение работоспособности допустимо. Оно играет защитную роль. Следует четко разграничивать утомление и усталость, обусловленную потребностью во сне.

Психическая напряженность вызывается трудными условиями деятельности, конфликтами, неблагоприятным прогнозом развития событий и сопровождается ощущениями дискомфорта, тревоги, фрустрации.

Хроническая эмоциональная напряженность приводит к развитию черт личности, сходных с признаками переутомления, и может вести к синдрому профессионального выгорания.

Профессиональные кризисы. Эти неблагоприятные явления могут возникать неоднократно в течение жизни у любого человека. Кризисы бывают на этапе первичной адаптации к профессии, при переходе на смежную специальность, на этапе повышения квалификации.

 

Кризисы могут происходить по внутренним причинам, когда человек пересматривает свои ценности и мотивы (почему я так работаю, ради чего я работаю, что я собой представляю). При кризисе снижается профессиональная самооценка, возникает ощущение исчерпанности своих возможностей, снижается интерес к дальнейшему развитию или возникает желание занять место, не соответствующее уровню компетентности.

Кризисы естественны, но если человеку не удается с ними справляться, то могут возникнуть личностные деформации искажение личностного профиля в результате угасания позитивных установок и усиления негативного отношения к себе и другим людям.

 

Сестринская профессия предрасполагает к развитию деформаций.

 

К основным факторам можно отнести:

• постоянное общение с больными людьми;

• обладание трудноконтролируемой властью, которая создает ощущение влияния на достоинство, судьбы и даже жизнь других людей.

 

Медсестре желательно время от времени задавать себе вопросы:

- не появляются ли у меня признаки профессиональной деформации,

- не оказывает ли профессия негативное влияние на мою жизнь

 

(почему я Звереву из 15-й палаты делаю анальгетики последнему, хотя надо бы первому — у него действительно страшные боли — вижу в нем зверя и боюсь его; почему я стала дольше пальпировать вены перед инъекцией, я стала бояться делать инъекции, я ищу хорошую вену или я хочу подольше подержать жгут и хоть этим продемонстрировать свою власть и т.д.).

 

Профессиональные заболевания. Это хроническое или острое заболевание в результате воздействия на работника вредных факторов и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

 

Сестринское дело относится к отраслям с производственными факторами риска. Это нервно-эмоциональные нагрузки и значительные физические усилия.

Есть и другие факторы риска:

- вынужденная рабочая поза,

- напряжение анализаторных систем,

- дискомфортный микроклимат,

- недостаточная освещенность рабочих мест,

- различные химические вещества и лекарственные препараты,

- биологические факторы,

- физические факторы — лазерное, ультразвуковое, ионизирующее излучение, электрические и магнитные поля.

В структуре профессиональных заболеваний медицинских работников преобладаю т такие нозологические формы, как туберкулез органов дыхания, сывороточный гепатит, бронхиальная астма, инфекционный гепатит, лекарственно-медикаментозная аллергия, аллергоз, дерматит, экзема.

 

Безопасность труда обеспечивают

следующие психологические качества работника:

•   физическое здоровье, выносливость;

•   способность к быстрой мобилизации;

•   сочетание мотивов достижения с мотивами безопасности;

•   владение приемами саморегуляции;

•   хорошая профессиональная подготовка;

•   готовность к оправданному риску;

•   опыт работы, стаж;

•   устойчивая профессиональная способность к противодействию аварийным, травматогенным и стрессовым ситуациям;

•   опыт компенсации отсутствующих качеств уже имеющимися;

•   осторожность, ответственность, аккуратность, пунктуальность и т.д.

 

 

ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ

Компетентность (от англ. competence) - совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. (Психологос).

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. (Википедия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: