Профессионал — это специалист:
• овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности;
• сознательно изменяющий и развивающий себя в труде;
• вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию;
• нашедший свое индивидуальное предназначение;
• стимулирующий в обществе интерес к результатам своей деятельности;
• повышающий престиж своей профессии в обществе.
Человек становится профессионалом не сразу. А. К. Маркова выделяет следующие уровни профессионализма:
1. Допрофессионализм. На этом уровне человек работает как новичок, еще не овладев нормами и правилами профессии. Этот этап обычно проходит каждый человек, но некоторые люди долго задерживаются на нем.
2. Профессионализм. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии и развивать себя средствами профессии.
3. Суперпрофессионализм. На этом уровне человек «выходит за пределы профессии» и обогащает ее своим личным вкладом. Этот уровень профессионализма наиболее существенно влияет на прогресс общества. Суперпрофессионалы опережают свое время, поэтому часто им приходится преодолевать сопротивление общества.
|
|
4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). На этом уровне человек внешне активно трудится, но при этом либо допускает брак в работе; либо отдает всю жизнь работе и при этом искажает свое и профессиональное, и личностное развитие; либо преследует лишь цели личного преуспевания. Все это — отсутствие профессионализма.
5. Послепрофессионализм. Этот термин относится к людям пенсионного возраста. Существуют разные модели поведения в этом периоде.
Человек может быть экспрофессионалом, а может — советчиком, наставником, помогающим другим стать профессионалами.
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА
Становление профессионала опирается на общее психическое развитие. В раннем и дошкольном возрасте закладываются общечеловеческие способности (к познанию, к мышлению, к общению, к труду и т.д.), в школьном возрасте возникают специальные способности (гуманитарные, технические и т.д.), в юношеском возрасте начинают складываться общие профессиональные способности (к разным типам профессий), в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности.
Становление человека как профессионала
тесно связано с развитием его личности.
В сегодняшнем обществе становлению профессионала наиболее способствуют:
• следование профессиональной этике;
• индивидуальная социальная и экономическая ответственность;
• внутренний локус контроля;
|
|
• помехоустойчивость и конкурентоспособность, гибкость и оперативность, способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе;
• внутренняя диалогичность личности;
• адекватная самооценка;
• готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д.
Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, новых профессиональных знаний, умений, навыков. Психологическое становление профессионала — это динамический процесс, имеющий несколько уровней, которые описаны выше.
Внутри уровня профессионализма выделяется этап адаптации человека к профессии, во время которого происходит первичное усвоение норм, приемов, техник. Он начинается в процессе профориентации, продолжается в ходе профессионального обучения, в основном завершаясь в первые 1—2 года трудовой деятельности.
Хотя этап может растянуться на долгие годы и проходить болезненно. Мы считаем его наиболее важным для становления профессионала.
Когда молодые медсестры начинают работать, окружающая их реальность может вызвать настоящее потрясение. Врачи ничего не объясняют; старшая медсестра все время удивляется: «Чему вас учили?»; другие медсестры заставляют все время бегать по лабораториям; больные наглые, лечиться не хотят, а уж о их родственниках и говорить не хочется.
Потрясение может вызвать состояние фрустрации (переживание неудачи), продолжающееся до тех пор, пока не удастся приспособиться к новой ситуации. Неспособность адаптироваться мешает последующему становлению профессионала.
Трудности адаптационного периода может уменьшить НАСТАВНИК.