Уровни профессионализма

Профессионал — это специалист:

• овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности;

• сознательно изменяющий и развивающий себя в труде;

• вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию;

• нашедший свое индивидуальное предназначение;

• стимулирующий в обществе интерес к результатам своей деятельности;

• повышающий престиж своей профессии в обществе.

 

Человек становится профессионалом не сразу. А. К. Маркова выделяет следующие уровни профессионализма:

 

1. Допрофессионализм. На этом уровне человек работает как новичок, еще не овладев нормами и правилами профессии. Этот этап обычно проходит каждый человек, но некоторые люди долго задерживаются на нем.

2. Профессионализм. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии и развивать себя средствами профессии.

3. Суперпрофессионализм. На этом уровне человек «выходит за пределы профессии» и обогащает ее своим личным вкладом. Этот уровень профессионализма наиболее существенно влияет на прогресс общества. Суперпрофессионалы опережают свое время, поэтому часто им приходится преодолевать сопротивление общества.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). На этом уровне человек внешне активно трудится, но при этом либо допускает брак в работе; либо отдает всю жизнь работе и при этом искажает свое и профессиональное, и личностное развитие; либо преследует лишь цели личного преуспевания. Все это — отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Этот термин относится к людям пенсионного возраста. Существуют разные модели поведения в этом периоде.

 

Человек может быть экспрофессионалом, а может — советчиком, наставником, помогающим другим стать профессионалами.

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА

Становление профессионала опирается на общее психическое развитие. В раннем и дошкольном возрасте закладываются общечеловеческие способности (к познанию, к мышлению, к общению, к труду и т.д.), в школьном возрасте возникают специальные способности (гуманитарные, технические и т.д.), в юношеском возрасте начинают складываться общие профессиональные способности (к разным типам профессий), в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности.

Становление человека как профессионала

тесно связано с развитием его личности.

 

В сегодняшнем обществе становлению профессионала наиболее способствуют:

 

следование профессиональной этике;

индивидуальная социальная и экономическая ответственность;

внутренний локус контроля;

помехоустойчивость и конкурентоспособность, гибкость и оперативность, способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе;

внутренняя диалогичность личности;

адекватная самооценка;

готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д.

 

Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, новых профессиональных знаний, умений, навыков. Психологическое становление профессионала — это динамический процесс, имеющий несколько уровней, которые описаны выше.

 

Внутри уровня профессионализма выделяется этап адаптации человека к профессии, во время которого происходит первичное усвоение норм, приемов, техник. Он начинается в процессе профориентации, продолжается в ходе профессионального обучения, в основном завершаясь в первые 1—2 года трудовой деятельности.

Хотя этап может растянуться на долгие годы и проходить болезненно. Мы считаем его наиболее важным для становления профессионала.

 

Когда молодые медсестры начинают работать, окружающая их реальность может вызвать настоящее потрясение. Врачи ничего не объясняют; старшая медсестра все время удивляется: «Чему вас учили?»; другие медсестры заставляют все время бегать по лабораториям; больные наглые, лечиться не хотят, а уж о их родственниках и говорить не хочется.

 

Потрясение может вызвать состояние фрустрации (переживание неудачи), продолжающееся до тех пор, пока не удастся приспособиться к новой ситуации. Неспособность адаптироваться мешает последующему становлению профессионала.

 

Трудности адаптационного периода может уменьшить НАСТАВНИК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: