Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но и способен реализовывать их в работе.
Компетентность предполагает наличие у человека внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития.
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить ) включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. (Википедия)
Компетенция (от лат.competo - добиваюсь, соответствую, подхожу) - короткое поведенческое описание того, что именно делают люди для качественного выполнения определенной работы. Например, компетенции «умение убеждать» или «навыки ведения переговоров» являются индикаторами эффективности в продажах.
Компетенция - поведенческий стандарт эффективного выполнения (той или иной) работы.
Компетенции могут описывать как индивидуально-личностные характеристики (например, компетенция "стрессоустойчивость", "склонность к командной работе", "креативность" и др.), так и навыки (например, компетенция "умение вести переговоры" или "составлять бизнес-план").
ОПИСАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ ОПИСАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ, НАВЫКИ, ЗНАНИЯ И ОПЫТ, ЧЕГО УГОДНО ПРО ЛИЧНОСТЬ, НО:
· описание д.б. быть строго поведенческое - то, что можно непосредственно увидеть.
· описание д.б. конкретное, на основе чего можно определенно оценить уровень компетенции
· формулировки должны давать безусловно позитивную оценку практически вне зависимости от контекста (конкретных бизнес-задач или корпоративного стиля организации).
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ И КОМПЕТЕНЦИЕЙ
Компетенции (в англ. языке competency) относятся к индивидуумуи проявляются в контексте различных типов поведения (то есть термин относится к поведенческим областям).
Компетентность (в англ. языке competence) относится к работе как таковойикоррелируется со сложностью самого задания и результатами работы. (то есть относится к функциональным областям). Быть компетентным означает уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
БЛИЗКИЕ ПОНЯТИЯ
Модель компетенций — система требований к работнику, основанная на полном определении работы или работ в терминах поведения.
Профиль должности — это описание компетенций, опыта, а также анкетных данных, необходимых для выполнения данной работы в данной организации.
ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ
· Бытовые
· Профессиональные
· Гражданские
Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
Информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.И мн. др.
По мнению Л.М. Митиной, понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности (Митина Л.М., 2005). В соответствии с данным определением в структуре компетентности выделяется три подструктуры:
• деятельностная (знания, умения, навыки и способы осуществления профессиональной деятельности);
• коммуникативная (знания, умения, навыки и способы осуществления делового общения);
• личностная.
Применительно же к психологической компетентности, которая заключается в умении изучать другого человека, и аутопсихологической компетентности (умение изучать себя) более удобным и целесообразным, с нашей точки зрения, является выделение иных подструктур:
• личной (знания, умения, навыки и способы достижения личного успеха);
• профессиональной (знания, умения, навыки и способы достижения профессионального успеха).
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ