Методический комментарий

Задание Всё ли тебе понятно в прочитанном тексте?.. (с.213). Еще один тип задания, развивающий метапредметные умения учащихся и личностную компетенцию, – выполняя это задание, пятиклассник учится рефлексии, самоанализу, компенсаторным умениям, самостоятельному получению информации и др. Обязательно работаем над выполнением этого задания. Ориентируясь на конкретную педагогическую ситуацию в классе, учитель может включать выполнение этого задания и на более ранних этапах изучения литературы в 5 классе.

В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было»  (1 час)

Методический комментарий

Задние 2 перед текстом об авторе (стр. 224). Можно дать индивидуальное задание одному (нескольким) учащимся перечитать и подготовиться рассказывать сказку «Лягушка-путешественница». Если в классе знают сказку хорошо, предложим пятиклассникам рассказать ее «по цепочке».

Задание Как ты думаешь, почему рассказ заканчивается трагически для его героев? (стр. 230). В случае необходимости поясним значение слова «трагический» – связанный с большим несчастьем, безнадежный, обреченный, полный страдания, глубоких переживаний. С этим словом учащиеся в дальнейшем неоднократно будут встречаться на уроках литературы.

В качестве творческого задания можно предложить учащимся создать портретную галерею героев рассказа.

 

Басня (6 часов)

Басня «Волк и Ягнёнок» при кажущейся простоте и очевидности морали раскрывает сложные социально-философские проблемы. Конечно, при анализе басни с пятиклассниками ориентируемся на их уровень читательского и человеческого развития, но самому учителю полезно осознать глубокий смысл и пронзительно-трагический пафос басни. Вслед за Л.С. Выготским («Психология искусства») обратим внимание на то, что мораль басни («У сильного всегда бессильный виноват»), кажется, делает бессмысленным диалог героев: зная свое право сильного, волк может съесть ягнёнка «без разговоров». Но именно диалог, его динамика в басне представляют особый интерес (задания 1, 2, 3 на с. 240 помогают провести с учащимися анализ диалога): «Каждый новый аргумент волка делается все более и более гневным, ягненка — все более и более достойным, — и маленькая драма, вызывая разом полярные чувства, спеша к концу и тормозя каждый свой шаг, все время играет на этом противочувствии». (Л.С. Выготский. Психология искусства. М., 1986, с. 153). Сделаем с учащимися вывод: «слабый ягнёнок», казалось бы, осознающий свою обреченность на погибель, противостоит силе, причем чем трагичнее развиваются события, тем более укрепляется его дух. А волк, пользующийся «безоговорочным» правом сильного, нуждается в «законном» оправдании своего страшного поступка. Поэтому обратим внимание учащихся на противительный союз «но» в первой строфе басни. Бытует мнение, что бессильный всегда «виноват», а право сильного неоспоримо… Но так ли это? Является ли явно несправедливый социальный закон («когда светлейший волкпозволит»… «осмелюсь я донесть»… «от Светлости его») следствием закона общечеловеческого? Должен ли «слабый» мириться со своим положением бесправного? Постараемся направить рассуждения детей. Это даст им возможность почувствовать, что басня – сложнейший жанр литературы, разрушит сложившиеся стереотипы о содержательной и формальной легкости басенных текстов.

Басня «Свинья под Дубом» отличается не только оригинальностью сюжета, но и характером смеха. В чем отличие юмора от сатиры? На этот вопрос учащиеся отвечают в процессе сопоставительного анализа произведений, который предусмотрен в задании на с. 241: Сравни ворона из этой басни с Вороной из басни «Ворона и лисица». Чем отличаются персонажи?.. Задача учителя – доказать, что басня отнюдь не развлекательный жанр литературы, а попытка художника при помощи смеха усовершенствовать человека и общество. Таким образом, мы раскрываем значение выражения «критический и поучительный рассказ» (см. определение басни).

Анализируя миниатюры «Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха», «Слон и Моська», учащиеся углубляют свои знания об иносказательности басни, аллегоричности ее языка, дают характеристику героев, определяют виды смеха.

Задания в учебнике и в этом случае нацеливают на серьёзный анализ текста: увидеть «басенную» суть произведения без явно выраженной морали (задание 1 с. 243, задание 1 с. 244) и без героев-животных (задание 2, с. 243). Таким образом формируем в сознании учащихся «образ жанра», так необходимый для дальнейшего изучения литературы.

Ряд заданий в учебнике предполагает развитие творческих и аналитических умений школьников (задание 2 с. 242). Заключительное задание к разделу (Как ты думаешь, почему от будущих актёров при поступлении в театральный институт требуется обязательное чтение басни?) готовит пятиклассников к самостоятельной исследовательской деятельности: во-первых, формулировка как ты думаешьпредположи … учит начинать рассуждение с гипотезы; во-вторых, для установления истины пятиклассники могут использовать метод интервью, беседы (например, со знакомыми актерами студентами творческих вузов); в-третьих, можно воспользоваться специальной литературой, которая подскажет ответ (энциклопедиями, мемуарами, пособиями по актерскому мастерству). 

Часть II

Этот необычный мир

Легенда

В этом разделе собраны литературные произведения, в основе которых легендарные события (событие имеющее реальную основу). Таким образом, это следующий этап развития основной идеи курса 5 класса – соотношение реального и фантастического в произведении. Легенда как жанр фольклора намеренно не рассматривается. В разделе представлены произведения разной жанровой природы.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» (2 часа)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: