Методические рекомендации

Задание перед текстом о произведении (стр.7). Для полноценного понимания текста необходимы фоновые знания, важнейшими из которых являются знания исторической обстановки, особенностей времени, изображенного в произведении. Пятиклассники, к сожалению, не обладают такими знаниями. Практика преподавания истории сегодня предусматривает изучение в 5 классе истории древнего мира. Частично восполнить этот пробел помогают вопросы, подобные указанному выше.  Организовать работу учитель может по-разному (с учетом особенностей класса и уровня его подготовки): беседа с учащимися перед чтением текста, самостоятельные поиски ответа на вопрос дома (как предлагается в учебнике) и индивидуальные сообщения учащихся, слово учителя.

Учитель может организовать словарную работу: составить вместе с учащимися словарик архаизмов и старославянизмов, использованных в стихотворении (с «переводом»).

 

М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Три пальмы»  (1 час)

Методический комментарий

Задания Чем похожи стихотворения «Три пальмы» и «Анчар»? Попробуй объяснить схожесть стихотворений двух разных поэтов.  (стр. 13). могут стать основой самостоятельной исследовательской работы учащихся.

«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге) (2 часа)

Методический комментарий

Как и при изучении стихотворения «Анчар», целесообразна работа по составлению словаря устаревших слов.

Задание на стр. 20: На основании прочитанных фрагментов сделай выводы… Умение обобщать -- важнейшее умение для анализа текста произведения. Анализ (то есть рассмотрение элементов текста) производится именно для того, чтобы на его основе прийти к какому-либо заключению. Письменные работы учащихся, в том числе выпускников 9 и 11 класса, свидетельствуют о том, что они, как правило, обучены выделять значимые содержательные или художественно-изобразительные элементы текста, характеризовать их, но не умеют обобщать результаты наблюдений -- а следовательно, не осознают цели и смысла анализа текста, производят его механически. Развернутые ответы на вопросы, включенные в содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ГИА, нацелены как раз на умение обобщать результаты наблюдений над текстом. Обучать этому умению следует уже в 5 классе.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (3 часа)

Методический комментарий

Обратим внимание учителя на задание 3 на стр. 27. Обучаем пятикласснику анализу речевой характеристики героя. Подчеркнем, что это один их важнейших приемов психологизма. Пронаблюдаем, как меняется интонация и лексические особенности высказываний князя Олега. Обязательно делаем вывод изнаблюдений (Как речь характеризует героя?)

 

 

Лирическое стихотворение (13 часов)

Методический комментарий

Задание на стр. 36 Представь себе, что ты являешься составителем сборника «Лирические послания»… можно рассматривать как проектное. Тогда следует распределить обязанности учащихся по составлению сборника: кроме подбора стихотворений, предусмотреть написание предисловия, иллюстрирование, создание сочинений-миниатюр, которые могут выполнить функцию комментариев и т.д. Хорошо, если этот сборник будет действительно «издан» и преподнесен кому-то в качестве подарка.

Задание 1 на стр. 40 предполагает обучение развернутому аргументированному ответу. Учитель может предложить выполнить это задание более подготовленным учащимся (работа может проводиться парой или группой). Хорошо, если учащиеся письменно подготовятся к ответу (помощь учителя обязательна).

Задания 3 и 4 на стр. 45 формируют важнейшие компетенции учащихся. Задание 3 содержит алгоритм сопоставительного анализа; умение сопоставлять произведение проверяется на экзамене по литературе и в 9, и в 11 классе. А задание 4 приучает делать выводы из наблюдений.

Задание Как ты объяснишь слова композитора П.И. Чайковского… на с. 45 является исследовательским. По-существу, ученику необходимо разобраться в приемах звукописи в лирике А.А. Фета. Хорошо, если учитель поможет прочитать и понять соответствующую литературоведческую литературу (энциклопедии, учебники литературы для старших классов и др.), а примеры пятиклассник подберёт абсолютно самостоятельно.

Задание 1 на стр. 51 – чтение с карандашом на уроке литературы должна стать обязательным. 

Задание Сравни окончательный вариант стихотворения «Весенняя гроза» с первоначальным вариантом. является исследовательским. План исследования представлен в вопросах после текста первоначального варианта стихотворения.

Задание 3 на стр. 65 учит понимать природу тропа. Очень важно ответить на вопросы задания неформально. Именно осознание сути изобразительного средства, а не воспроизведение его определения, является основой читательской компетенции.

Задание 1 стр. 67, задание 1 стр.69. Большую сложность даже для учащихся старших классов вызывает необходимость передать настроение стихотворения «своими словами». Хорошо, если во время выполнения задания учащимися будет составлен (а в дальнейшем при изучении лирики пополнен) словарик, включающий слова разных частей речи, с помощью которых можно характеризовать оттенки настроения. Можно вести своеобразный «дневник наблюдений»: находить и выписывать лексические средства для характеристики настроения, которые встретились учащимся в других текстах (в том числе в учебнике русского языка, в публицистических текстах, в устной речи окружающих и др.) Словарик необходимо активно использовать при организации речевой деятельности школьников. Кроме того, важно сформировать у пятиклассников умение, характеризуя настроение, сразу же объяснять, какими изобразительными средствами оно передано в стихотворении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: