1. Проанализировать данные о представленном объекте (кейс-стади).
2. Определить цель планирования развития объекта исследования и ключевые факторы внутренней и внешней среды деятельности.
3. Провести анализ деятельности объекта исследования методом SWOT-анализа на основании данных, представленных в кейс-ситуации.
Литература: [1, с.121-137]; [8, с.313-540].
Задания для самостоятельной работы:
1. Стратегическое управление объектом «Планирование и прогнозирование процессов взаимодействия природы и общества».
Семинарско-практическое занятие № 3. Методологические основы экономического планирования и прогнозирования (2 часа).
План:
1. Процесс принятия плановых решений.
2. Принципиальная схема планирования.
3. Система прогнозного обслуживания процесса планирования.
4. Виды фирменных и корпоративных планов.
5. Особенности прогнозного сопровождения фирменных и корпоративных планов.
6. Виды муниципальных и региональных (территориальных) планов.
7. Особенности прогнозного сопровождения муниципальных и региональных (территориальных) планов.
|
|
8. Виды государственных планов.
9. Особенности прогнозного сопровождения государственных планов.
10.Ключевые методы планирования (представить каждый метод, обосновав его суть и содержание).
11.Ключевые методы прогнозирования социально-экономического развития (представить каждый метод, обосновав его суть и содержание).
Литература: [1, с.22-34]; [8, с.313-540].
Доклады могут быть разделены на части в соответствии с количеством раскрываемых методов.
Семинарско-практическое занятие № 4. Макропланирование в рыночных условиях.
(4 часа)
План занятия (темы докладов):
1. Сущность и содержание индикативного планирования.
2. Роль индикативного планирования развития страны в рыночных условиях.
3. Общее и частное в опыте стран, использующих методы индикативного планирования развития страны.
4. Технологии прогнозирования состояния потенциала и внешней среды в развитых индустриальных странах.
5. Опыт индикативного планирования Франции.
6. Опыт индикативного планирования Японии.
7. Опыт индикативного планирования Германии.
8. Опыт индикативного планирования Южной Кореи.
9. Соотношение рыночного и государственного регулирования в индикативном планировании.
10.Положительные стороны зарубежного опыта и возможности их использования в России.
11.Экономический потенциал общества. Повышение эффективности его использования в рыночном хозяйстве.
12.Структура и тенденции экономики Российской Федерации. Экономический рост. Показатели, факторы, тенденции, прогнозы.
13.Экономические модели и моделирование.
|
|
Литература: [1, с.194-256]; [8, с.513-538].
Выполнение заданий к практикуму № 1. Решение кейс-ситуаций.
Задания для самостоятельной работы:
Задача 1. Пусть задан временной ряд показателя валовой продукции (yt) в стране за 4 года в млрд. руб в сопоставимых ценах:
Таблица 1
Временной ряд показателя валовой продукции
год | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
t | 1 | 2 | 3 | 4 |
yt | 40 | 43 | 46 | 48 |
Используя метод экспоненциального сглаживания, построить прогноз валового выпуска
на 2016 год.
Задача 2. Описать линейную зависимость между выпуском валовой продукции в регионе Y и численностью работающих X и составить прогноз валового выпуска продукции в регионе при условии, что численность работающих увеличится на 20% по сравнению с последним наблюдением.
Таблица 2
Динамика валового выпуска продукции и численность занятых в регионе
(данные условные)
год | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год |
t | 10 | 30 | 50 | 70 |
yt | 11 | 13 | 16 | 18 |
Семинарско-практическое занятие № 3. Информационное обеспечение
прогнозирования и планирования (2 часа)
План занятия:
1. Информация для прогнозирования и планирования.
2. Методы получения первичной информации.
3. Методы получения вторичной информации.
4. Планирование выборочных исследований.
5. Национальные счета как информационная основа макроэкономического планирования и прогнозирования.
Задания для самостоятельной работы: выполнение заданий к практикуму № 3 (составьте письменные ответы на поставленные вопросы, используя схемы и таблицы):
1. Назовите основные типы информации для прогнозирования и планирования и источники ее получения.
2. Традиционный анализ документа: определение, особенности, основные этапы его проведения.
3. Формализованный анализ документа: определение, принципы применения, категории анализа, единицы анализа, единицы счета.
4. Классификация методов сбора первичных данных.
5. Особенности методов опроса (включая панельный метод обследования).
6. Формирование выборки: определение контура выборки, ошибка выборки, проблемы формирования выборки, методы формирования выборки.
7. Методы определения объема выборки и основные категории, применяемые при этом.
Литература: [1, с.35-50].
Практическое занятие № 4. Внутрифирменное планирование и бизнес-планирование на предприятии в условиях рынка (4 часа)
План занятия:
Выполнение заданий к практикуму № 4.
Решение кейс-ситуаций, ответы на поставленные вопросы:
1. Понятие и особенности внутрифирменного планирования.
2. Организация внутрифирменного планирования,
3. Этапы составления основных бюджетов предприятия.
4. Определение бизнес-плана, задачи бизнес-планирования.
5. Характеристика основных этапов разработки бизнес-плана.
6. Разделы бизнес-плана и их краткое содержание.
Литература: [1, с.166-193]; [8, с.38-62].
Задания для самостоятельной работы: управление предприятием ООО «Комета» в условиях рынка. Провести анализ основных бизнес-процессов предприятия, выявить недостатки и положительные стороны представленного метода в системе бизнес-планирования на предприятии.