Сущность и содержание понятия «социально-педагогическое сопровождение подготовки молодых людей к семейной жизни»

Изначально проведём анализ составляющих терминов, входящих в заявленную тему данной работы. Что такое социальная педагогика? В словаре по педагогике Г.М.Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров дают следующее определение: это отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности, разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий.

«В настоящее время к социальной педагогике обращаются самые различные категории общества. Ныне особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности исреды. Происходит активная социализация личности в области семейного, гражданского, религиозного и правого воспитания. Такое целенаправленное воздействие на человека и есть социальное воспитание. Это многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится его полноправным членом» [1].

По общепринятому мнению, социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологиюличности в теоретическом и практическом аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

По современным представлениям социальная педагогика — это отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных.

«Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодей­ствия человека с обществом и стихийного влияния на него различ­ных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Таким образом, можно счи­тать, что развитие - общий процесс становления человека; социали­зация - развитие, обусловленное конкретными социальными усло­виями.Воспитание же можно рассматривать как относительно со­циально контролируемый процесс развития человека в ходе его социа­лизации.

Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело с семейным, или частным, воспитанием, которое - объект се­мейной педагогики» [2].

В воспитании детей и подростков участвуют старшие члены семьи. В основном они стараются передать им свой опыт и навыки, которые сами приобрели в жизни и особенно ценят это. В результате, процесс воспитания идёт к тому, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у родителей представлениям о сложившемся образе жизни.В основном так поступает большинство населения. Вот что об этом пишет Е.Лучезарнова: «Мы живём, копим опыт – накопили. А кому отдать? Дети берут наш опыт? Нет! Мы пытаемся на них взвалить свой опыт – что получается? Если у нас ребёнок нормальный, он выкинет весь наш опыт, пойдёт своей дорогой и скажет: «Не мешайте». Если мы придавили своего ребёнка своим опытом, то счастья мы его лишили» [6].

Содержание, характер и результаты семейного воспитания за­висят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех лич­ностных ресурсов, которые в ней имеются.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют пра­вонарушителей.

Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной инфантильности, эмоциональной тупости, приводящей к отсутствию способности социальной адаптации.

Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяни­цы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. XX в. среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика по­добных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа –также неоспоримый факт. В современном мире из-за нехватки свободного времени родителей, всё чаще распространяется стремление сбывать детей другим лицам. В редких случаях - родст­венникам, чаще - на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного мла­денца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.

Это страшные факты, но это наша с вами действительность. Родители чаще вынуждены работать, чтобы перекрывать необходимые траты. Некоторые имеют различные степени увлечённости, на которые нужны также деньги и время. В молодых семьях зачастую родители сами ещё являются студентами и также не имеют полноценной возможности уделять своим детям достаточного времени.

По данным ВОЗ - в Европейском регионе проживает 99 млн подростков (в возрасте 10–19 лет), что составляет 14% всего населения региона. Существует много способов работы с молодыми людьми и предоставления им точной адресной информации и консультаций по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья при одновременном развитии их умения ответственно подходить к решению проблем в этой области, добиваясь положительных результатов. Сегодня в некоторых странах имеются ориентированные на молодежь центры первичной медико-санитарной помощи, куда не требуется предварительная запись; созданы сетевые вебсайты и проводятся специальные мероприятия: ЕРБ ВОЗ сотрудничает со многими партнерскими организациями для обмена наилучшими практическими методиками и самыми последними фактическими данными о том, что оказывается наиболее эффективным на практике.

Большинство родителей надеются, что их сыновья и дочери будут иметь хорошее здоровье и возможность жить полноценной жизнью. Однако, по мере того, как подростки меняются, взрослеют, получают первый опыт интимных взаимоотношений, по мере изменения их самосознания, формирования индивидуальности и появления чувства независимости, им нередко отказывают в доступе к сексуальному образованию, информации или услугам здравоохранения, которые помогли бы им сделать правильный осознанный выбор, основанный на фактических данных, мотивируя отказы тем, что сексуальное образование может стимулировать сексуальную активность. Данная проблема усугубляется и тем, что медицинские работники нередко бывают непреступными и субъективными, законодательство требует согласия родителей на предоставление подросткам услуг в этой области, цены на услуги запредельно высоки, а график работы соответствующих медицинских учреждений не отличается гибкостью.

Подростковый возраст – непростой период в жизни. Молодые люди могут быть весьма уязвимы: они опасаются низкой оценки со стороны других, нежелательной беременности, искусственного прерывания беременности и инфекций, передаваемых половым путем. Если кто-то просто поведет бровью или сделает недружественное замечание, это может удержать молодого человека или девушку от попытки обратиться за помощью в решении проблем, связанных с сексуальным и репродуктивным здоровьем, что, в свою очередь, чревато серьезными негативными последствиями. У молодых людей может возникнуть чувство, что помочь им может лишь блог или чат в Интернете. Таким образом, наше общество получает молодых людей в возрасте 18-30 лет, которые уже сами способны создавать свои семьи. Но насколько их готовность является реальной с учетом всех вышеперечисленных особенностей воспитания.

Первый опыт взаимодействия молодёжи с противоположным полом является одним из основополагающих на дальнейшее создание надёжных семейных отношений. Может даже сыграть и роль того, что молодые люди вообще разочаровавшись в первом интимном контакте больше не захотят иметь серьёзных отношений. Если этот процесс выйдет из-под контроля родителей, педагогов и всех взрослых, которые несут ответственность за становление данной личности, то переубедить и исправить какие-то первые ошибки очень трудно, порой невозможно. Это могут быть и морально-психические нарушения, а также некоторые телесные заболевания. Зачастую молодые люди очень ранимые в этой области отношений, могут глубоко переживать, получая нервные расстройства, психические отклонения, также серьёзные душевные переживания. Ситуация может усугубляться появлением различных комплексов, неуверенности в себе, чувстве одиночества, непонимания, неполноценности и т.п.

Данный аспект имеет очень важную роль в ориентации молодёжи к семейной жизни. Абсолютно очевидна необходимость создания грамотных мероприятий, направленных на общеобразовательнуюдеятельностьпервых сексуальных контактов у молодежи.

Социально-педагогическое сопровождение молодёжи в направлении ориентации на семейные отношения является на сегодня одним из самых основных возможностей формирования здоровой семьи.

Этот процесс, имея свою специфику, направлен, прежде всего, на поддержку человека в построении им своих социальных отношений, на обучение молодых людей новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации.

Социально-педагогическое сопровождение связано как с социальным воспитанием, так и с социальным обучением. В процессе сопровождения формируется социальная компетентность молодых людей, следовательно, сопровождение способствует социальному обучению, в свою очередь, социальное обучение опирается на социально-педагогическое сопровождение, которое регулирует социальную практику молодежи.

Сопровождать, как объясняет словарь Ожегова, значит следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то. В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. М.И.Рожков считает, что сопровождение - это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Социально-педагогическое сопровождение человека - это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Социально-педагогическое сопровождение не может быть сопровождением вообще. Это не пассивный процесс следования за развитием человека. Оно должно иметь четко выраженные цели.

В результате сопровождения возможно развитие индивидуальности человека, его социальное самоопределение более высокого уровня. Идёт развитие личности, на основании которых ребенок или молодой человек могут решить возникающую у них личностную проблему.

Социальное сопровождение всегда направлено на отдельную персону, работа идёт прицельно на каждого даже, если занятия проходят в группах.

Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за ребенка, а стимулирование самостоятельности в решении его проблемы.

Социально-педагогическое сопровождение в нашем исследовании выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи семье в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации молодого человека. В процессе социально-педагогического сопровождения семьи специалист определяет условия, выбирает направления деятельности и оказывает необходимую и достаточную поддержку.

Педагог мобилизует потенциальные ресурсы родителей, направленные на совершенствование воспитательного влияния. Анализ социально-педагогической теории и практики позволяет увидеть, что на сегодняшний день сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной, психологической, педагогической помощи – патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и немедленную переделку», а поиск скрытых ресурсов жизнедеятельности семьи, опору на ее собственные возможности и создание на этой основе психолого-педагогических условий для полноценного развития личности [Адресный социальный патронаж семьи и детей 2000: 160].

В сопровождении может нуждаться семья, находящаяся на той или иной стадии развития или попавшая в трудную жизненную ситуацию. Взаимодействие в процессе сопровождения предполагает общее объединение усилий, активность специалистов, родителей и всех членов семьи. Основной целью социально-педагогического сопровождения семьи является:

- содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;

- возрождения отечественной культурно-исторической и религиозных традиций;

- творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;

- формирования системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания [4].

«В современной российской семье главной функцией становиться не ведение совместного хозяйства, не физическое рождение детей, а отношения между супругами. Речь идет об оказании психологической поддержки членам семьи, что приобретает особую актуальность в условиях системного кризиса в России, когда жизнь насыщена изменениями, стрессами и волнениями» [5].

Достаточно низкая активность и заинтересованность самой молодежи в вопросах семейных отношений. Так по данным социологического опроса различных категорий молодого поколения (выборка 600 человек в Санкт-Петербурге и Ленинградской области), читают регулярно литературу по проблемам семьи и брака 5%, читали однажды - 25%, вообще не читали - 65%, ничего не слышали о такой литературе - 5%.

Позитивным следует считать наличие у различных категорий молодого поколения ориентации на семейный образ жизни. Мотивами вступления в брак остаются базовые супружеские ценности - любовь, рождение и воспитание детей в семье, доверительное общение с близким человеком.

Молодое поколение считает: готовить молодежь к созданию семьи надо заранее, еще в школе - 65%. Всего 17% считают, что в школе говорить об этом рано (мнение не сложилось у 18% респондентов). Столько же сторонников и того, что в школе нужно преподавать основы семейной жизни и полового воспитания.Известна некоторая статистика по предбрачному знакомству: 18% молодых людей знакомятся в местах отдыха; 14% по месту учебы; 17% на работе; 18,75 в местах досуга; 7% живут на одной улице; 8% познакомились на улице; 2% живут в одном доме.

Автор делает важный вывод: многие проблемы современной семьи происходят из-за неумения решать проблемы молодой семьи в настоящем и будущем, из-за низкого уровня знаний по вопросам семейной конфликтологии, а также из-за отсутствия должных установок на семью и брак[5].

Результаты опроса молодых семей показывают, что заявленные ранее установки не всегда выполняются. Это связано с низким уровнем знаний о семейной жизни, низкой культурой населения в целом, включая правовую, а также с тенденциями в сфере семейных отношений. По данным опроса семей в Санкт-Петербурге, большую часть домашней работы делает женщина, в то время как мужчинам достается мелкий ремонт по дому.

Наряду с решением уже известных проблем семьи, связанных с повышением ее уровня жизни, а также ценности института семьи для государства и общества, укрепление семьи как социального института, профилактика деструктивных тенденций, важно формировать должное позитивное отношение среди различных категорий молодежи к семье и браку. Помимо социальной рекламы в СМИ, различных мероприятий, посвященных проблемам молодой семьи, необходима целенаправленная подготовка молодого поколения к вступлению в брак еще задолго до создания семьи. К такому выводу пришли отечественные и зарубежные исследователи современной семьи.

Однако важны не только знания. Необходимы должные позитивные установки на семью и брак, готовность реализовать заявленные установки на практике в повседневной семейной жизни. В современных условиях, когда внешний социальный контроль за поведением молодежи ослабел, а силы внутреннего еще не сформированы, необходимо воспитание культуры чувств и умения жить в семье.

Несомненно, актуальным является исследование психологической готовности к браку. Изменения, происходящие в современном мире (технократизация, демократизация, эмансипация, индивидуализация и др.), привели к тому, что наблюдается изменение отношения к роли семьи и брака в жизни человека. Все больше молодые люди задаются вопросом: «вступать в брак, создавать семью или нет?» И в основном они предпочитают решать вначале свои профессиональные проблемы, откладывая семейную жизнь на потом. Как альтернатива традиционному браку появились новые формы отношений и виды браков (гостевой брак, «гражданский» брак, брак на время и т.д.). Это также связано с трансформациями самой семьи как социального института. Меняется иерархия функций, которые выполняет семья и каждый ее член. Современные исследования [Дружинин В.Н., Шнейдер Л.Б., Карабанова О.А., Андреева Т.В., Эйде-миллер Э.Г., Юстицкис В.В., Дубровина И.В. и др.] показывают, что в настоящее время хозяйственно-бытовая, экономическая, сексуально-эротическая и детородная функции не являются основными, на первый план выходят психологическая и воспитательная функции семьи. Они являются основой гармоничных семейных взаимоотношений.

В отечественной психологии нам не удалось обнаружить исследований, посвященных изучению психологической готовности к браку. Большинство работ выполнено исследователями-педагогами, изучающими не саму готовность, а процесс подготовки и условия формирования готовности к браку и семейной жизни. Психологическая же готовность рассматривается как один из видов общей готовности (физиологической, социальной, нравственной, педагогической, этической и др.) к браку и семейной жизни [Сысенко В.А., Сизанов А.Н., Гребенников И.В. и др.]. До недавнего времени считалось, что человек, достигший определенного возраста, автоматически готов к вступлению в брак и созданию семьи, поэтому все исследования выполнены на людях юношеского возраста, а в современном обществе средний брачный возраст продолжает увеличиваться, возрастает и число поздних и повторных браков. Поэтому актуальным является исследование психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости.

В психологической литературе не определено понятие психологической готовности к браку как отдельного феномена и не изучены особенности данного вида готовности на разных этапах периода взрослости. Но эти явления, зафиксированные статистикой, могут быть по-разному интерпретированы в научной и публицистической литературе: и тогда - одни пишут о глубоком кризисе семьи, другие – о ее модернизации.

Традиционный анализ семьи содержит некоторые основания, которые хорошо известны и прописаны в социологической науке. Классики социологии на исходе ХIХ – начале ХХ вв. акцентировали внимание на появление нового в условиях перехода от феодальной патриархальности к капитализму (М. Вебер). При этом подчеркивалось преобладание коллективного начала над индивидом (Э. Дюркгейм), изучалось отношение к семье и семейному образу жизни в обществах разных типов (К. Маркс), исследовалась эволюция семьи и брака (Ф. Энгельс), описывалась связь между институтом семьи и институтом собственности и так далее. Э.Дюркгейм сформулировал закон «контракции» (сжатия) семьи от обширного круга родственников к более узкой группе - «супружеской семье». Ф.ЛеПле первым предпринял попытку конкретно-социологического исследования семьи методом анализа бюджетов, подробно изучил особенности жизни семей в разных европейских странах и разных социальных группах и описал условия и образ жизни каждого их 300 обследованных семейств. Энгелем сформулировал зависимость между доходами семьи и ее расходами на предметы первой необходимости. Результатом явилась проведенная типология семей.

После революции 1917 года отечественная социология семьи развивалась в рамках марксистской традиции. В СССР социологические исследования семьи особенно активно проводились, начиная со второй половине ХХ века. В 60-70 годы это были работы, посвященные вопросам репродуктивного поведения, совмещения профессиональных и семейных обязанностей, распределению их между членами семьи. В 1969 году НИИ ЦСУ было проведено Всесоюзное исследование репродуктивных установок, в результате которого в научный оборот был введен значительный массив данных. В 80-е годы усилилось внимание специалистов к образу жизни семьи, государственной помощи семье, теории семейных отношений, молодым семьям, воспитанию детей в неблагополучных семьях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: