И последнее: достойно ли я прошел данный экзамен, поднялся ли я на ступеньку выше в своем духовном росте и чему именно хотел научить меня Господь?

  

Если нам удалось найти утвердительные (или позитивные) ответы, значит, мы действительно правильно увидели ситуацию и тем самым предприняли верные шаги. Можно поздравить себя за это: ведь в этом случае мы одержали самую главную победу – преодолели свою ложную и надуманную гордыню. Если же наши ответы отрицательные - ситуация не пошла нам на пользу и не научила нас ничему позитивному. Это значит, что данные непройденные уроки или испытания, будут повторяться для нас вновь и вновь, пока не научат истинной мудрости и правильному отношению к жизни.

Это хорошо иллюстрирует история из следующего пункта про Акбара и Бербала (см. раздел ниже).

 

1.6. Даже самая обоснованная обида – это всё та же скрытая ложная гордость.

Обида – достаточно частое явление в духовной жизни, которое относится к проявлению состояния скрытой гордости. В ее основе лежит внутреннее несогласие с окружающей нас действительностью, чувство несправедливости со стороны других и слишком завышенное мнение о самом себе. Простить другого, порой бывает действительно сложно, поскольку в этом случае нам приходится делать самое сложное – просто отбро-сить свое ложное эго. Но когда мы поймем, что любая обида – это от начала и до конца наша личная проблема, т.е. чисто наше субъективное чувство и эмоция, нам будет гораздо легче справиться с ней. Это означает, что в решении этой проблемы последнее слово всегда остается не за извинением нашего обидчика, а именно за нами. Нет ни одного человека или обстоятельства, способных по-настоящему обидеть нас без нашего на то согласия.

 

Обида – это наша скрытая гордость, это – наше собственное самонаказание, это – ложный, негативный, крайне болезненный и самый неправиьный способ в решении проблем!

 

Соглашаясь на обиду, мы обрекаем самого же себя на самонаказание. Нельзя быть счастливым и умиротворенным и одновременно вынашивать на кого-то обиду. Это - два противоположных состояния сознания: либо мы находимся в одном настроении, либо в другом, и что мы выберем, полностью зависит от нас. Не будучи способны простить других, мы сами же устраиваем внутри себя тюрьму и сами же себя в ней наказываем своим душевным опустошением и безрадостным состоянием. Нельзя быть счастливым и одновременно вынашивать на кого-то обиду по принципу «одно должно уступить место другому». Также очень важно понять то, что другие от нашей обиды, как правило, не спешат как-то подстроиться под нас и принять наши «стандарты» поведения, и зачастую даже не сожалеют о причененном нам зле. Поэтому, обижаясь, мы делаем хуже только себе. Нужно просто отдать все на справедлтвую волю Господа и позволить Ему Самому разобраться: «Кто прав, а кто виноват!» Это лучший способ избавиться от обиды, и того вреда, которая она несет.

Однако почему же обидеться порой так хочется, и почему нам всегда кажется, что это очень даже правильная, естественная и вполне оправданная реакция? Ответ всегда однозначный: мы думаем, что с нами обошлись несправедливо и незаслуженно, ведь мы – очень важная персона. Однако в этом и кроется проблема: мы думаем о себе как о том, кем в действительности не являемся. Справедливость в нашем понимании основана лишь на нашем самомнении и ложном представлении о самом себе. Говоря простым языком, чем больше вы возмомнили о себе, тем сильнее будет восприниматься вами боль и душевные страдания. То есть с духовной точки зрения, обижаться и не уметь прощать – значит духовно остановиться и не понимать сути обучающего нас жизненного процесса. Глядя через призму своего высокомерия, мы теряем способность видеть, как Господь через подобные ситуации желает уменьшить нашу ложную гордость и тем самым поднять нас на более высокий уровень сознания. Все это означает, что в нашей жизни, нет, и никогда не будет виноватых и обидчиков, есть только неспособность видеть и понимать вещи в истинном свете. А наша убежденность в том, что другие не должны обращаться с нами так, как они это делают, - это значит начать отрицать высшую справедливость Бога и перестать доверять Его плану и благим намерениям помочь нам.

Иными словами, наше суждение о вещах и о людях как о неправильных, ошибочных или жестоких – это лишь наше желание улучшить эти вещи, оценивая их через призму своего понимания. А это - все равно, что начать протестовать против высшей воли Бога и выражать свое скрытое желание самому стать Им, желая взять на себя роль Верховного судьи. Думая, что нам лучше известно, что правильно, а что неправильно, мы опять и снова приходим к проявлению все той же гордости, которая часто и становится причиной нашего недоумения, омраченного состояния и подавленного настроения. К этому случаю есть интересная история: «Что бы ни делал Бог – все к лучшему!».

 

  Однажды императора Акбара настигла беда: тренируясь в искусстве владения мечом, он сильно поранил себе мизинец левой руки. Спустя какое-то время начался нарыв, который в дальнейшем стал хронически неизлечимым. Когда боль сделалась невыносимой, опытные кавираджи (индийские врачи) пришли к заключению, что нет другого выхода, как только ампутировать палец. Мысль об этом очень потрясла и огорчила императора. В надежде хоть как-то избежать этой участи он призвал к себе своего лучшего друга и советника Бирбала. Но Бирбалу ничего не оставалось, как только согласиться: «Раз врачи сказали, значит, нужно ампутировать».

 Тогда Акбар сказал Бирбалу: «Но послушай, я – религиозный человек, всегда в срок совершавший все обряды, ритуалы и необходимые подношения… И все-таки Бог отнимает у меня часть моего тела. Что же я сделал не так и в чем провинился? Как можно верить после этого Богу и не сказать о Его несправед-ливости ко мне?»

   Немного призадумавшись, Бирбал ответил: «Ваше величество, все, что ни делает Бог, – к лучшему».

Это высказывание разозлило Акбара до крайности. Стиснув зубы, он согласился с происходящим (ампутацией пальца), но в то же время решил, что и Бирбалу преподнесет хороший урок и однажды напомнит его слова.

Неожиданно Акбар приказал своим людям поместить Бирбала в тюрьму, что они тут же и сделали. Перед тем как император собрался уезжать на очередную охоту, он зашел посмотреть на своего заключенного. Недоуменный Бирбал, увидев Акбара, спросил: «Зачем вы это делаете, ведь я же ни в чем не виноват?» Тогда Акбар, усмехнувшись, ответил: «Не знаю Бирбал: все, что ни делает Бог, – к лучшему!»

Оставив своих людей охранять Бирбала, он решил поохотиться в лесу один, все время с насмешкой думая о том, как Бог собирается продемонстрировать эту ситуацию к лучшему. Увлекшись охотой, Акбар заехал в самую глушь леса. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась разбойничья шайка и окружила Акбара. Бандиты были поклонниками богини Кали и нападали только на богатых, сначала грабя их, а затем принося их в жертву. Напав на Акбара, разбойники содрали с него все его одежды и драгоценные украшения, и после этого главарь банды язвительно сказал: «А теперь приготовься, ты удостоился чести стать жертвой для нашей богини!»

Видя приближение своего конца, Акбар сильно расстроился и очень пожалел, что с ним не было Бирбала. Именно Бирбал часто находил самые нестан-дартные решения и выручал Акбара в самых безвыходных ситуациях. Главарь тем временем начал обследовать Акбара, что он всегда делал со всеми своими жертвами, чтобы убедиться, что на их теле нет никаких изъянов. Когда он увидел, что недостает пальца, то в негодовании воскликнул: «Боже мой, да он же не целый, у него нет пальца… Он вовсе не пригоден для жертвы нашей богине!» Разочарованный и раздосадованный главарь тут же велел Акбару немедленно убираться куда-нибудь подальше. (Эта банда хранила традицию не убивать никого, прежде не принеся человека в жертву богине.)

Спешно возвращаясь назад, испуганный Акбар все время думал про себя: «Бирбал, видимо, оказался прав: не потеряй я своего мизинца, сегодня я был бы мертв». Весь измотанный тяжелой и долгой дорогой, он направился прямо к Бирбалу и немедленно велел слугам освободить его. Высказав свои извинения Бирбалу, Акбар сказал: «Пожалуйста, прости меня! Я так рассердился на твое высказывание о том, что у Бога все к лучшему, что в самом деле решил уморить тебя в этой тюрьме, проверив лично на тебе действие этого высказывания. Но когда Бог спас меня, я получил после этого хороший урок и сделал вывод, что это действительно так!» И Акбар рассказал своему совет-нику все, что с ним приключилось. Потрясенный Бирбал, затаив дыхание, внимательно выслушал Акбара.

Но вдруг Акбар неожиданно задумался и обратился к своему другу с вопросом: «Но ответь мне теперь, Бирбал: если все, что ни делает Бог, к лучшему, то какая же польза была тебе сидеть в этой ужасной тюрьме?»

Бирбал широко улыбнулся и тут же ответил: «Разве это не очевидно, мой повелитель? Поразмышляйте сами: ведь если бы вы меня не посадили в тюрьму и я поехал бы на охоту с вами, то нас бы схватили обоих. Не сумев воспользоваться вами, бандит принес бы в жертву меня. Ведь у меня-то все части тела на месте!»

«Да! Поистине, неисповедимы пути Господни», – радостно произнес Акбар, поглаживая свою бороду и удивляясь тому, насколько Всезнающий Господь может быть мудр и непостижим.

Выводом к этой истории служит тот факт, что бессмысленно обижаться на Бога, людей и обстоятельства, когда мы так ограничены в своих суждениях о происходящем. Просто принимая Его мудрые уроки как способ избавить нас от ложной гордости, нам будет гораздо легче сохранять веру, спокойствие и силу духа, что бы с нами ни происходило. Но, не сделав этого, мы так и не сможем избавиться от своей гордыни, которая всегда будет сопровождаться обидой, неспособностью расти и духовно очищаться.

 

1.7. Наименьшей проблемой - Бог устраняет большую беду.

 В материальном мире все относительно, и любое несчастье здесь не может быть абсолютно плохим, так же как любое счастье - абсолютно хорошим. Понять это нетрудно: за временной удачей может скрываться большое горе, так же, как за любой проблемой нас может поджидать большая удача. Все относительно, и в миру об этом говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

 Чтобы понять это основательно, можно привести такой пример: мы можем опоздать на самолет или поезд, что может восприниматься как величайшее горе. Но если позже мы узнаём, что тот же самолет после вылета потерпел катастрофу, то лично для себя мы воспримем это как величайшее везение и удачу. При одной и той же ситуации мы можем менять свое настроение или отношение вплоть до противоположного: наше сожаление в одно мгновение сменяется нашей радостью. В этом смысле наши радости и переживания становятся полностью относительными эмоциями, поскольку мы не знаем, что в будущем нам предвещает та или иная ситуация. Можно сколько угодно сокрушаться, что мы опоздали, например, на поезд, но, посмотрев на ситуацию с другой стороны, можно рассудить, что, возможно, именно это и спасло нам жизнь. Понимая относительность материального взгляда на вещи, мудрые люди, в соответствии с ситуацией, высказы-ваются об этом так: «Не ведаешь, не знаешь, где найдешь, где потеряешь».

Чтобы не подпадать под влияние относительной и обманчивой двойственности радости и горя, а также всегда сохранять спокойствие - единственно верным шагом, будет позиция «смотреть на все глазами Бога». Для этого лишь необходимо понять, что Всезнающий Господь, зная прошлое, настоящее и будущее и видя картину происходящего в целом, просчитывает ситуацию так, как это будет для кого-то спасением, а для кого-то концом. Поэтому священные писания «предупреждают» нас в том, чтобы научиться зависить только от воли Господа, поскольку только в этом случае можно расчитывать на Его защиту. В «Бхагавад-гите» Господь Сам говорит об этом так: «Во всех делах и начинаниях всегда полагайся на Меня и помни, что ты нахо-дишься под Моей защитой. Таким образом, занимаясь преданным служением, всегда думай обо Мне. Думая обо Мне, ты Моей милостью преодолеешь все препятствия обусловленной жизни. Если же ты будешь действовать, побуждае-мый ложным эго, не слушая Моих указаний и не памятуя обо Мне, то потеряешь себя» (Б.-г.,18.57-58).

В настроении зависимости от Господа, мы уже можем не сомневаться, что с Богом, даже временная неудача, может быть устроена для того, чтобы отвести от нас настоящую беду. Однако человек, который не предан Богу, не сможет так думать, поскольку полагается только на свои усилия (свое ложное эго), и смотрит на все с точки зрения сиюминутной выгоды и удовлетворения чувств.

Итак, только тот, кто предался Богу, знает как расмотреть любую ситуацию в позитивном свете. Для более ясного понимания можно привести такой пример: среди ночи у нас прорвало в доме трубу. Конечно, это сразу же станет досадой для обычного человека. Но преданный сразу посмотрит на эту ситуацию глазами Бога, т.е. он увидит благо в том, что произошло это именно в тот момент, когда мы были дома. При нашем отсутствии, мы не избежали бы большого потопа и таких же больших расходов на его устранение. Но даже если в это время нас и не было дома, преданный Господу, все равно рассудит так, что могло быть все гораздо хуже. Верующий человек мыслит всегда так: «Если я сломал палец, то благо в том, что я не сломал руку, но если я сломал руку, то хорошо, что не сломал шею». Мы можем даже попасть в аварию и сильно повредить свое тело, но при обычной карме (т.е. последствии своих прошлых грехов) мы, возможно, должны были бы вообще это тело оставить. Поэтотму есть правило:

 

 

Смотреть на все глазами Бога - значит понимать, что ничего не

происходит случайно, знать, что все зависит только от Его высшей воли,

полагаться только на Его поддержку, и во всем видеть Его любящую

руку. Только так можно всегда находиться в состоянии спокойствия

и духовного счастья.

 

 

Если мы действительно зависим от Бога, то соответственно должны будем и доверять Ему, принимая ситуацию без всякого обсуждения и негодования. В этом и есть смысл доверия и зависимости от Бога, и для тех, кто поступает так, существует еще одно правило: «Бог либо всегда прав, либо Его мнение не обсуждается!». Только так возможно не зависеть от обманчивой относительности этого бренного мира и на все смотреть как на милость Господа, у которого все происходит под Его надзором и всегда во благо каждому, если уметь на это правильно посмотреть.

Такое настроение и называется «быть в сознании Бога», который, в отличие от нас, не поступает и не думает как обычный человек. Он видит любую ситуацию в полном совершенстве и до мельчайших подробностей. Все Его действия продиктованы только любовью и безграничным состраданием к нам. Он никогда не ошибается и абсолютно лишен ложного эго. Одним словом, Он полностью находится в не материальных пред-ставлений. Так утверждают Веды: «Думай обо Мне как о всеведущей, старейшей Верховной Личности, как о владыке вселенной, как о том, кто меньше мельчай-шего и кто поддерживает все мироздание; как о том, кто выше всех материаль-ных представлений, кто не постижим и кто всегда остается личностью; как о том, кто сияет, словно солнце, кто запределен материальному миру». (Б.-г., 8.9).

Любое другое понимание о Нем станет лишь причиной наших заблуждений и негодований. Поскольку мы привыкли судить обо всем, основываясь на телесных представлениях, сиюминутных наслаждениях и желаниях личной выгоды, мы можем подумать, что и Бог не лишен этого. Но такое ограниченное понимание Бога всегда идет в разрез с истинным знанием, тем самым лишая нас способности видеть все происходящее в истинном свете.

Когда мы видим все связанным с Богом, все для нас становится удачей в высшем и абсолютном смысле этого слова. В этом случае мы уже можем ни о чем не беспокоиться, поскольку: «Человек предполагает, а Бог располагает». Поставив себя в зависимость от Бога, наша жизнь уже находится и направляется под личным присмотром Самого Господа, который, в соответствии со священными писаниями, является всеблагим, всемогущим, всезнающим и всеведущим. Под «личным» подразумевается, что Он уже будет смотреть на нашу судьбу не по нашим прошлым поступкам, а по тому совершенному плану, который Он имеет как лучшее средство, чтобы привести нас к высшей цели. Он начнет заботиться и давать нам все необходимое для нашего духов-ного роста, и сведет к минимуму (или уберет совсем) все наши прошлые прегре-шения. Иначе говоря, доверить свою жизнь Богу - значит начать жить по принципу «Береженого - Бог бережет». Но, не соглашаясь жить по этому принципу, остается жить по другому: «Знал бы, где упаду, соломку бы постелил». С таким принципом нам неизбежно придется отвечать за все свои поступки (будущая карма) и всегда действовать на свой страх и риск.

В «Бхагавад-гите» на этот счет говорится: «Никто не может предвидеть, что угото-вила ему судьба, так же хорошо, как Верховный Господь, поэтому самое лучшее, что мы можем сделать, - это поступать в соответствии с волей Верхов-ного Господа. Никто не должен пренебрегать указаниями Верховной Личности Бога или действовать вопреки воле духовного учителя, который является представителем Господа. Волю Верховной Личности Бога нужно выполнять беспрекословно – тогда мы всегда будем в полной безопасности». (Б.-г., 18.59, комм.)

Именно поэтому человек преданный Богу сохраняет душевное равновесие и спокойствие, поскольку зависит только от Него и смотрит на все с точки зрения абсолютного блага. Он полностью уверен: все послано Богом и все совершается с Его дозволения, а значит, это зачем-то необходимо и нет смысла на это сетовать. Без всякой обиды он принимает все посланные ему испытания и никогда не думает о возможной несправедливости к себе. Он понимает, что Бог не пошлет страданий больше, чем мы можем выдержать и, проходя через них, со временем начинает понимать, чему разумный Господь хотел научить его в той или иной ситуации. Если происходящее невозможно понять умом, он просто принимает это как неисповедимый план Господа: возможно, пришло время очередной проверки на искренность и преданность Ему. Или, быть может, Господь решил использовать нас как инструмент в Своих непостижимых и всеблагих планах… В любом случае, нам нет смысла слишком упорствовать, задаваясь вопросом: «Зачем? За что Господи? Почему это произошло сейчас и именно со мной?» Нужно просто стараться быть открытым и смиренным при любых испытаниях, какими бы сложными они ни были, видя в этом высший смысл и промысел всеблагого Господа. Если Бог посчитал что-то для меня важным и правильным, значит, так оно и должно быть и мне это зачем-то нужно: «Все, что ни делает Бог - к лучшему».

Есть и другое известное высказывание: «Неисповедимы пути Господни». Даже в неизлечимой болезни можно увидеть знак, напоминание или предупреждение Господа о том, что мы не есть это бренное тело и надо начать серьезно готовиться к самому ответственному моменту нашей жизни, т.е. к самой смерти. Если мы не есть это тело и смерти все равно не избежать, то не благо ли это, если мы к ней хорошо подготовимся и обеспечим себе хорошую основу для следующей жизни? Мудрые люди хорошо понимают, что смерть – это необратимый процесс для каждого без исключений. Таким образом, если: «Двум смертям не бывать – одной не миновать», то и в болезни можно увидеть милость и немалую пользу. Вопрос лишь в том, насколько ясно мы понимаем основные постулаты священных писаний (например, что мы не есть это тело) и насколько не привязаны к этому миру. Вот тут-то и требуется духовное знание, опыт предания себя Богу и серьезная духовная практика.

 Только преданному возможно такое понимание вещей, поскольку он не привязан к бренному телу и всему, что с ним связано. Он знает свое истинное положение вечного слуги Бога, понимает реальное положение вещей и никогда не живет иллюзиями. Чтобы зря ни о чем не сокрушаться, нужно просто всем сердцем довериться и искренне положиться на Господа, чьи намерения всегда совершенны, благи и продиктованы абсолютной любовью. Важно научиться ценить и благодарить за все, что Он для нас делает. Такое отношение к жизни отражается в высказывании: «Когда я вижу безногого, то сразу благодарю Бога за то, что мои ноги целы, и тут же перестаю сокрушаться о том, что не могу купить себе обуви».

Итак, решение проблем находится в нашем отношении к окружающему, а не в приобретении или изменении чего-то внешнего. И понимая это, нужно всегда помнить о самой большой удаче: «Слава Богу за то, что я вообще еще живой. В каком бы положении я ни оказался - все могло быть гораздо хуже». Тот, кто видит все связанным с Богом и в любой ситуации остается умиротворенным, поистине понимает смысл происходящего. Чтобы этот момент закрепился в нашем сознании основательно и надолго - предлагаем читателю внимательно изучить следуещее правило...  

 

 

Правило 2: Счастье и несчастье зависит от нашего к нему отношения

Духовный рост возможен только при позитивном отношении к жизни и ко всему, что в ней происходит. Твердой основой для такого отношения может быть только вера в Бога и ясное понимание того факта, что за всем стоит Его высшая воля и божественное дозволение. Насколько мы связаны с Ним, полагаемся на Него и верим в Его защиту, ровно настолько мы способны смотреть на жизнь открыто, смело и позитивно. Ничего не происходит без воли Господа! У Него все совершенно и справедливо, и все находится под Его высшим контролем. Кем бы мы ни были, Он всегда настроен дружественно к каждому из нас и Он никогда не отвергает тех, кто отвернулся от Него. Он всегда хочет помочь нам избавиться от материальных страданий даже больше, чем того хотим мы. Эти утверждения, основанные на фактах из священных писаний, дают нам полное основание и уверенность в том, чтобы принимать все происходящее как милость Бога и учиться использовать любую жизненную ситуацию себе во благо. В глазах истинно верующего и по-настоящему преданного Богу человека даже болезнь и смерть являются благоприятной ситуацией, благодаря которой он еще больше может поло-житься на милость и заботу Господа. Не научившись видеть вещи в подобном духовном свете, наше отношение к жизни всегда будет ошибочным и относительным. В позитивном сознании даже в самых неприятных моментах жизни можно увидеть пользу, в то время как с негативным настроем все будет не впрок, даже самое полезное для нас.

 

2.1. Если от жизни ничего не ждать, она становится полна приятных сюрпризов.

Окружающие нас обстоятельства, в которых мы живем, сами по себе нейтральны, но то, как мы их воспринимаем, определяет их как хорошие и плохие. Иными словами, в зависимости от своего взгляда на жизнь, т.е. настроя своего ума, все нам кажется в том свете, через призму которого мы смотрим на этот мир. Это подобно тому, как, надевая красные очки, мы сразу все увидим как будто выкрашенным в красный цвет. Но в действительности никто ничего не красил - это лишь наше видение и восприятие окружающего в определенном свете. В материальном мире это называется ложное самомнение, через которое мы мыслим категориями «я, мне и мое»: я – наслаж-дающийся, контролирующий, управляющий и господин всего, что связано со мной и моим телом. Если внимательно посмотреть на нашу жизнь (даже духовную), мы увидим, что все, что мы делаем, как мыслим и чем живем, часто продиктовано именно таким настроением.

Тот же, кому известно свое истинное положение (вечной духовной души и слуги Бога), уже ни на что не претендует в этом мире и радуется в жизни самой простой мелочи, принимая это как щедрый дар и милость Господа. Он знает, что даже самые простые вещи, которые происходят в этом мире (знакомства, встречи, потери и приобретения), в том числе и обычные физические способности (речь, зрение, слух и т.д.), возможны только с санкции и по воле Господа. Когда у нас есть такое понимание, мы будем благодарны и способны видеть чудо даже в самых обычных мелочах жизни.

Например, такие казалось бы, обычные вещи, как, возможность передвигаться, способ-ность видеть, слышать и разговаривать, все это - огромные ценности. Но если мы не оценим этих возможностей по достоинству, все вокруг нам будет казаться несправед-ливым, приводить к ощущению собственной ущербности и внутренней неполноты. И в этом одна из причин того, почему многие из богатых и знаменитых людей становятся несчастны. Казалось бы, имея все, но живя с неправильным отношением к жизни, они умудряются впадать в депрессию, начинают замыкаться в себе или от неудовлетворен-ности и жадности становятся преступниками. Хуже того, многие из них становятся наркоманами, алкоголиками и даже самоубийцами. Те же, кто живет очень просто и мыслит возвышенно, могут выглядеть как самые счастливые люди на земле. Они понимают, что просто встать утром и иметь уникальную способность видеть, слышать и прославлять Господа – это уже достойно всякой радости и счастья.

Это можно проиллюстрировать примером. Любой человек, вдруг оказавшись слепым, очень бы сожалел о своем недостатке или о том, что когда-то не ценил свою способность видеть. Более того, он был бы готов отдать любые деньги, чтобы вернуть себе эту способность. Для него никакое счастье не могло бы сравниться с этим. Но когда у другого человека все это есть, он умудряется быть самым несчастным и недовольным тем, что имеет. И это лишь означает, если правильно ко всему относится, что самые простые вещи могут сделать нас по-настоящему счастливыми. И также наоборот, когда у нас все есть, но мы не умеем ценить этого, нам постоянно в жизни будет чего-то очень не хватать.

 

Все жизненные трудности нужно воспринимать как хорошую школу мудрости, а неожиданно пришедшую удачу - как приятный сюрприз. Только в таком настроении можно быть счастливым и умиротворенным.

 

Вся проблема в том, что мы привыкли думать о простых, имеющихся у нас вещах как о само собой разумеющихся. Однако забываем, что если даже у нас будет все: деньги, власть, популярность и так далее, что с того, если внутри нашего сердца пылает ад или, например, разрушено здоровье. Если человек, скажем, потерял отношение с другим любимым человеком или от переедания не имеет способности нормально переваривать пищу, то как ему могут помочь в этом деньги и власть? Если он вовремя не может справить свою нужду или третий день не в состоянии нормально сходить в туалет, то и слава, к которой он так стремился, в этом случае также не поможет. В то же время, имея простые вещи - элементарное здоровье, хорошее настроение и любимое дело, можно быть самым счастливым человеком. Таким образом, человек сам делает себя счаст-ливым или несчастным, в зависимости от своего отношения к жизни. Вместо того чтобы радоваться и благодарить Бога за то, что мы до сих пор можем ходить, дышать и видеть - мы умудряемся быть несчастными и недовольными жизнью.

Разумный человек довольствуется самыми простыми вещами, смотрит на происхо-дящее как на милость Господа и во всем видит способ увеличить свой духовный опыт. Другими словами, человек в сознании Бога смотрит на все с точки зрения неиспо-ведимого, всеблагого и совершенного плана Господа. Он понимает, что абсолютно все зависит от Него и связано с Ним, и что все, что с нами происходит, предназначено для того, чтобы мы научились ценить это, любить и полагаться на Него. И когда у нас развивается именно такое понимание жизни, то любые жизненные трудности становятся для нас хорошей школой мудрости, а неожиданно пришедшая удача начинает восприниматься как один сплошной сюрприз. В связи с этим есть хорошая история «Необычное счастье в обычной мелочи».

 

Однажды один гордый царь, возвращаясь домой, с очередной победой над врагом встретил святого. Развлечения ради он спросил у него, что никак не может понять, как в таких скучных вещах, как отречение, отказ от мирских наслаждений и бедной жизни, человек может находить счастье? На это святой ответил так: «Если хочешь узнать ответ, то должен дать слово три дн выполнять все, что я скажу». Воинственный царь не любил отступать и выглядеть трусом и, воспользовавшись тем, чтобы еще раз доказать себе и другим свое могущество, согласился.

Тогда святой сказал, что тот должен три дня поститься и пить только воду, при этом ни разу не сходив в туалет. Для царя такой обет показался весьма странным, но слово воина было важнее его жизни и он пообещал выпол-нить все сказанное святым.

По прошествии этих трех дней, когда царь уже изнемогал от желания справить свою нужду, святой разрешил ему сделать это. Когда же он принялся за дело, его наслаждению, казалось, не было предела. В это самое время к нему подошел святой и спросил:

 - Скажи, пожалуйста, уважаемый царь, что ты чувствуешь?  

 Не долго думая царь, задыхаясь от наслаждения, протяжно ответил:  

 - О святой, скажу тебе честно, что никогда я еще не испытывал такого счастья, просто справляя свою потребность. Поистине ты научил меня видеть счастье в самых простых вещах. Теперь я понимаю, что счастье – это способность испытывать его даже тогда, когда для этого нет никакого повода.

Выводом к этой истории могут послужить строки из «Бхагавад-гиты»: «…все страдания он (преданный) принимает как милость Господа, считая, что заслуживает даже более сурового наказания за свои прошлые грехи. Кроме того, он убежден, что Всемилостивый Господь сводит его страдания к минимуму. Когда он счастлив, то считает это счастье даром Господа, а себя – недостойным такого дара; он понимает, что оказался в прекрасных условиях только по милости Господа, и использует их для того, чтобы служить Господу еще лучше. Служа Господу, он действует смело и решительно и при этом не попадает под влияние привязан-ностей и неприязни». (Б.-г., 2.56., комм.)

 

2.2. Имея полстакана воды, можно или радоваться этому, или огорчаться: как посмотреть!

Как уже говорилось, любая жизненная ситуация строится в соответствии с нашими ожиданиями, и мы сами решаем, быть ей хорошей или плохой. Не умея ценить и правильно пользоваться теми благами, которые мы имеем, мы всегда будем ощущать состояние ущемленности и недостатка. Именно они порождают зависть, критику и враждебность к другим. Но если посмотреть на вещи с духовной точки зрения, то все, что нам необходимо для счастья, у нас уже есть. Что же это значит?

Истина состоит в том, что наше счастье заключается в любви к Богу, и эта любовь уже находится внутри нас. Для того чтобы ее пробудить, поистине требуется совсем немного: небольшое количество пищи для поддержания тела, крыша над головой, знание о наших взаимоотношениях с Ним и процесс восстановления этих отношений. Лишь наша матери-альная обусловленность и неправильное представление о своих истинных потребностях делают нас несчастными и постоянно в чем-то нуждающимися. Это подоб-но тому, что мы думаем, глядя на половину заполненного водой стакана. Можно долго сокрушаться, когда мы сожалеем, что у нас в наличии всего лишь половина заполненного водой стакана. А можно удивляться и радоваться тому, что у нас есть целых полстакана воды.

 

Одно и то же событие можно воспринять с двух противоположных точек

зрения. От этого зависит, будем ли мы оптимистом, который считает,

что стакан наполовину полный, или пессимистом, который считает,

что стакан наполовину пустой.

  

Приведем пример: мы можем думать, что счастливым нас может сделать какая-то вещь, какой-то человек, какие-то материальные обстоятельства. Однако, как правило, позже выясняется, что, если даже мы получаем желаемое, наше счастье будет напрямую зависеть от того, как мы будем реагировать на это. Те же деньги, покупка автомобиля, большая известность или любимый человек могут легко стать причиной нескончаемых проблем: могут появиться завистники, воры, убийцы, любимый человек может бросить нас или можно попасть в серьезную аварию и т.д. Таким образом, желание иметь все это может в одно мгновение сменить свою окраску: лучше бы этого у меня никогда не было! Анализируя, мы приходим к тому же выводу, что только мы выбираем, быть нам или не быть счастливыми при наличии или отсутствии тех или иных вещей (т.е. радоваться или огорчаться от имеющегося полстакана воды). В этом относительном мире мы не знаем, что для нас было бы лучше, что хуже. Поэтому счастье, которое мы так усердно ищем вовне, не может зависеть от внешних обстоятельств, его можно ощутить только внутри своего сердца и только правильным отношением к жизни.

Для ясности можно привести другой пример. Представьте, что сейчас вы живете в простой квартирке и имеете ровно столько, сколько хватило бы на самый необходимый прожиточный минимум. Но у вашего друга, например, очень богатая, благоустроенная квартира. На фоне этого вы можете чувствовать себя несколько ущемленно. Вдруг обстоятельства резко меняются, и вы попадаете в еще более худшие условия жизни: ужасная комната в коммунальном доме, злые соседи, нехватка средств к существованию и т.д. Напрашивается естественный вывод, что раз вы не сумели оценить прежнее положение, то при таком раскладе вещей вы будете чувствовать себя еще более дискомфортно и подавленно. И только когда вы действительно прочувствуйте весь этот ужас, который пережили, вернувшись в свою прежнюю квартирку, вы станете совсем по-другому относиться к тем условиям, которых раньше не ценили. Теперь жизнь в этой простой квартирке вам покажется самым райским местом на земле (это проверенный факт). Квартирка осталась той же, но отношение к ней полностью изменилось, точно так же как мы можем начать радоваться от половины заполненного водой стакана. Хорошей иллюстрацией к этому послужит нижеописанная история: «Я выбираю счастье!».

 

Один мудрец удивлял всех тем, что постоянно испытывал счастье. Улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была как один сплошной праздник. Даже когда пришло время умирать, все, что он делал, это просто улыбался. Однажды, когда ему стало совсем плохо, ученики пришли прощаться со своим любящим учителем, и, усевшись вокруг его кровати, один из них спросил:

 - Гурудев, почему вы все время улыбаетесь? Всю свою жизнь вы то шутили, то смеялись, а мы удивлялись и не решались спросить, как вам это удается? И даже сейчас, в последние минуты жизни, вы снова улыбаетесь, хотя причин для этого казалось бы нет. В чем же секрет такого вашего состояния?

Мудрец вновь широко улыбнулся и ответил: 

 - Много лет назад я пришел к своему духовному учителю совсем молодым человеком. Мне было всего семнадцать лет, но я был как будто глубоко страдающим стариком. Учителю тогда было семьдесят, но он улыбался и смеялся как ребенок, без всякой видимой причины. Я спросил его: «Как вам это удается, учитель?» И он ответил: 

 - Господь каждому из нас дал свободу выбирать. И однажды поняв это, я сделал свой выбор: я решил думать только о хорошем, всегда улыбаться жизни и принимать все ее дары как незаслуженные подарки. Ведь на самом деле так оно и есть: нашего здесь ничего нет и все мы зависим от Высшей воли. Мы всегда думаем, что чем-то ущемлены, вместо того, чтобы обратить внимание на то, как много нам уже дано. Каждое утро, когда я открывал глаза, я спрашивал себя: «Не чудо ли это, что я до сих пор живой и могу что-то сделать для Господа и своего вечного блага?» Зачем мне выбирать уныние и страдание, если у меня есть все возможности радоваться новому дню и иметь шанс сделать что-то доброе?! И я выбирал счастье, ведь это так естественно.

Вывод этой истории таков: можно быть счастливым абсолютно в любом положении. Любую, казалось бы, неразрешимую проблему всегда можно решить, если взглянуть на нее с другой, нестандартной, точки зрения. Вместо того чтобы все время огорчаться, можно на тех же основаниях все время радоваться. Вопрос лишь в том, как на это посмотреть… И все это значит, что нет неразрешимых проблем, есть только обусловленность нашего мышления, которая и мешает нам видеть и воспринимать жизнь в истинном свете.

 

 

2.3. Если мы не можем изменить ситуацию, то всегда можем изменить отношение к ней.

Зачастую мы недоумеваем: предопределена ли наша жизнь судьбой или же у нас есть выбор действовать так, а не иначе. Веды однозначно утверждают: судьбу или волю Провидения действительно невозможно обмануть, перехитрить или как-то згладить безвыходную ситуацию. При этом свободный выбор у нас все же остается, и здесь мы становимся одновременно заложниками и творцами своей судьбы, т.е. пожинаем плоды своей прошлой кармы и тут же своим отношением, поведением и умонастроением создаем новую. Проблема, однако, в том, что под влиянием нашей прошлой кармы (мыслей и поступков), этот выбор настолько обуславливается наими личными интересами, что мы порой начинаем думать, что в той или иной ситуации поступаем совершенно свободно... При этом полностью упускаем из виду понимание того, что принимая какое-либо решение, мы делаем это под полным влиянием и в угоду своих эгоистических желаний и материальных привязанностей, унаследованных нами из прошлого (например, прошлых привычек, привязанностей, стереотипов мышления и т.д.). Этим и объясняется предопредленность будущей судьбы каждого человека и точных астрологических расчетов (предсказаний) всей его жизни, вплоть до мельчайших подробностей. Одним словом, мы не властны над внешними обстоятельствами жизни и это - аксиома на все времена... Однако получив истинное знание о самом себе (как о вечной духовной душе), и действуя соответсвенно, мы становимся свободны в своем выборе того, как правильно реагировать на все происходящее, даже если внешне что-то изменить практически невозможно. Таким образом, в зависимости от знания и духовного опыта, мы можем самую неблагоприятную ситуацию пересмотреть в духовном свете и вместо страданий и боли, извлечь из этого максимальное духовное благо, не создавая при этом будущей кармы и незапутываясь в ней.

 

Любые события можно перевернуть в сторону абсолютно противоположную: угол зрения, принятие решений и суждения о них

выбираем только мы сами.

 

Давайте рассмотрим это на практическом примере: если мы уверены, что сегодняшний день для нас будет удачным, то воспримем машину, промчавшуюся в нескольких сантиметрах от нас, как свидетельство благосклонности к нам судьбы: «Ну и повезло же мне!» Если же мы настроены на то, что сегодняшний день будет неудачным, это же событие будет истолковано так: «Ужасно! С самого утра все идет вкривь и вкось! Меня чуть не убило». А ведь это одно и то же происшествие! Отсюда видно, что один образ мыслей приводит в хорошее, позитивное расположение духа, а другой – еще больше портит наше и без того плохое настроение. С положительным настроем на жизнь можно легко преодолевать любые повороты судьбы и даже удивляться тому, насколько удачно все у нас складывается в действительности. В этом смысле, независимо от внешних обстоятельств, мы прямо сейчас можем смело сказать себе: «С сегодняшнего дня мне всегда везет!» А в житейской мудрости говорится об этом так: «Качество ваших мыслей напрямую определяет степень вашего счастья». В подверждение этому в народе есть хорошая история «Факты и суждения».

 

Жил в одной деревне старик. Был он беден, но у него был прекрасный белый конь. Но однажды утром, зайдя в стойло, старик обнаружил, что коня украли. Собралась вся деревня, и все стали обсуждать только этот факт.

 - Какое несчастье! – говорили люди. – Какое великое горе постигло старика!    

Старик же сохранял спокойствие и отвечал:  

 - Что вы заладили, нет никакого несчастья. Просто коня нет в стойле. Это факт, а остальное – наши суждения. Не судите – счастье, несчастье, как вы можете это знать?      

Прошло время, и вдруг неожиданно конь вернулся. Он не был украден, он сбежал в лес и привел с собой дюжину прекрасных диких лошадей.   

И снова вся деревня стала говорить:

 - Какое счастье! Вот теперь мы понимаем, это настоящее счастье!  

Старик снова отвечал: 

 - Нет никакого счастья. Просто конь вернулся и привел с собой лошадей. Это единственный факт, а остальное наши суждения. Не судите – счастье, несча-стье, - как вы можете это знать?

У старика был единственный молодой сын. Он стал объезжать диких лошадей, но упал и сломал ногу.

И снова вся деревня стала обсуждать: 

 - Какое несчастье, вот теперь это точно несчастье!  

И вновь старик ответил:  

 - Нет никакого несчастья, просто сын упал и сломал ногу. Это факт, а остальное наши суждения… 

Через несколько дней на страну напал враг, началась война и всех молодых мужчин забрали в армию. И только сын старика был оставлен, поскольку не мог ходить. 

И вся деревня стала завидовать старику и его сыну:  

 - Каким счастьем для вас обернулось то, что ваш сын упал и сломал ногу!  

И на этот раз старик ответил:  

 - Да не судите вы – счастье, несчастье, - как вы можете это знать? Жизнь дает нам только факты, а какие для нас лучшие, какие худшие – знать может только Бог!  

Вывод этой притчи таков: В отличие от нас Бог лучше знает, что для нас является самым благоприятным, а что проклятием. Поскольку Он заботится о нашем духовном благе, можно только радоваться Ему и за все благодарить. При этом можно просто помнить очень хороший и практичный принцип «1 к 9»: «У каждого события, имеющего одно негативное следствие, всегда можно найти девять позитивных». И это действительно так, при условии, если мы установили правильные (духовные) ориентиры и сделали своей целью познание Бога, а не удовлетворение своих ненасытных чувств и эгоистических желаний. 

 

 

 

 

2.4. Проблем не существует, есть только возможности для роста.

Жизнь нужно принимать такой, какова она есть, и учиться видеть благо во всем происходящем. В духовной жизни часто кажется, что нам было бы гораздо легче, если бы нас окружали хорошие люди, если бы мы не имели проблем со здоровьем или если бы наше материальное положение было более чем достаточным. Подобный расклад мыслей очень удобен тем, что помогает легко найти себе оправдание любой своей слабости, нежеланию что-то делать или менять в себе. Слабовольные люди для подобных оправданий всегда мыслят категориями «а вот если бы было так», «да, я понимаю, но сделаю это не сейчас» и «все виноваты, кроме меня». Этим мы как бы снимаем с себя ответственность за свои неудачи и избавляемся от необходимости работать над собой. В таком настроении человеку будет очень трудно прогресс-сировать духовно, поскольку духовная жизнь как раз и означает не что иное, как школу по обучению независимости от подобных внешних обстоятельств.

В этой школе учатся во всем видеть любую хорошую возможность для собственного роста и уметь использовать любую ситуацию для накопления духовного опыта. Имеется в виду, что внешние обстоятельства и окружающие нас люди никогда не изменятся, пока мы не изменим своего отношения к ним внутри. Совершенно бессмысленно постоянно жаловаться на происходящее, пытаться подстроить мир под себя и обвинять людей, не меняясь при этом самому. Нужно перестать думать обо всем как о плохих временах, людях и событиях, а принять это как способ для накопления знания, опыта и мудрости. С подобным отношением к жизни мы легко можем видеть вещи в позитивном свете, и тогда мир и люди вокруг нас изменятся сами собой. С этого момента из нашей жизни исчезнет множество проблем и мы станем умиротворенными и мудрыми, даже среди «сплошных невезений» и «плохих людей». На этот счет древнее изречение гласит:

 

 

Не бывает плохих времен, людей и событий, есть только то, что учит

нас знанию, опыту и мудрости.

 

Одному человеку все время казалось, что он живет очень тяжело, и он считал это несправедливостью по отношению к себе. Однажды он пришел к Богу и попросил Его:   

 - Господи, можно я выберу для себя другой крест? Уж больно мой тяжеловат для меня.

Посмотрел Бог на человека с улыбкой, привел его в хранилище, в котором хранятся кресты, и сказал: 

 - Ну что ж, выбирай… 

Зашел человек в хранилище и удивился: каких только здесь крестов не было: и маленькие, и большие, и очень тяжелые, и совсем легкие! Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый маленький и легкий. Затем, когда нашел совсем малюсенький из тех, что было, подошел к Богу и попросил: 

 - Господи, можно мне взять этот крест?  

И тут же Всемилостивый Господь ответил:

 - Конечно, можно, но вообще-то это твой собственный крест и есть. 

Мораль этой притчи такова: даже если в нашей жизни происходят какие-то плохие события, не следует отчаиваться и тут же падать духом. Стоит нам только понять, что все события в нашей жизни – это лишь уроки, приближающие нас к Богу, тогда «тяжелый крест», который мы несем, станет легкой и радостной ношей.

 

2.5. Жить с радостью и счастьем возможно только в настоящем.

Говорится: «Не беспокойтесь о прошлом – оно мертво, не надейтесь на будущее – оно изменчиво, пользуйтесь настоящим – пока есть шанс». Это высказывание означает, что счастливым и умиротворенным человек может быть только в настоящем, т.е. здесь и сейчас. Жить воспоминаниями прошлого и с надеждами на будущее – значит жить иллюзией счастья, создаваемого в собственном уме. То есть все то, о чем мы думаем как о хорошем прошлом, остается лишь воспоминаниями, а надежда на счастье в будущем также останется несбыточной мечтой, поскольку в этом мире все временно по определению. Если мы живем в «прошлом и будущем», наше «настоящее» становится стремительным и пугающим переходом из одного состояния времени в другое, что всегда кончается душевной неудовлетворенностью и в конечном итоге - смертью. А вывод здесь всегда один:

 

      Если человек живет в оковах прошлого и ожиданиях будущего, он

                      никогда не сможет радоваться настоящему.

 

Если мы не умеем быть счастливыми в настоящем, т.е. радоваться простым вещам прямо здесь и прямо сейчас, то наша жизнь будет очень скучной, неполноценной и лишь будет медленно приближать нас навстречу неминуемому концу. Стать счастливым в настоящем – значит начать делать все возможное для своего духовного совершенство-вания (см. афоризм ниже «Когда вы поймете, что должны делать, счастье само вас найдет»). Наша истинное счастье – это вечное состояние духовного блаженства и всепоглощающая любовь к Богу. И делать все для достижения этого состояния – значит стремиться жить в настоящем и только для настоящего, т.е. делать все возможное прямо сейчас, для своего вечного и непреходящего счастья. Жизнь очень ценна, и ценить ее вовсе не означает продлить ее как можно дольше, все делать для поддержания своего здоровья и всегда смотреть по сторонам, чтобы случайно не попасть под машину. Прежде всего, это означает не тратить время на материальную бессмыслицу и делать все необходимое для своего духовного роста.

Принцип материального счастья таков: насыщение, пресыщение и в конечном итоге – отвращение. На этот счет есть очень мудрое высказывание мудреца Чанакьи: «Тот, кто оставляет вечное ради бренного, утрачивает то, что вечно и, несомненно, теряет то, что бренно». Привилегия преданности Богу в том и состоит что, даже в самой трудной ситуации человек, преданный Богу, умеет и знает, как радоваться настоящему, если даже оно не всегда «радостное». Он знает, что сейчас он получает то, что заслужил, и отрабатывает свои прошлые прегрешения. Он прекрасно понимает, что раз он образумился и стал преданным, то Господь милостиво смягчает реакции за его грехи. Сознавая это, он сохраняет спокойствие и всеми силами старается больше их не совершать, живя по принципу: «Максимум пользы из невыгодной сделки». Материальное существование – это невыгодная сделка, где всему сопутствуют страда-ния. Но, расплачиваясь за прошлые грехи, преданный не сокрушается, поскольку знает, что отдает свой кармический долг, избавляясь от него раз и навсегда. Это подобно тому, когда, задолжав большую сумму денег, мы отдаем свой долг, который до этого мог нас сильно тяготить и беспокоить. Если даже мы о нем забыли, то Господь не забывает, а значит, «выписывает» его нам по справедливости, но уже чисто символически. Тот же, кто таким сознанием Бога не обладает, увидит в этом только неудачу и крушение своих надежд. Все это будет восприниматься им как проклятие судьбы, совершенная несправедливость и внутренний ад, который он сам создает в собственном сердце, испытывая злость, гнев и обиду на весь этот «несправедливый» мир. В связи с этим есть история «Раскаялся, но не изменился».

 

Однажды один простой мирянин, совершивший много грехов, вдруг перед смертью, на всякий случай, решил помолиться Господу о прощении за грехи: «А вдруг Господь простит?» Господь услышал и учел его раскаяние, и на том свете этот грешник сразу оказался в прекрасном дворце. Это было чудесное место: все сверкало, вокруг было много красивых цветов, прудов и ароматных фруктов. Стоило ему захотеть чего-то – все мгновенно исполнялось. Но единственная проблема заключалась в том, что ему не с кем было пообщаться. Однако человек подумал, что это все равно лучше, чем ад, и стал жить, наслаждаясь райской жизнью. Но вскоре человек заскучал и стал уставать от такой жизни. Через некоторое время он почувствовал, что это стало вообще невыносимым. Тогда он пошел и пожаловался одному из служителей рая: 

 - Вообще-то я грешник и должен был попасть в ад, произошла ошибочка и надо бы ее исправить. Отправьте меня, пожалуйста, туда, где есть хоть кто-нибудь! 

 - Так это и есть ад, - вежливо улыбаясь, ответил слуга, - только это особенный ад для тех, кто раскаялся, но не исправился и изменился. Этот ад называется адом в собственном сердце.

Вывод к этой истории можно сделать такой: счастливым можно быть только внутри своей души и только в настоящем. Но тот, кто живет сожалениями о прошлом и стремится к счастью в будущем, пытаясь менять для этого все, кроме своего собственного характера и правильного отношения, лишь растратит свою жизнь в бессмысленных усилиях и лишь приумножит ту печаль, от которой так стремительно хотел избавиться.

 

2.6. Нет врагов вокруг нас, есть только один враг – это наш необузданный ум.

Друзья и враги в нашем внешнем окружении являются нашим собственным вымыслом, основанным на материальной двойственности и телесных представлениях о жизни. Все наши враги, страхи, и беспокойства существуют только в нашем уме. Священные писания говорят, что настоящим врагом может быть только наш собственный необузданный ум, и лишь от его настроя зависит наше отношения к происходящему. Воспринимая мир через призму своего ума и телесных обозначений, мы сами делаем себе друзей и врагов. 

 Забывая о Боге и своей вечной духовной природе, мы также забываем и то, что материальный мир – это всего лишь большой театр, где каждый надевает определенный костюм и временно играет свою роль. В этом мнимом спектакле кто-то может стать нашим другом или врагом, мужем или женой, ребенком или отцом и т.д. И вся наша проблема состоит лишь в том, что мы так сильно заигрываемся в нем, что напрочь забываем, кто мы есть на самом деле. Забыв, что мы вечная душа, а не это бренное тело, мы сами создаем себе кучу неоправданных проблем, на решения и переживания которых уходит вся наша жизнь. До тех пор пока этот костюм у нас никто не забирает, мы вживаемся в него, создаем вокруг него привязанности и с головой уходим во все, что с ним связано. Но когда его начинают с нас снимать, мы начинаем недоумевать: «Как, я еще не доиграл свою роль, у меня большие планы, мне еще столько проблем надо решить и столько счетов свести с другими…» Так мыслит человек, который, основываясь на телесных представлениях о жизни, становится похож на психически больного или одержимого духами. Но однажды спектакль оканчивается и наша жизнь предстает перед неизбежной реальностью: «К тому, кто при жизни не хочет признавать реальность, она сама придет в образе смерти и безжалостно отберет все, что он так бережно хранил, любил и ценил».

Иногда мы думаем, что если бы вокруг меня люди и обстоятельства были немного лучше, то и я смог бы быть более духовно продвинутым, смиренным и терпеливым. Но все это опять же просто самообман, уловка негативного ума и способ прикрыть свое нежелание меняться.

 

 

               Быть по-настоящему мужественным, сильным и разумным,

                                 значит - уметь обуздывать свой нрав.

 

  

 Тот, кто понимает суть вещей, видит в тех, кто его критикует, своих друзей и учителей. А то, что его прославляют, он просто не берет на свой счет, понимая, что все его заслуги есть не что иное, как милость Господа. В этом смысле он не смотрит на себя и на других как на хороших и плохих, великих и низших и т.д. Он смотрит на всех как на духовные души, временно воплотившиеся в материальном теле, не имеющем ничего общего с духовной душой. По этому поводу есть хорошая восточная притча «Друзья и враги».

 

Один мудрый старик однажды присел отдохнуть у главных ворот города. Вдруг к нему подошел приезжий торговец и спросил: 

 - Я первый раз в этом городе. Ответь, пожалуйста, какие люди живут здесь?   

Старик ответил ему вопросом:  

 - А какие люди были в том городе, из которого ты пришел? 

 - К сожалению, это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда. 

 - Здесь ты встретишь точно таких же, - ответил ему старик. 

Немного погодя, подошел другой приезжий человек и задал тот же вопрос:

 - О добрый человек, я только что приехал из другого города, скажи на милость, какие люди живут в этом городе? 

Старик опять спросил:  

 - А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?    

 - О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расстаться.    

 - Ты найдешь таких же и здесь, - ответил старик. 

Купец, который неподалеку поил своих верблюдов, случайно услышал оба этих диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику: 

 - Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос? 

 - Сын мой, - ласково ответил старик, - каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда пришел, здесь также не найдет ничего положительного. Напротив, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдет верных и преданных друзей.

Вывод истории в том, что мир таков, каким мы видим его изнутри своего сердца. А наши настоящие враги - это наши собственные внутренние пороки: вожделение, гнев, жадность, иллюзия, зависть и собственная гордыня. «Если бы мы осознали, что все враги, войны, страхи и беспокойства рождаются только в умах людей, мы приложили бы все усилия, чтобы достичь спокойствия в уме собственном».

 

 

2.7. Самое страшное безверие – это неверие в самого себя.

Потерять веру в себя – значит потерять в жизни все: и цель, и вдохновение, и само стремление жить! Отчаяние, праздность, безысходность и самоуничижение – все это признаки неверия в себя, слабости сердца и отсутствие силы воли. Человек в этом случае думает: «Я не смогу, у меня не получится, это не для меня…» От этого в душе становится пусто и безрадостно. От подобного собственного разочарования и неуверенности внутри закрадывается жалость к самому себе, которая переходит в ненависть к самому себе и затем - в саморазрушение. Все это становится подобно аду внутри. Опуская руки, мы сами ставим на себе крест, и это - самый страшный приговор, который мы собственноручно можем подписать себе сами. Говорится: «Самое угнетающее и разрушающее чувство – это чувство собственного бессилия».

Механизм самоуничижения достаточно легко объясним. Когда человек думает о себе как о слабом неудачнике, этот надуманный образ он начинает вынашивать и воплощать в жизнь, как определенную реальность. От такого самоубеждения он сам же становится жертвой подобного мнения о себе: он уверяет себя, что он очень слабовольный, убеждает себя, что у него ничего не получится, что все у него в жизни плохо и т.д. Но, как правило, это всегда означает лишь одно: это самый удобный способ для тех, кто хочет избежать какой-либо ответственности, особенно в приложении усилий в духовной практике. Не случайно говорятся: «Ощущение собственной беспомощности - уменьшает бремя ответственности».

   У слабовольного и безответственного человека, не желающего прилагать усилия для духовного роста, жизнь начинает строиться по принципу самотека: его время не организовано, он позволяет себе потакать чувствам, внутри он постоянно не удовлетворен собой, часто жалуется на происходящее и делает виноватыми других. В конце концов, от неудовлетворенности его внутренняя обида проявляется и в его внешнем поведении: в желании замыкаться в себе, избегать внешнего общения, спорить по пустякам, гневаться без причины, искать виноватых, критиковать других и т.д.     

Причиной такого поведения становится собственная внутренняя слабость и неудовлетворенность. В дальнейшем его действия проявляются как внутренняя, разрушительная сила, толкающая на самые отвратительные поступки: неорганизован-ность, переедание, неконтролируемый гнев, безудержное потакание чувствам, праздное настроение и т.д. Все это выражается как состояние отчаяния, суть которого всегда одна: мы перестаем уважать себя за свою же слабость, и проявляем это через самонаказание и саморазрушение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: