Цель. Та же.
Пособия. Коробочки и шарики 4 основных цветов.
Ход занятия. Логопед ставит на стол в один ряд по-
очередно цветные коробочки, называя их цвет. Показывает
на шарики, лежащие в коробке: «Посмотри, какие краси-
вые шарики: и желтые, к красные, и зеленые, и синие». Вы-
нимает из коробки шарик. «Это красный шарик. Я положу
его в красную коробочку». Подносит шарик к коробочке
так, чтобы ребенок мог установить тождество цвета шарика
с цветом коробочки, и кладет щ,арик. Дает ребенку синий
шарик: «Это синий шарик. Покажи синюю коробочку^. Ре- ;
бенок показывает, получает шарик и кладет его в коробоч-
ку. Шарики даются ребенку по одному. Порядок подачи
шариков логопед постоянно меняет, чтобы избежать стерео-
типности в действиях ребенка. Если малыш при соотнесении '
цвета не ошибается, взрослый ставит перед ним коробку с J
оставшимися шариками и предлагает самостоятельно раз- '
дожить шарики по коробочкам.
При выполнении задания ребедок самостоятельно или
повторяя за логопедом называет цвет шарика или коробоч- :
|
|
ки. Если малыш при самостоятельном действии ошибается, |
взрослый останавливает его и предлагает установить тож-;;
.2
72
дество цвета шарика и коробочки. Для его установления ре-
бенок подносит шарик к коробочкам- Когда он разложит
все шарики, логопед просит его еще раз самостоятельно
или с помощью взрослого назвать цвет коробочки.
Грибки
Цель. Та же.
Пособия. Четырехцветный столик с'5 отверстиями на
каждой панели для грибков; 20 грибков четырех основных
цветов.
Ход занятия. Перед ребенком ставится столик так,
чтобы ближе к нему находились панели синего и красного
цвета. Логопед' показывает красный грибок, спрашивает;
«Какого цвета грибок?» — «Грибок красного цвета», —
отвечает ребенок. Логопед просит ребенка показать крас-
ную дощечку. Ребенок показывает, говорит: «Эта дощечка
красная». Аналогично анализируются предметы синего
цвета. «Сейчас будем вставлять грибочки в дырочки: крас-
ные грибочки на красную дощечку, синие грибочки на си-
нюю дощечку», — говорит взрослый и показывает, как это
делается. Затем дает ребенку по 4 грибка красного и синего
цвета; «А теперь вставь грибочки сам». После того как ма-
лыш вставит все грибки, они вынимаются и убираются.
Логопед поворачивает столик на 90°. Перед ребенком
оказывается желтая панель и вновь синяя панель. Задание
повторяется. Всякий раз, когда ребенок берет грибок, лого-
пед просит назвать цвет этого грибка: «Какого цвета у тебя
грибок?»—«У меня синий грибок (или желтый)»,— отве-
чает ребенок.
Столик переворачивается еще на 90", и перед ребенком
теперь находятся зеленая панель и опять желтая панель, ко-
торые обыгрываются так же, как и предыдущие 2 цвета.
Еще поворот столика на 90°: теперь перед ребенком оказы-
ваются красный цвет и вновь зеленый.
|
|
Таким образом, при повороте столика на 90° ребенок
дважды повторяет название каждого цвета, что способству-
ет лучшему его запоминанию. При повторных занятиях
можно ограничиться поворотом столика на 180°,
Разложи картинки по дощечкам
Цель. Та же.
Пособие. 4 дощечки, по 6 предметных картинок ос-
новных цветов,
.73
Ход занятия. На столе 4 дощечки основных цветов-
Предметные картинки у логопеда. «Какого цвета дощеч-
ки?»—спрашивает взрослый. Ребенок называет. Если он
неправильно определил цвет одной из дощечек, логопед по-
правляет его, называет цвет дощечки и просит ребенка по-
вторить. После этого показывает предметную картинку с
изображением красного флажка, спрашивает: «Аня. что
это?» — «Это красный флажок», — отвечает ребенок. «На
какую дощечку положить эту картинку?» — спрашивает ло-
гопед. Ребенок указывает на дощечку: «Я положу флажок
на красную дощечку». — «А что здесь нарисовано?» — спра-
шивает взрослый, показывая другую картинку с изображе-
нием тапочек синего цвета, «Это тапочки»,—говорит ребе-
нок. Логопед задает вопрос о цаете тапочек. «.Тапочки си-
ние. Я доложу картинку сюда», — ребенок показывает на
синюю дощечку. Так обыгрываются картинки до тех пор,
пока логопед не убедится, что малыш понимаег и правиль-
но выполняет задание.
Тогда логопед выкладывает на стол оставшиеся картин-
ки и предлагает ребенку самостоятельно разложить их по
дощечкам. При этом он следит за тем, чтобы малыш сопро-
вождал свои действия речью-
Найди место каждой игрушке
Цель. Учить классифицировать предметы по 2 призна-
кам: цвету и форме.
Пособия. 4 дощечки а по 4 квадрата, круга, треуголь-
ника, овала 4 основных цветов.
Ход занятия. Логопед кладет перед ребенком до-
щечки 4 основных цветов. Коробка с цветными геометриче-
скими фигурами находится у логопеда. Он вынимает из ко-
робки квадрат зеленого цвета, спрашивает: «Что это?»—
«Это квадратик, — отвечает ребенок «Какого цвета квад-
ратик?»—спрашивает взрослый, «Квадратик зеленый-», —
говорит малыш. «На какую дощечку ты положишь квадра-
тик?» — задает вопрос логопед, «Я положу на эту дощеч-
ку», — говорит ребенок, берет у логопеда квадрат и кладет
на зеленую дощечку. Аналогичное задание проводится с зе-
леным кругом. «А эта игрушка какого цвета?» — спраши-
вает логопед, показывая трапецию, «Эта игрушка крас-
ная, — отвечает малыш. — Я положу ее на красную до-
щечку».
Как только логопед увидит, что ребенок правильно рас-
кладывает по дощечкам геометрические фигуры, ориенти-
74
руясь только на их цвет, он выкладывает на стол оставшие-
ся у него фигуры и предлагает малышу самостоятельно
разложить их по дощечкам.
Все формы геометрических фигур, кроме квадрата я
круга, логопед обозначает словом игрушка.