Источники права франков

В эпоху варварских королевств регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве. Основы общественно-юридического быта германских наро­дов были, в целом, едиными, поэтому формирующееся право к IV - V вв. составило единую систему особого германского типа.

Это германское право стало вторым, по важности, наряду с римским правом, источником всей позднейшей европейской юридической культуры.

В условиях ранней государственности германцев обычное право было сначала записано, а затем кодифицировано. Эти письменные своды получили название Варварских правд. Все варварские правды сложились под значительным влиянием ин­ститутов и принципов римского права. Как исторический тип, варварские правды - сложные, по составу, разноплановые кодексы. Значительное место в них занимали выдержки или полные тексты королевских капитуляриев и эдиктов. Крайне малое место в правдах выделялось нормам частного права: не только в силу недостаточной выраженности этих отношений в культуре германцев, но и потому, что в ряде германских областей продолжало дейст­вовать римское право. Их содержание ограничивалось особо значимыми обычаями в земельных или семейно-родовых отношениях и нормами судеб­ного и уголовного права. Нормы, в подавляющем большинстве, имели казус­ный характер; но в более поздних правдах появляются и более общие пред­писания, посвященные охране привилегий церкви или короны.

Одной из самых ранних и, вместе с тем, классических правд считается Салический закон (lexsalica), принятый у франков - его самая ранняя часть относится к концу V в. (486 - 496 гг.). Утвержденная преемником первого франкского короля, правда состояла из 65 глав-титулов, каждый из которых посвящался отдельному юридическому вопросу. Позднее, Салический закон неоднократно расширялся и дополнялся - так появились редакции, названные Эмендате (VI - VII вв.) и Геральдия (при Карле Великом).

Другим правовым источником являлиськапитулярии - акты королей, которые сначала именовались также эдиктами, декретами. Посредством капитуляриев восполнялись пробелы Салической Правды. Эти королевские указы имели более универсальное значение и гибкость, распространялись на всю территорию государства, всех его жителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: