Регулирование брачно-семейных отношений по каноническому праву

Брак в каноническом праве понимался и как соглашение между супругами, и как особое таинство священного союза. То, что брак был договором (contractus), предопределяло взаимные права и обязанности супругов, а то, что он был таинством, предполагало его неотменимость - в результате брачного сожительства образовывался особый кровно-родственный союз супругов, разорвать который было не во власти людей.

Для заключения канонического брака важнейшим моментом считалось выражение взаимного согласия на брачный союз. Его должны были выразить сами брачующиеся - ими могли быть мужчины с 16 лет, женщины с 14 лет. Все остальные рассматривались как ассистенты - их могло и не быть.

До решения Тридентского собора XVI в. присутствие священника при церемонии могло быть не обязательным - его мог заменить и мирянин. Брак мог быть тайным. А возможность заключения брака только при свидетелях сохранилась для исключительных случаев и в дальнейшем. Из главного правового принципа - согласие порождает брак - вытекали все существенные элементы брачного права, поэтому этот момент был урегулирован наиболее детально.

Существовал ряд обстоятельств, препятствующих заключению брака, поэтому при этом проводилось оглашение с целью выявления такого рода обстоятельств. Среди них были импотенция, состояние в другом браке или в сане священника, кровное родство супругов. Состояние духовного родства не являлось препятствием. Дискредитировали брак и состояние свойства, убийство новым супругом прежнего супруга, нарушение публичной благо-пристойности (чрезмерная разница в возрасте и др.) Кроме того, признание брака договором обуславливало существование ряда правовых обстоятельств, способных дискредитировать брак после его заключения. Следуя традиции теории обмана в римском праве, право допускает в качестве таковых психическую неспособность, ошибку в личности супруга.

Каноническое право не признавало т.н. фактические браки. Ни взаимное сожительство, ни любовь, ни наличие детей не создавало полноценного брачного союза, если не было на то выраженного согласия. С одной стороны, это исключало возможность принуждения к браку, с другой - вело к расширению института внебрачных детей, не имеющих определенного социального статуса. Впрочем, последующий брак родителей узаконивал их положение.

Развод, согласно жестким каноническим правилам, не допускался. Браки расторгались только смертью или по указанным условиям неполноценности - по дискредитации брака или по ссылке на «правило апостола Павла» - брак с не христианином, отказавшимся креститься.

Под воздействием канонического права распространился принцип свободы завещаний, появился специальный институт исполнителя воли завещателя - душеприказчика, получили приоритет права собственника, по сравнению с правом владения, в котором изначально был порок, в договорное право вошли кредитные сделки, найдено правовое пространство для регламентированного ростовщичества.

Сложившиеся к XII в. jus canonicum стало, хоть и своеобразным по форме, но общеевропейским по значению, источником формирования новых национальных правовых систем.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: