■ Молочные железы кормящей матери — серьёзный барьер для микроорганизмов, солей тяжёлых металлов и других вредных веществ.
■ Такой процесс кормления создаёт особый психоэмоциональный контакт ребёнка с матерью, что влияет на последующие взаимоотношения и на формирование будущего родительского поведения самого ребёнка.
■ Стартует социализация ребёнка, т.е. умение и готовность успешно общаться в последующие периоды жизни с другими людьми.
■ Уменьшаются аномалии прикуса благодаря улучшению формы и развитию челюстей.
Преимуществом грудного вскармливания служит и защита здоровья женщины.
■ Ускорение сокращения матки после родов и уменьшение риска кровотечения.
■ Предупреждение нежелательной беременности при наличии трёх условий:
□ исключительно грудное вскармливание;
□ возраст ребёнка до 6 мес;
□ отсутствие месячных.
■ Уменьшение риска рака молочной железы и яичников в предклимактерическом периоде.
■ Уменьшение риска перелома шейки бедра в постклимактерическом периоде.
■ Большая вероятность восстановить форму после родов, так как лишний жир, накопленный за время беременности, перерабатывается в энергию, необходимую для производства молока.
Для успешного старта грудного вскармливания необходимо профессиональное содружество и преемственность между женской консультацией, родильным домом и детской поликлиникой.
В женской консультации введется программа поддержки грудного вскармливания:
■ занятия в школе будущих матерей;
■ формирование «подготовленных родов»;
■ начало создания доминанты лактации (убеждённость в преимуществе грудного вскармливания и психологическая установка на длительное кормление грудью).
В родильном доме данная программа продолжается и включает важные факторы становления лактации:
■ раннее прикладывание ребёнка к груди (в первые 30 мин после рождения), что стимулирует выработку и выделение молозива (концентрата максимально полезных веществ) и обеспечивает иммунологическую защиту ребёнка;
■ совместное пребывание матери и ребёнка;
■ режим свободного вскармливания, т.е. по требованию младенца в любое время суток;
■ исключение допаивания между кормлениями (если нет на это обоснованных показаний);
■ исключение сосок и заменителей грудного молока;
■ грамотное обучение технике кормления грудью и правилам сцеживания молока;
■ наблюдение за кормлением (положение тела кормящей женщины, реакция матери и ребёнка, их эмоциональная связь, состояние молочных желёз, сам акт сосания — его начало, окончание, продолжительность);
■ индивидуальные рекомендации и советы;
■ психологическая поддержка — вселение уверенности в успехе кормления грудью.
Детская поликлиника «подхватывает эстафетную палочку».
Цель — успешное продолжение программы грудного вскармливания, т.е. эффективное ведение лактации.
Задачи в связи с поставленной целью:
■ информационная и психологическая поддержка кормящей женщины и её семьи;
■ практическая помощь (обучение).
В решении поставленных задач большая роль отводится медицинской сестре.
РЕЖИМ, ПРАВИЛА И НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРУДНОГО КОРМЛЕНИЯ
■ Единственные часы для ребёнка — его собственные биологические часы, поэтому не надо ограничивать частоту и продолжительность кормления, в том числе в ночное время, данный режим приводит к усилению лактации и способствует профилактике лактостаза и мастита.
■ Новорождённый ребёнок может «требовать» 8 и более раз прикладывания к груди в сутки; со временем будет достаточно 6—7 кормлений; важно, что чем чаще мать прикладывает ребёнка к груди, тем лучше её организм приспосабливается к образованию того количества молока, которое необходимо ребёнку.
■ При грудном вскармливании младенец получает только грудное молоко без какой-либо дополнительной пищи или питья, даже воды (её достаточно в материнском молоке — до 97%).
■ Необходимо помнить, что введение питья:
□ способствует ухудшению сосательной способности и угасанию лактации;
□ снижает питательную ценность грудного молока;
□ увеличивает нагрузку на ещё незрелые почки;
□ изменяет микрофлору кишечника;
□ увеличивает риск внесения патогенных или условнопатогенных микроорганизмов;
□ может быть только по обоснованному назначению педиатра.
■ Грудь давать до полного опорожнения молочной железы, так как:
□ первые порции («переднее» молоко) богато водой, белком и углеводами;
□ последние порции («заднее» молоко) содержит много жира;
□ первые порции больше утоляют жажду, а последние — голод.
■ Отказаться от использования сосок и пустышек (накладки для сосков — только по показаниям, определённым врачом), так как они:
□ увеличивают риск формирования неправильного прикуса;
□ изменяют правильную технику сосания;
□ могут способствовать угасанию лактации.
■ Если у матери грудь после кормления уже пустая, а ребёнок не насытился, его нужно приложить к другой груди; следующее кормление тогда надо начинать со второй груди.
■ Ребёнка нельзя резко отнимать от груди, так как это может причинить боль матери, лучше осторожно вложить указательный палец между уголком рта ребёнка и соском, чтобы сосательный рефлекс прекратился.
ЗАТРУДНЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ КОРМЛЕНИИ ГРУДЬЮ
Трещины, кровотечения из соска.
■ Причины:
□ нарушение техники сосания;
□ обработка сосков мылом, антисептиками.
■ Тактика:
□ устранить найденную причину;
□ менять позиции кормления;
□ извлекать сосок под защитой пальца;
□ после кормления смазать соски «задним» молоком и принять воздушную ванну;
□ обработка каким-либо лекарственным средством по назначению врача;
□ при выраженной болезненности — кормления в течение нескольких дней (желательно не более 1—2) через накладку или сцеженным молоком.
Воспаление сосков.
■ Причины:
□ нарушение техники прикладывания к груди;
□ наличие трещин сосков.
■ Тактика:
□ устранение причины;
□ исключение соски, пустышки;
□ при кандидозной инфекции — обработка сосков матери и полости рта ребёнка каким-либо противогрибковым средством (по назначению врача).