Кроме того, сам процесс кормления грудью имеет свои преимущества

■ Молочные железы кормящей матери — серьёзный барьер для микроорга­низмов, солей тяжёлых металлов и других вредных веществ.

■ Такой процесс кормления создаёт особый психоэмоциональный контакт ребёнка с матерью, что влияет на последующие взаимоотношения и на формирование будущего родительского поведения самого ребёнка.

■ Стартует социализация ребёнка, т.е. умение и готовность успешно об­щаться в последующие периоды жизни с другими людьми.

■ Уменьшаются аномалии прикуса благодаря улучшению формы и разви­тию челюстей.

 

Преимуществом грудного вскармливания служит и защита здоровья жен­щины.

■ Ускорение сокращения матки после родов и уменьшение риска крово­течения.

■ Предупреждение нежелательной беременности при наличии трёх условий:

□ исключительно грудное вскармливание;

□ возраст ребёнка до 6 мес;

□ отсутствие месячных.

■ Уменьшение риска рака молочной железы и яичников в предклимактерическом периоде.

■ Уменьшение риска перелома шейки бедра в постклимактерическом пе­риоде.

■ Большая вероятность восстановить форму после родов, так как лишний жир, накопленный за время беременности, перерабатывается в энергию, необходимую для производства молока.

 

Для успешного старта грудного вскармливания необходимо професси­ональное содружество и преемственность между женской консультацией, родильным домом и детской поликлиникой.

В женской консультации введется программа поддержки грудного вскармливания:

■ занятия в школе будущих матерей;

■ формирование «подготовленных родов»;

■ начало создания доминанты лактации (убеждённость в преимуществе грудного вскармливания и психологическая установка на длительное кормление грудью).

В родильном доме данная программа продолжается и включает важные факторы становления лактации:

■ раннее прикладывание ребёнка к груди (в первые 30 мин после рождения), что стимулирует выработку и выделение молозива (концентрата максималь­но полезных веществ) и обеспечивает иммунологическую защиту ребёнка;

■ совместное пребывание матери и ребёнка;

■ режим свободного вскармливания, т.е. по требованию младенца в любое время суток;

■ исключение допаивания между кормлениями (если нет на это обосно­ванных показаний);

■ исключение сосок и заменителей грудного молока;

■ грамотное обучение технике кормления грудью и правилам сцеживания молока;

■ наблюдение за кормлением (положение тела кормящей женщины, ре­акция матери и ребёнка, их эмоциональная связь, состояние молочных желёз, сам акт сосания — его начало, окончание, продолжительность);

■ индивидуальные рекомендации и советы;

■ психологическая поддержка — вселение уверенности в успехе кормления грудью.

Детская поликлиника «подхватывает эстафетную палочку».

Цель — успешное продолжение программы грудного вскармливания, т.е. эффективное ведение лактации.

Задачи в связи с поставленной целью:

■ информационная и психологическая поддержка кормящей женщины и её семьи;

■ практическая помощь (обучение).

В решении поставленных задач большая роль отводится медицинской сестре.

 

РЕЖИМ, ПРАВИЛА И НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРУДНОГО КОРМЛЕНИЯ

■ Единственные часы для ребёнка — его собственные биологические часы, поэтому не надо ограничивать частоту и продолжительность кормления, в том числе в ночное время, данный режим приводит к усилению лакта­ции и способствует профилактике лактостаза и мастита.

■ Новорождённый ребёнок может «требовать» 8 и более раз прикладывания к груди в сутки; со временем будет достаточно 6—7 кормлений; важно, что чем чаще мать прикладывает ребёнка к груди, тем лучше её организм приспосабливается к образованию того количества молока, которое не­обходимо ребёнку.

■ При грудном вскармливании младенец получает только грудное молоко без какой-либо дополнительной пищи или питья, даже воды (её доста­точно в материнском молоке — до 97%).

■ Необходимо помнить, что введение питья:

□ способствует ухудшению сосательной способности и угасанию лакта­ции;

□ снижает питательную ценность грудного молока;

□ увеличивает нагрузку на ещё незрелые почки;

□ изменяет микрофлору кишечника;

□ увеличивает риск внесения патогенных или условнопатогенных мик­роорганизмов;

□ может быть только по обоснованному назначению педиатра.

■ Грудь давать до полного опорожнения молочной железы, так как:

□ первые порции («переднее» молоко) богато водой, белком и углеводами;

□ последние порции («заднее» молоко) содержит много жира;

□ первые порции больше утоляют жажду, а последние — голод.

■ Отказаться от использования сосок и пустышек (накладки для сосков — только по показаниям, определённым врачом), так как они:

□ увеличивают риск формирования неправильного прикуса;

□ изменяют правильную технику сосания;

□ могут способствовать угасанию лактации.

■ Если у матери грудь после кормления уже пустая, а ребёнок не насытил­ся, его нужно приложить к другой груди; следующее кормление тогда надо начинать со второй груди.

■ Ребёнка нельзя резко отнимать от груди, так как это может причинить боль матери, лучше осторожно вложить указательный палец между угол­ком рта ребёнка и соском, чтобы сосательный рефлекс прекратился.

 

ЗАТРУДНЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ КОРМЛЕНИИ ГРУДЬЮ

Трещины, кровотечения из соска.

■ Причины:

□ нарушение техники сосания;

□ обработка сосков мылом, антисептиками.

■ Тактика:

□ устранить найденную причину;

□ менять позиции кормления;

□ извлекать сосок под защитой пальца;

□ после кормления смазать соски «задним» молоком и принять воздуш­ную ванну;

□ обработка каким-либо лекарственным средством по назначению врача;

□ при выраженной болезненности — кормления в течение нескольких дней (желательно не более 1—2) через накладку или сцеженным мо­локом.

Воспаление сосков.

■ Причины:

□ нарушение техники прикладывания к груди;

□ наличие трещин сосков.

■ Тактика:

□ устранение причины;

□ исключение соски, пустышки;

□ при кандидозной инфекции — обработка сосков матери и полости рта ребёнка каким-либо противогрибковым средством (по назначению врача).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: