Не обманешь – не продашь

В своей работе бухгалтерам часто приходится решать весьма специфические проблемы, которые не изучаются в учебных заведениях. Я имею ввиду теневую сторону бизнеса, имеющуюся практически в любой предпринимательской сфере. В результате от бухгалтеров, помимо ведения обычного бухучета, часто требуют обеспечить еще и документальное прикрытие различных махинаций, которые иногда могут принимать весьма значительные масштабы.

Взять хотя бы строительную отрасль. Мне кажется, что через несколько лет у нас в стране почти все новые дома попадают. Сертификаты часто бывают поддельными. Лицензии выдаются кому ни попадя. Посреднические фирмы, занимающиеся оформлением лицензий для строителей, неплохо зарабатывают на этом. Я бы не стала работать бухгалтером в такой фирме.

Частные предприятия любят за счет текущих ремонтов уменьшать прибыль. Из ИФНС иногда даже присылают специалистов в области ремонта, чтобы измерить отремонтированные помещения и вычислить расход строительных материалов. Не мешало бы налоговикам проверять и все дома, построенные под муниципальное жилье – пересчитывать себестоимость.

Строители воровали всегда, но понемногу. В настоящее же время совсем обнаглели. В новостройках под муниципальное жилье все прокрашено кое-как. Краску теперь сбыть легко. На оптовых строительных рынках для этого есть все условия – чеки не пробиваются, документы не нужны. А сейчас еще и цемент, и другие стройматериалы поставляют некачественные. В скором времени стены начнут осыпаться, и останется одна арматура. Квартиры превратятся в металлические клетки. Несколько лет назад в Крылатском у почти достроенного дома, обрушилась стена. А "хрущевки" стоят более 45 лет.

Милиция на стройках периодически отлавливает нелегалов, в основном – таджиков. Я не думаю, что у этих граждан есть строительные специальности. Скорее всего, у себя дома они работали пастухами. В конце марта 2005 года после проверок в Москве была приостановлена работа на 30 стройплощадках.

Я окончила бухгалтерские факультеты в техникуме общественного питания и в торговом институте и поэтому работала в основном в этих сферах. В начале 90-ых годов чуть ли не полстраны стало торгашами.

Некоторые частные предприниматели начинали свой бизнес с рынков. Затем у них появились маленькие магазины. На большие они уже не потянут – нужны уже кое-какие знания в бизнесе. Все мы знаем, как торгуют на рынках. Станут ли нувориши, открыв магазин, вести свой бизнес иначе?

Работники торговли обманывают покупателей, как только могут, а потом удивляются, почему их так не любят. Продавцы и директоров стараются обмануть. В их коммерческих палатках умудряются реализовывать собственный товар или завышают цены, чтобы положить разницу себе в карман. В магазинах самообслуживания ворует один продавец, а платит вся бригада, так как у них коллективная материальная ответственность. Или на сумму недостач повышают цены в следующем месяце. Фактически цены за год вырастают на 50-100 %, а официально инфляция – 12 %.

Чеки в магазинах не пробивают даже в центре Москвы, особенно вечером, по выходным и праздникам, то есть, когда нет проверяющих. Продавцы с кассирами или подставляют директоров, или, наоборот исполняют их пожелания.

В частных магазинах сотрудникам устанавливают оплату в зависимости от оборота. Здесь продавцы намного вежливее. Воровать их иногда заставляют директора, но и сами продавцы не прочь подработать таким образом. Обсчитывают и обвешивают, в том числе и пенсионеров.

Есть люди, которые не съедают все, что им положили в тарелку в кафе или в ресторане. А еще есть люди, работающие в этих самых кафе и ресторанах, которые все не съеденное заново перепродают другим посетителям этих заведений. Раньше так не мелочились. Все объедки собирали в баки и отравляли на свиноферму. Те, кто работал и работает в ресторанном бизнесе, знают, как готовится пища, и стараются не ходить в эти заведения. Ну, может только к своим. А если уж пришлось навестить общепит, то не едят гарниры. Хотелось бы узнать: "В курсе ли такого метода приготовления пищи директора этих заведений, или может, эти безобразия происходят по их указке?" Мне рассказывали работники ресторанного бизнеса, что такой порядок царит везде и всюду.

А уж дурачить наемных работников для руководителей вообще нормальное явление. Моей подруге приблизительно через год работы стали задерживать зарплату, и таким образом образовалась задолженность. А это плохой признак. У директора с учредителем по какой-то неизвестной причине возник конфликт. Наверно, прибыль поделить не могли. Директор уволился. Пришла налоговая полиция с проверкой, и эта фирма временно закрылась. Задолженность по зарплате обещали отдать, но не отдали. Через пару месяцев фирма снова заработала, но уже без моей подруги. Угрожать им проверкой к тому времени было бесполезно.

Иногда бухгалтерам умышленно задерживают зарплату, в надежде, что они психанут и уволятся. Так случается, если на работе сложилась конфликтная ситуация, бухгалтера хотят заменить, а он этого не понимает. Бывает так, что директор вынужден пристроить на работу своего человека. Если бухгалтер стал раздражать руководителя по какой-либо причине, то на подсознательном уровне тот начнет искать повод для возникновения конфликта. Есть люди, которые не могут прямо сказать что-то плохое и ищут обходные пути.

В наше время нельзя быть доверчивой. Надо все перепроверять и развивать шестое чувство. Бизнесмены частенько обманывают друг друга. Директора иногда обманывают бухгалтеров, обещая предъявить документы, которых у них и в помине нет. В результате бухгалтер уменьшает прибыль, неправильно рассчитывает другие налоги, а потом выясняется, что обещанных документов не будет, а если и будут, то совсем на другую сумму. Приходится срочно все переделывать. Вот так и делаем по два баланса за одну зарплату в последнюю минуту.

Мне один директор на бывшей работе предлагал в помощницы свою знакомую. Я отказалась. Научишь ее всему, а потом могут попросить и место освободить. Ему же я сказала, что справлюсь сама, а его знакомая меня будет только отвлекать. А если он хочет ей помочь, то пусть окажет материальную помощь.

Для обмана сотрудников применяют и более изощренные схемы. В 90-е годы в одном крупном универмаге города Москвы – закрытом акционерном обществе – произошел передел собственности. После этого контрольный пакет акций оказался в руках одного господина, который приехал из другого города, чтобы в Москве разбогатеть. Он стал руководить данной крупной торговой точкой. До этого у него было несколько маленьких частных фирм. В универмаге работало около тысячи человек. Всем работникам официально установили оклад в две минимальные зарплаты, т.е. 200 рублей. Новоявленный хозяин сократил тех, кто не захотел продать ему свои акции или оформить на него доверенность для голосования. Одной из первых продавшихся была главный бухгалтер. Да ей и ни к чему держать акции, когда зарплата – 2000 долларов в конверте, тем более что доллар в то время постоянно рос. Вскоре обо всех этих безобразиях узнало чуть ли не полгорода. В газетах тоже написали о том, чем закончилась приватизация в отдельно взятой торговой точке. Но торгашам никто не сочувствовал, сами догадайтесь, почему? Если кто-то из сотрудников не угождал руководству или допускал грубые ошибки в работе, то их конверты с "черной" зарплатой становились тоньше и легче.

Однажды этому предприятию срочно понадобилось купить валюту. Одна бухгалтер слишком долго печатала необходимые для этой покупки документы, а другая опоздала в банк. На следующий день доллар немного вырос. Директора взбесила нерасторопность бухгалтеров. Он их наказал, выдав за месяц только официальную зарплату – две минимальные. Вот так за доллары наказывают рублем. Там после передела собственности зарплата у рядовых бухгалтеров выше 150 долларов не поднималась. Самые прозорливые акционеры уволились ранее, успели до начала беспредела.

Моя подруга, устроившись в фирму, проработала там полтора месяца главным бухгалтером. В один из дней к ней на работе подошла какая-то женщина и попросила показать бухгалтерские документы. Бухгалтер удивилась, подумала, что пришла какая-то проверка. Но на вопрос: "А вы, собственно, кто?" – незнакомка ответила: "Я главный бухгалтер!" Умеют некоторые директора кадры подбирать. Одну еще не уволили, а другую уже устроили.

 

Учиться, учиться и учиться!

Налоговое и бухгалтерское законодательство все время меняется. Чтобы более точно оценить последствия этих изменений, просто представьте, что поменялась таблица умножения, которую вы учили наизусть еще в школе. В голове у бухгалтеров все перепуталось. У нас не один раз менялся План счетов бухгалтерского учета. Были годы, когда ставки подоходного налога менялись по два раза в год. Я думаю, что ни в одной стране мира бухгалтер не утомлен так, как в России. Мой мозг стал бастовать. Не хочет запоминать новую информацию по налогообложению. Я его понимаю. А зачем запоминать? Примерно через полгода надо будет постараться все это забыть и выучить новую порцию информации. Иногда кажется, что мысли в голове занимаются аэробикой – так и скачут!

Я встречала директоров, пострадавших от бухгалтеров из-за низкой квалификации последних и по другим интересным причинам. Законодательство у нас в стране запутанное, да и достаточно часто меняется. Многие бухгалтеры не желают повышать квалификацию, ссылаясь на отсутствие времени, денег и на усталость. Но это директоров не волнует. Руководитель должен быть уверен в качестве работы своего сотрудника. Есть, конечно, бухгалтеры, у которых нет семейных проблем и времени достаточно, но они просто ленятся и не хотят даже почитать финансовую литературу, чтобы узнать о новшествах нашего законодательства. Отсюда ошибки в учете, иногда глупые. Если позже будет проверка, то, естественно, последуют и санкции. Были случаи, когда фирмам насчитывали огромные штрафы из-за горе-бухгалтеров. В результате учредители бросали эти фирмы. Приходилось платить юристам, чтобы открыть новые. Штраф может появиться из-за неправильно оформленного документа или из-за его отсутствия. Чтобы снять с себя вину, бухгалтер должен заранее ставить директора в известность об этом факте. Но, как ни странно, есть такие бухгалтеры, которые относятся к документам небрежно. Они не придают большого значения приказам, бухгалтерским справкам, карточкам, трудовым контрактам, табелям.

Если учет ведется на компьютере, то почти все документы будут сформированы так, как это предусмотрели программисты. Почти все, но не все. Многие бухгалтеры пеняют на компьютерную программу, но она ответственности перед директором не несет, в отличие от них самих. Работу компьютера надо проверять, и вовремя обновлять программу. Во многих мелких фирмах всего один компьютер, на котором менеджеры любят поиграть. Когда же компьютер занимает бухгалтер, то все удивляются тому, как он долго вводит информацию.

Между прочим, компьютерная программа не знает, что на днях вышло новое Положение о бухгалтерском учете и в связи с этим надо внести изменения в учетную политику предприятия.

Я однажды помогала делать баланс неопытному, но блатному бухгалтеру фирмы, занимающейся импортом. Эта девушка только что приняла дела у уволившейся бухгалтерши – такой же неопытной и такой же блатной. Я обнаружила в пассиве баланса большую сумму кредиторской задолженности. Она там висела уже полгода. Спрашиваю у девушки: "Что это за сумма, и откуда она взялась?" Стали разбираться, позвонили бывшей бухгалтерше. А она лишь недавно окончила бухгалтерские курсы, и у нее не было знакомых опытных бухгалтеров, чтобы проконсультировать ее бесплатно. В результате выяснилось, что эта приличная сумма – курсовая разница, с которой надо было еще полгода назад заплатить налог на прибыль. То ли у молодых нет чувства ответственности, то ли это не каждому дано. Эта бывшая имела роман с директором, но потом что-то у них расстроилось, и она уволилась. Если бы не увольнение, то когда директор узнал бы об этой ошибке? Я бы порекомендовала начинающим бухгалтерам несколько месяцев поработать на крупном предприятии, возможно государственном, пусть даже за семь тысяч рублей, но при этом получить хорошую практику.

Иногда директора нанимают знакомых аудиторов, чтобы проверить работу бухгалтера. Чаще всего это происходит, когда бухгалтер собирается уволиться или когда фирме грозит судебный процесс. Не все аудиторы – достаточно квалифицированные специалисты. У меня создалось впечатление, что многие из них и бухгалтерами-то не работали. Кто-то, наверно, за взятку экзамены сдал, а кто-то выучил только 80 % учебного материала. Сейчас никого ничем не удивишь.

Между прочим, у профессиональных бухгалтеров "аллергия" на коллег, профильное образование которых ограничивается курсами, а также на экономистов и аудиторов. Экономисты все привыкли округлять до тысяч, а что касается аудиторов, то проверять – не работать. Кто такие эти аудиторы? Это бывшие бухгалтеры. Вот бы узнать, кто обычно является учредителями аудиторских фирм? Меня пару раз приглашали работать в аудиторские фирмы, чтобы вести бухучет самой компании. Зарплату предлагали: 200-300 долларов на целый рабочий день в 90-е годы. Я вежливо отказывалась. В штатах аудиторских фирм есть помощники аудиторов – специалисты с бухгалтерским образованием. У них такая же зарплата. Я удивлялась тому, что в этих фирмах так мало платят собственному бухгалтеру. Уж они-то должны ценить бухгалтерский труд. А аудиторы иногда получают по 2000 долларов и больше.

В законодательстве полно спорных вопросов. Бухгалтер спорит с налоговым инспектором, отстаивая свою точку зрения и тем самым, экономя деньги фирмы, а аудитор, подстраховывая себя, многие расходы фирмы рекомендует списать за счет чистой прибыли. Так у фирмы и прибыли не останется. Поскольку директора в налоговом законодательстве не разбираются, бухгалтеру нелегко доказать свою правоту, когда неофициальную проверку проводит знакомый директору аудитор. Им доверяют гораздо больше. Я бы рекомендовала руководителям читать бухгалтерскую литературу или подружиться с налоговым инспектором, который проводил выездные проверки, в том числе и в фирмах, проверенных аудиторами. После общения с таким инспектором можно получить объективную оценку деятельности аудиторов.

Есть такие аудиторы, у которых через неделю после экзамена большая часть информации о налогообложении почему-то исчезает из памяти. А еще есть аудиторы, которые так увлекаются погоней за высокой оплатой, что трудятся только с перерывом на сон. Законодательство все время меняется, а им некогда узнать об этом. Их нанимают руководители фирм, чтобы проконсультироваться по спорному вопросу, возникшему не вчера, а сегодня. Результат – неправильная консультация и впоследствии возможный штраф. Но аудитор к тому времени будет уже недоступен.

Директора иногда спрашивают у бухгалтеров: "Покажите, как работать на кассовом аппарате". Кассовых аппаратов множество. Бухгалтеру их и знать не надо, так как у него другой инструмент для работы – ПК. Мы изучаем бухгалтерские программы, помимо новшеств в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Мастер по техническому обслуживанию кассовых аппаратов мог еще при заключении договора все объяснить, если кто-то не может понять инструкцию. К тому же в Центрах технического обслуживания есть платная услуга по обучению кассиров работе на Контрольно-кассовой технике.

Если бухгалтер получает большую зарплату, то опять все удивляются – за что? Я объясняла директорам, что у других работников дома вечером голова о работе не болит. Чтобы сделать элементарный баланс, надо этому научиться. Платят бухгалтеру не только за количество обработанных документов, но и за знания, без которых не рассчитаешь налоги. Чтобы получить эти знания бухгалтер потратил свое время и свои деньги. К тому же наше законодательство все время меняется. Значит, учиться надо постоянно, как раньше Ленин говорил. Да и для здоровья полезно "пошевелить мозгами". Мозг надо регулярно заставлять работать. Конечно, было бы интереснее не читать литературу по бухучету и налогообложению, а разгадывать кроссворды. Но что делать, раз в такое время живем. Будем учиться до пенсии.

Заключение

Работающие люди проводят на работе треть своей жизни. Трудно найти работу, чтобы устраивало все: зарплата, начальник, члены коллектива, офис и т. д. Все время приходится чем-то жертвовать. С "самобытностью" начальства приходится мириться чаще всего – выбрать себе хорошего начальника трудно, еще труднее изменить уже выбранного. Остается полагаться на везение, добрую волю директоров к самокритике и позитивным изменениям, а также на свою способность сделать из лимона лимонад.

Директора, чаще смотрите на себя со стороны! А то ведь бывают случаи, когда сотрудникам, глядя на вас, трудно сдерживать смех. Иногда, этот смех является единственным положительным моментом в их работе. Но жизнь ведь полосатая. И в следующий раз полоски могут распределиться и по-другому. Поэтому, обращаясь к директорам, хочется сказать: возлюбите своих сотрудников, если не как себя самого, то хотя бы как источник, приносящий вам деньги! Ведь деньги-то вы любите!

Ну вот, наверно, и все. Напоследок хочу сообщить, что есть на свете и очень хорошие директора: культурные люди, уважающие труд бухгалтеров, выплачивающие зарплату вовремя, и даже чтящие Трудовой кодекс. Работать под их руководством мечтают не только бухгалтеры. С такими директорами я тоже работала, расставаться нам приходилось лишь под влиянием непреодолимой силы обстоятельств.

Зная, что цель моих поисков вполне реальна, теперь я хочу работать только с таким прекрасным директором – директором моей мечты! Чего и вам желаю!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: