Типологические особенности высшей нервной деятельности

 

Совокупность врожденных  и  приобретенных свойств нервной системы называется типом высшей нервной деятельности. Индивидуальные особенности человека обусловлены взаимоотношениями процессов возбуждения и торможения.

И.П.Павлов взял за основу разделения на типы  высшей нервной деятельности критерии: сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и выделил следующие типы ВНД:

Сильный -  может быть уравновешенным и неуравновешенным.

Сильный уравновешенный  может различаться по подвижности нервных процессов:

- подвижный (сангвиник) характеризуется быстрой переориентацией в ответ на смену жизненных обстоятельств;

- инертный (флегматик) характеризуется медленной переориентацией, уравновешенный, спокойный, рассудительный.

Сильный неуравновешенный (холерик) отличается повышенной возбудимостью, взрывчатостью в связи с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Слабый (меланхолик ) – характеризуется слабым типом нервной системы, мрачный, подавленный, вечный скептик с преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения.

 

В последующих исследованиях (И.Н. Красногорский, Б.П.Теплов, В.Д. Небылицын) в основу разделения на типы высшей нервной деятельности были добавлены критерии: скорость образования условных рефлексов, формирование речи и динамичность  процессов. Если рассматривать все критерии в вариационном ряду, то можно выделить более 100 типов высшей нервной деятельности.

Тип нервной системы наследуется от родителей, однако на него существенное влияние оказывает окружающая среда. Особенности характера формируются в индивидуальной жизни человека.

Постановка слишком трудных, непосильных задач может вызвать перенапряжение корковых процессов возбуждения или торможения, что приводит к срывам нервной деятельности, к неврозам.

 

Межполушарная асимметрия и психическая деятельность.

Учение о межполушарной асимметрии возникло более 100 лет назад в связи с открытием речевых центров в левом полушарии мозга.

Левое полушарие стало рассматриваться как доминирующее, а правое - как дополнительный автомат.

Под влияние работ Р.Cheppu стала формулироваться концепция частичного доминирования полушарий. Согласно этой концепции левое - специализируется на вербально символических функциях, а правое – на пространственно синтетических.

В настоящее время наиболее распространен взгляд на преобладающую роль левого или правого полушария в управлении теми или иными психическими функциями.

При доминирующем левом полушарии человек тяготеет к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

При доминирующем правом полушарии – тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен, неразговорчив, не склонен к созерцательности и воспоминаниям.

Большинство людей – это двуединство этих крайних проявлений поведения и психики.

В последнее время все большее признание получает концепция Э. Констандова о взаимодополняемом сотрудничестве двух полушарий.

Установлено, что правое полушарие быстрее обрабатывает поступающую информацию. Зрительно-пространственный анализ передается из правого полушария в левое полушарие. Правому полушарию свойственно охватывать картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение конкретную реальность, не дробя её на части. Оно действует быстро.

Левое  полушарие как бы дробит картину мира на части, анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты. Действует сравнительно медленно. Его можно назвать аналитическим, классификационным, последовательным, индуктивным.

Правое -  пространственное, интуитивное, эмоционально-образное.

Левое – знаковое, рационально-логическое, речевое.

Существует мнение, что общество переоценивает роль левого полушария в становлении мыслительной деятельности. Правое полушарие связано с развитием творческой интуиции. Основным типом мышления ребенка в 6 лет является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой, т.е. активное участие правого полушария.

Левшество – это один из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от врожденных генетических особенностей, от особенностей строения мозга ребенка.

У детей правшество и левшествово в основном формируются к 4 годам. У левшей иначе устроен мозг, а значит и мышление. Леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, гневливы и тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки. Лучше чувствуют цвет, форму, отличия между предметами. Больше ориентируются на чувственные ощущения. Их стихия - индивидуальная работа. Поэтому регламентированная работа им в тягость.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: